Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 17:39, курсовая работа
В рамках данной курсовой работы, я попытаюсь вскрыть современные проблемы федерализма и федеративного взаимоотношения центра и субъектов России. И это и есть глобальная цель моего исследования.
Для достижения цели моей курсовой работы мне не обходимо решить ряд задач:
– изучить сущность и понятие федерализма в Российской Федерации;
– проанализировать историю развития федерализма в Российской Федерации;
– рассмотреть принципы федеративной государственности;
– определить современные проблемы федерализма на данном этапе развития Р.Ф..
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ
АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и
ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ
РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ» ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ-ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГГО УПРАВЛЕНИЯ
Курсовая
работа
на тему:
«Формирование современного российского
федерализма, его особенности, проблемы
развития и пути их решения»
Выполнила студентка
факультета ГМУ
группы 411
Токарева
Валентина
Владимировна
Научный руководитель
доцент
Пономарев Н.Н.
г. Ростов-на-Дону
2011
Введение
Понятие
федерализма возникло с потребностью
устройства государства в такой
форме, которая, обеспечивая единство
и согласованное
Разделение
предметов ведения и
Российская Федерация - это молодое федеративное государство, где процесс развития федеративных отношений имеет свои особенности и протекает с осложнениями. На сегодняшний день стране приходится одновременно решать ряд серьезных социально-политических и экономических проблем, охватывающих существенные аспекты общественного, государственного и федеративного устройства России. Нерешенность указанных проблем федерализма России определяет актуальность темы. Также важным этапом в строительстве прочного и стабильного федеративного государства в РФ является процесс разделения предметов ведения и полномочий между федеральным Центром и субъектами федерации, однако, и здесь имеются определенные сложности.
В рамках
данной курсовой работы, я попытаюсь
вскрыть современные проблемы федерализма
и федеративного
Для достижения цели моей курсовой работы мне не обходимо решить ряд задач:
– изучить сущность и понятие федерализма в Российской Федерации;
– проанализировать историю развития федерализма в Российской Федерации;
– рассмотреть принципы федеративной государственности;
– определить современные проблемы федерализма на данном этапе развития Р.Ф..
Материал моего исследования, является неотъемлемым багажом тех знаний, которые мне помогут в будущей работе по выбранному мной профилю образования.
Слова «федерализм», «федерация», «конфедерация», «федеративный», «конфедеративный» имеют общий корень и происходят от латинского «feodus», что соотносится с понятием соглашения, контракта, договора, союза. Следовательно, исходный смысл федерации или конфедерации заключатся в том, что они создаются и функционируют на основе соглашения между субъектами, вступающими в определенный союз
Переходя
непосредственно к понятию «
– это форма государственного устройства, предполагающая образование единого государства из нескольких государственных образований, обладающих определенной юридической и политической самостоятельностью;
– это политико-правовой механизм, защищающий местные сообщества от тирании центрального правительства;
– это средство демократизации, поскольку позволяет населению участвовать в политическом процессе на нескольких уровнях власти;
– это метод повышения
Конституционно правовой статус России как федеративного государства определяется федеральной Конституцией 1993г., Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990г. и Федеративным договором от 31 марта 1992г.
При этом
приоритетное значение в определении
правового статуса федерации, ее
субъектов принадлежит
Тексты трех Договоров между федеральными органами власти и органами власти республик в составе федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и автономной области, автономных округов (которые в совокупности и принято называть Федеративным договором) были одобрены VI Съездом народных депутатов России и вошли в текст Конституции Российской Федерации в редакции от 21 апреля 1992 г.
Федерализм в России является основой конституционного строя. 1. В составе Российской Федерации находятся следующие субъекты Российской Федерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;
Алтайский край, Камчатский край, Краснодарский край, Красноярский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Агинский Бурятский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
Конституции РФ, Федеральным конституционным законом от 21.07.2007 N 5-ФКЗ установлено, что с 1 марта 2008 года образуется новый субъект Российской Федерации - Забайкальский край - в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа (статья 1), которые прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 марта 2008 года (статья 4).
Федеральным конституционным законом от 30.12.2006 N 6-ФКЗ установлено, что с 1 января 2008 года образуется новый субъект Российской Федерации - Иркутская область - в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа (статья 1), которые прекращают существование в качестве субъектов Российской Федерации с 1 января 2008 года (статья 4).
Часть 1 статьи 65 Конституции РФ дана с учетом Указов Президента РФ от 09.01.1996 N 20, от 10.02.1996 N 173, от 09.06.2001 N 679, от 25.07.2003 N 841, Федеральных конституционных законов от 25.03.2004 N 1-ФКЗ, от 14.10.2005 N 6-ФКЗ, от 12.07.2006 N 2-ФКЗ.
Таким образом в настоящее время РФ включает 86 субъектов федерации, образованные по национальному (национально-территориальному) принципу (республики, автономная область, автономные округа) и по территориальному (края, области, города Москва и Санкт-Петербург). Указанные два принципа организации субъектов федерации (национально-территориальный и территориальный) — также существенные характеристики федеративного устройства России.
Сегодня нередки споры об исторических корнях российского федерализма. Иной раз их усматривают уже в процессе объединения княжеств, земель, царств и ханств в далеких столетиях, когда складывалось государство Российское. Этот процесс шел разными путями, охватывая добровольные союзы и спасительные присоединения, но не исключая и завоевательные походы. Со временем Россия превратилась в государство, спаянное воедино не только общностью исторического пути народов, но и общими интересами — экономическими, социальными, культурными, политическими. Однако Россия — и это хотелось бы подчеркнуть — создавалась и развивалась как централизованное унитарное государство. Чем более крепла царская власть, тем четче идеи единой и неделимой России принимали государственные формы.
Федерализм в официальных кругах царской России никогда не поддерживался и не признавался. Разумеется, система управления страной не могла не отражать особенности положения ряда регионов. Эта система отнюдь не была столь примитивной, как ее не раз изображали в недалеком прошлом. Элементы автономии можно было найти в Финляндии и в Польше. Наместник царя на Кавказе по положению был в своем регионе выше российских министров и имел право не допускать исполнения их решений в своем регионе. Российская империя умела включать в осуществление власти национальные «верхи».
Известный российский правовед профессор Н. М. Коркунов писал уже в канун первой мировой войны: «Россия могла быть только единым государством. Она никогда не образовывала и не образует ни федерации, ни унии». И это было сказано не случайно. Основные законы царской России провозглашали, что во всем ее пространстве власть принадлежала государю. В верховном управлении его власть действовала непосредственно, а «в делах же управления подчиненного», как говорилось в то время, определенная степень власти могла вверяться государем местам и лицам, действовавшим, однако, его именем и по его повелению. Конституционный манифест 17 октября 1905г., от которого либеральные круги России могли ожидать более серьезных реформ, внес в государственное устройство России мало нового.
Федерализм вначале не признавался и большевистской партией. Считалось, что он ослабляет необходимое единство экономических связей и вообще является негодным типом для одного государства. В принципе партия выдвигала лозунги самоопределения наций, входящих в состав государства, но не шла дальше требований широкого областного самоуправления, особенно для местностей, отличавшихся национальным составом населения. Предпочтение явно отдавалось крупному централизованному государству.
Ленин и его сторонники позднее пересмотрели свое отношение к федерализму. Решающую роль играло возрастание национального фактора в борьбе за политическую власть. Еще накануне первой мировой войны большевистская партия провозгласила, что право наций на самоопределение охватывает их право на отделение и образование самостоятельного государства. Вместе с тем сразу же была сделана оговорка о том, что решение вопроса об отделении непозволительно смешивать с вопросом о его целесообразности. Примечательно, что в первых актах победившей советской власти вопрос о государственном устройстве практически не затрагивался.
Обстановка, создавшаяся на территории царской России, однако, потребовала радикальных решений: центральная власть вынуждена была бороться за свое выживание, а усиление сепаратизма и национализма вело к тому, что от бывшей «единой и неделимой» отпадали все новые регионы. Окончательно вышли из состава России Польша и Финляндия, приобретали государственную самостоятельность Литва, Латвия и Эстония, реальной становилась возможность отделения Украины и Белоруссии, не говоря уже о Грузии, Армении и Азербайджане. В этих условиях лозунги федерализма стали спасительными для сохранения крупного государства.
Российский федерализм характерен тем, что республики, входящие в состав Федерации, заявили о своем суверенитете. Это принципиальное положение признано в Федеративном Договоре 1992 года, декларировано в конституциях республик, других принципиальных документах. Так, в Договоре о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан (3 августа 1994г.) в первой же статье записано: «Республика Башкортостан — суверенное государство в составе Российской Федерации».
В России,
таким образом, сложилась ситуация,
характерная сочетанием двух суверенитетов
в рамках одного государства. Это
сочетание проявляется в том,
что суверенитет федеративного
государства охватывает, покрывает
собой суверенитет входящих в
него республик, тоже объявивших о своем
суверенитете. Иной раз такой подход
напоминает известную русскую матрешку,
внутри которой помещается еще несколько
матрешек меньшего размера. Сам по себе
такой подход вполне приемлем при
условии, что им не нарушаются исторически
сложившееся государственное