Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 00:03, реферат

Краткое описание

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Содержание

Введение………………………………………………………………….стр.3-6
Глава 1: Сущность и природа налогов …………………………….…..стр.7
§ 1.1. Виды и классификация налогов………………………………….стр.7-11
§ 1.2. Функции налогов……………………………………………….....стр.12-14
§ 1.3. Основные принципы налогообложения………………………....стр.15-18

Глава 2. Роль и функции налоговой системы …………………………стр.19-20
§ 2.1. Фискальная и регулирующая функции………………………….стр.21
§ 2.2. Распределительная функция……………………………………...стр.22
§ 2.3. Социальная функция……………………………………………....стр.23
§ 2.4. Стимулирующая функция………………………………………...стр.24
§ 2.5. Контрольная функция……………………………………………..стр.25
§ 2.6. Основные изменения налогового законодательства
с 2009 года………………………………………………………………..стр.26-27
§ 2.7. Налоговая статистика за 2008-2009 гг.………………………......стр.28-30

Глава 3. Проблемы и противоречия действующей налоговой системы………………………………………………………………...…стр.31-33
§ 3.1. Пути совершенствования налоговой системы…………………..стр.34-35

Заключение……………………………………………………………….стр.36-37
Список использованной литературы……………………………………стр. 38

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по экономической теории.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСОВЫЙ  ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ТЕОРИИ ЭКОНОМИКИ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

По  дисциплине:

”Экономическая теория”

на тему:

"Налоги. Их функции и  роль в рыночной  экономике" 
 
 
 
 
 

                  Выполнил:

                  Студент 3 курса, группы 13302

                  очного отделения,

                  специальности ”Финансы и кредит”

                  Сидоров В.А

                  Руководитель: Пашин М.А. 
                   
                   
                   

Нижний  Новгород

2010г. 
 

Содержание

                      Введение………………………………………………………………….стр.3-6

Глава 1: Сущность и природа налогов …………………………….…..стр.7

§ 1.1. Виды и классификация налогов………………………………….стр.7-11

§ 1.2. Функции налогов……………………………………………….....стр.12-14

§ 1.3. Основные принципы налогообложения………………………....стр.15-18 

Глава 2. Роль и функции налоговой системы …………………………стр.19-20

§ 2.1. Фискальная и регулирующая функции………………………….стр.21

§ 2.2. Распределительная  функция……………………………………...стр.22

§ 2.3. Социальная функция……………………………………………....стр.23

§ 2.4. Стимулирующая  функция………………………………………...стр.24

§ 2.5. Контрольная  функция……………………………………………..стр.25

§ 2.6. Основные изменения налогового законодательства

с 2009 года………………………………………………………………..стр.26-27

§ 2.7. Налоговая  статистика за 2008-2009 гг.………………………......стр.28-30 

Глава 3. Проблемы и противоречия действующей налоговой системы………………………………………………………………...…стр.31-33

§ 3.1. Пути совершенствования  налоговой системы…………………..стр.34-35  

Заключение……………………………………………………………….стр.36-37

Список использованной литературы……………………………………стр. 38           
 
 
 
 
 

     Введение.   

     Государство может воздействовать на ход экономической  жизни, лишь располагая определенными  денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

     Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

 Налоги  – это порождение государства, они  существовали и могут существовать вне товарно-денежных отношений. Например, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были разного рода натуральные поборы и, кроме этого, основная масса населения должна была выполнять натуральные повинности. В эпоху становления и развития капиталистических  отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

    Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса  и есть сущность налога.

   Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. Они взимаются в порядке и размере, установленном законом.

Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:

  • власть вправе устанавливать налоги
  • всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)
  • однократность налогообложения  (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)
  • очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)

определенность  налогообложения  (что и по какой  ставке облагается налогом).

В условиях рыночной экономики любое государство широко  использует  налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления  экономикой в условиях рынка.

Устанавливая  налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую  деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. Исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение  налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности,  форм  собственности  и организационно  -  правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм  собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

 В  условиях  перехода от административно  - директивных методов управления  к экономическим резко возрастают  роль и  значение налогов   как регулятора рыночной экономики,  поощрения и развития приоритетных  отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в  развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий.

Налоговая система  в Российской Федерации практически  была создана в 1991 году, когда в  декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Главной целью налоговой реформы в России была провозглашена всемерная поддержка становления рыночных отношений. При этом она должна была способствовать определенному выравниванию уровней доходов всех групп населения, оказывать поддержку малоимущим,  обеспечивать более-менее справедливое распределение налогового бремени по регионам и др. Оценивая итоги реформирования налоговой системы в России в 1992-1998г., следует признать, что поставленные в этой сфере цели не были достигнуты. 1998 год завершил первый этап рыночного развития новой России с результатами, прямо противоположными поставленным целям финансовой стабилизации экономики  и переходу к экономическому подъему. Вместо ожидаемого экономического роста - дальнейший спад в реальном секторе экономики. Высокий уровень налогообложения до 80% валовой прибыли стимулирует предпринимателей к ее сокрытию. Платить исправно все налоги в полном объеме - прямой путь к банкротству. Не срабатывает и механизм выравнивания доходов - разрыв между бедными и богатыми увеличился. Разрыв между 10% самыми бедными и 10% самыми богатыми в 1996 году составил 1:14. Слабое государство в условиях отсутствия практического опыта пыталось построить налоговую систему, ориентированную на европейские стандарты. В результате в  России не только не созданы стимулы для преодоления спада производства, но из-за низкой собираемости налогов не удалось реализовать и фискальные интересы государства. Отсутствие сбалансированной и стабильной налоговой системы в первую очередь связано с отсутствием надежной концептуальной базы в области финансов и налогов. Подтверждением являются дискуссии по вопросу о природе налога, определение налогоплательщиков  и элементов налогообложения. А ведь вопросы теории - вовсе не праздные (как продолжают считать многие). Все наши нынешние шараханья во многом вызваны тем, что под налоговое законодательство не подведена научная база. Вряд ли кто сегодня сумеет объяснить, почему в стране действуют те или иные виды налогов, как они взаимосвязаны, да и взаимосвязаны ли вообще.… Таким образом, для решительных преобразований необходима  не теория "проб и ошибок", а  метод "от теории к практике". В этих условиях важным является определение сущности  налога как экономической категории.

                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

§ 1.1. Виды и классификация  налогов. 

Налоги  делятся на разнообразные группы по многим признакам. Они классифицируются:

  • прямые и косвенные (по характеру налогового изъятия);
  • федеральные, региональные, местные (по уровням управления);
  • налоги с юридических и физических лиц (по субъектам налогообложения);
  • пропорциональный, прогрессивный и регрессивный (в зависимости, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом);
  • по целевому назначению налога (общие, специальные).

     В зависимости от использования налоги бывают общие и специфические (или целевые). Общие налоги используются на финансирование расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов.

Специальные налоги имеют целевое назначение (отчисления на социальные нужды, отчисления в дорожные фонды, транспортный налог и.

     Налог называется пропорциональным, прогрессивным,  или регрессивным в зависимости от того, какую долю дохода платит налогоплательщик с высоким доходом.

     Налог считается: прогрессивным, если с увеличением дохода доля налога в общем, доходе возрастает; пропорциональным, если сумма налога представляет собой постоянную долю дохода; и регрессивным, если бремя налога относительно тяжелее для семей с низкими доходами, чем для богатых семей.

     Регрессивный  налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.

     Пропорциональный  налог, забирает одинаковую часть от любого дохода (единая ставка для доходов любой величины).

     Состав  налогов отечественной налоговой  системы можно классифицировать, объединив группы налогов по следующим признакам:

  • объект обложения,
  • особенности ставки,
  • полнота прав соответствующих бюджетов в использовании поступающих налоговых сумм 
  • и другие.

     Существующие  налоги в зависимости от подходов к их классификации можно подразделить на несколько видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и физические лица и т.д. При этом сказать, что самая широкая классификация по методу установления все налоги подразделяет на группы. Это прямые и косвенные.

     Прямые  налоги - налоги, которые непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги прямо пропорциональны платежеспособности.

     Преимущество  прямых налогов состоит в том, что их легче приспособить к определенным условиям - размеру семьи, доходу, возрасту, и, в более общим смыслом - платежеспособности. К числу прямых  налогов относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения.

     Прямые  налоги трудно перенести на потребителя.  Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю  и  на  другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

     Косвенные налоги - это налоги, которые являются надбавкой к цене или определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг.

     Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость -  НДС, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами и др. налоги.).

     Косвенные налоги  переносятся на конечного  потребителя в зависимости от степени эластичности спроса  на  товары  и услуги, облагаемые  этими  налогами.  Чем  менее  эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем  менее  эластично предложение,  тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

     Косвенные налоги называют еще безусловными, потому что они ни связаны непосредственно с доходом налогоплательщика и взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

     В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов  может  привести к сокращению потребления, а при  высокой  эластичности  предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности. Прямые налоги распространяются на стадии производства и реализации продукции, а косвенные - большей степени регулируют процессы распределения и потребления. Поэтому принято считать, что прямые налоги - это налоги на доходы, а косвенные на расходы, что они в большей мере относятся к стадии потребления в условиях равновесной экономики.

Информация о работе Налоги. Их функции и роль в рыночной экономике