Классификация налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 18:37, контрольная работа

Краткое описание

Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
1. Теоретические основы классификации налогов…………………3
2. Традиционная классификация налогов………………………….10
3. Международная классификация налогов……………………….14
Заключение…………………………………………………………..17
Список литературы………………………………………………….17

Вложенные файлы: 1 файл

Классификация налогов.doc

— 104.50 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

И ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

(ИГУПИТ)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ_________________________________________

 

НА ТЕМУ:_________________________________________________

 

___________________________________________________________

 

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ__________________________________________

 

 

 

                                                ВЫПОЛНИЛ:

                                                  Студент____курса, группы___________

                                                  ________________________факультета            

                                                  заочного отделения

                                                  Ф.И.О. студента____________________

                                                Шифр зачетной книжки______________

                                                                                     

                                                 Оценка____________________________

 

                                               Подпись преподавателя______________

 

 

 

 

 

Регистрационный №__________________________

 

Дата регистрации_____________________________

 

 

20   г. 

Содержание.

 

Введение………………………………………………………………3

 

1. Теоретические  основы классификации налогов…………………3

 

2. Традиционная  классификация налогов………………………….10

 

3. Международная  классификация налогов……………………….14

 

Заключение…………………………………………………………..17

 

Список литературы………………………………………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Налоги как  основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. В каждой стране взимается большое число разнообразных налогов и сборов, которые различаются как по названиям, так и по способам взимания. Нередко налоги отдельных стран бывают похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера.

Многообразие  существующих налогов вызывает необходимость  их классификации (разделения на виды) на определенной основе. Отнесение  того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и суть данного налога. Кроме того, при всей многочисленности и разнообразии налогов классификация позволяет устанавливать их сходства и различия. Особенности отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, специфических административно-финансовых мер.

Обобщая изложенное, необходимо подчеркнуть, что классификация  налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так  как она характеризует налоговую  систему в целом. С ее помощью осуществляется анализ системы налогообложения, и делаются необходимые выводы для ее дальнейшего совершенствования.

1. Теоретические  основы классификации налогов

Значительное  место в теории налогов занимает вопрос их классификации, т.е. системной  группировки налогов по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин - таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели, такие как более обоснованное применение налогов, проведение необходимых аналитических расчетов, составление отчетности и т.д.

Классификация налогов имеет также важное юридическое  значение. Она способствует систематизации налогов, которая необходима и в  законодательных целях:

Во-первых, разумное построение налоговой системы требует упорядочения налогов, исключения дублирующих платежей. В результате налоговое бремя будет распределяться оптимально.

Во-вторых, при  налогообложении разных объектов применяются  разные приемы юридической техники. Для уяснения сути различий необходимо разграничить основания налогообложения.

В-третьих, необходима группировка налогов, имеющих одинаковую природу, в целях избежания двойного налогообложения, при котором один и тот же субъект вынужден уплачивать одни и те же или сопоставимые налоги многократно.

В-четвертых, систематизация налогов способствует правильному  толкованию налогового законодательства. При толковании по аналогии необходимо решить, какой аналогией правильнее воспользоваться Классификация  налогов ограничивает поиски аналогичных норм и принципов, что позволяет избежать опасности применения аналогии в налоговом праве.

Разделение  всех видов налогов на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают  различия налогов в зависимости от особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности и т.п. Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства, и, как правило, формируются на протяжении всей истории развития податных систем стран мира. Классификационные признаки - неотъемлемый атрибут налоговой науки, они существуют как бы сами по себе. Другое дело, что при выборе видов налогов можно не вводить такие налоги, которые обязательно подпадали бы под тот или иной классификационный признак.

Классификация налогов по различным признакам  имеет важное значение для организации  рационального управления налогообложением. В целом классификационные признаки универсальны, т.е. основные из них известны с древних времен. Группировка же в соответствии с этими критериями тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-политических отношений в стране и сложившихся традиций в налоговых отношениях.

Многообразие  налоговых классификаций, группировок  и признаков, положенных в основу различными исследователями, в определенной степени отражает эволюцию налогов, а также позиции ученых относительно выбора исходных классификационных признаков. Экономическая наука не относится к точным, таким как, например, химия. И классификационную таблицу налогов, хотя бы в какой-то степени приближающуюся к точности классификационной таблицы химических элементов Д.И. Менделеева, построить практически невозможно. Многие выдающиеся ученые-экономисты, занимающиеся в своих налоговых исследованиях таксономией, так и не пришли к единой точке зрения по обоснованию классификационных признаков и особых свойств системы налогов. Соответственно и в учебной литературе сложно найти два учебника с полностью одинаковыми классификационными признаками.

Тем не менее, учеными  определен ряд классификационных  критериев, по которым всю совокупность платежей налогового характера можно подразделить на группы:

1. По плательщикам

В зависимости  от плательщиков все налоги можно  подразделить на три группы:

· Налоги, уплачиваемые физическими лицами;

· Налоги, уплачиваемые юридическими лицами;

· Налоги, уплачиваемые физическими и юридическими лицами.

К налогам и  сборам, уплачиваемым только физическими  лицами, относятся: налог на доходы физических лиц, налог на имущество  физических лиц.

К налогам и  сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налог на прибыль  организаций, налог на имущество организаций.

Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками  которых могут одновременно выступать  как физические, так и юридические  лица. В Российской Федерации к  таким налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, единый социальный налог, государственная пошлина, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, земельный налог и др.

2. По объектам  обложения

В зависимости  от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:

· Налоги на доходы;

· Налоги на имущество;

· Налоги на реализацию товаров (работ, услуг);

· Налоги на определенные виды расходов;

· Налоги на совершение определенных операций.

Налоги на доходы подразделяются на налоги, взимаемые  с совокупного дохода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. В Российской Федерации к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщиков, относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Однако в соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условия налогообложения таких видов доходов, как проценты, дивиденды, выигрыши. Кроме того, устанавливаются особенности налогообложения доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ.

Налоги на имущество  подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости имущества (общепоимущественные), и налоги, взимаемые, с отдельных видов имущества. Пример налога, взимаемого с совокупной стоимости имущества, - налог на имущество организаций. К налогам, взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: земельный налог, транспортный налог.

В группу налогов  на реализацию товаров (работ, услуг) включаются те налоги, объектами обложения по которым выступают обороты по реализации товаров (работ, услуг). В  эту группу включаются налог на добавленную стоимость, акцизы. Налоги на реализацию товаров (работ, услуг) обычно называют «налоги на потребление». Такое название эти налоги получили потому, что хотя их плательщиком является лицо, производящее или реализующее соответствующие товары (работы, услуги), носители налогового бремени - потребители.

К налогам на определенные виды расходов могут относиться налоги на выплачиваемую заработную плату (на фонд заработной платы). Для  работодателей к таким налогам  относится единый социальный налог, который представляет собой налог на определенный вид расхода: выплату заработной платы и вознаграждений по трудовым договорам (контрактам).

Что касается налогов  на совершение определенных операций, то объектом налогообложения может  также выступать стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений. В Российской Федерации стоимость сделок имущественного характера и стоимость исковых заявлений является объектом обложения государственной пошлиной.

 

3. По принадлежности  к уровням управления и власти

По принадлежности к уровням управления и власти налоги подразделяются в зависимости  от административно-территориального устройства государства: в унитарных  государствах - на центральные (государственные) и местные (муниципальные); в федеративных государствах - на федеральные, региональные и местные.

Распределение налоговых полномочий между различными уровнями государственной власти и  местного самоуправления - одна из сложнейших проблем при создании и реформировании налоговых систем. Наделение региональных и местных властей широкими полномочиями в сфере налогообложения позволяет максимально учитывать специфику той или иной территории, расширяет возможности по проведению этими органами самостоятельной налоговой, бюджетной, финансовой, экономической, социальной политики. Жесткая регламентация и ограничение прав регионов и органов местного самоуправления по установлению и введению налогов и сборов позволяет унифицировать налоговую систему, создает единообразные и приблизительно равные условия для осуществления экономической деятельности в стране, способствует повышению эффективности налогового контроля и борьбы с налоговыми правонарушениями и преступлениями. На распределение налоговых полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления оказывают влияние политические, экономические, организационные и этнические факторы, а также исторические и культурные традиции.

В Российской Федерации  установлена трехуровневая налоговая  система. Налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ. К ним относятся: налог  на добавленную стоимость, акцизы, налог  на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина и налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные  налоги и сборы устанавливаются  НК РФ и законами субъектов РФ и вводятся в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ. Эти налоги обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ. К ним относятся: налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество организаций.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся специальными нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Сфера действия местных налогов и сборов - подведомственная соответствующему органу местного самоуправления территория. К местным налогам и сборам относится земельный налог.

Законодательным органам субъектов РФ и представительным органам местного самоуправления предоставлено  право определять только следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты, а также формы отчетности соответственно по региональным и местным налогам. Кроме того, законодательные (представительные) органы субъектов РФ могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком по региональным налогам, а законодательные (представительные) органы местного самоуправления могут предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком по местным налогам. Все остальные элементы налогообложения могут устанавливаться только НК РФ.

4. По адресности  зачисления налоговых платежей

В зависимости  от адресности зачисления налоговых  платежей все налоги и сборы подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленными налогами и сборами называются налоги и сборы, поступления по которым на длительный период полностью или частично закрепляются в качестве доходного источника определенных бюджетов.

К регулирующим налогам и сборам относятся налоги и сборы, по которым могут устанавливаться  нормативы отчислений в бюджеты различных уровней.

С 1 января 2005 года для налоговой системы Российской Федерации данная группировка неактуальна, так как в Бюджетном кодексе  определяются только собственные доходы бюджета.

Информация о работе Классификация налогов