Налоговая отчетность и налоговый контроль в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 20:47, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение порядка применения действующих форм и методов налогового контроля, а также рассмотрение налоговой отчетности как механизма взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. изучение понятия и форм налогового контроля;
2. исследование правовых основ и порядка проведения налоговых проверок;
3. изучение подходов к проведению налогового контроля применительно к различным категориям налогоплательщиков, в частности – к крупным налогоплательщикам.
4. рассмотрение нормативно-правовых основ налоговой отчетности;
5. определение порядка представления налогоплательщиками отчетности в различных видах и порядка ее приема налоговыми органами

Содержание

Введение
I. Теоретическая часть
1. Налоговый контроль, его сущность и содержание
1.1. Понятие и формы налогового контроля
1.2. Налоговые проверки: правовые основы и порядок проведения
1.3. Прочие формы налогового контроля
1.4. Особенности налогового контроля крупных налогоплательщиков
2. Налоговая отчетность в Российской Федерации
2.1. Нормативно-правовые основы налоговой отчетности
2.2. Порядок представления бухгалтерской отчетности
2.3. Налоговая декларация
3. Налоговая система зарубежных стран
3.1. Особенности налогового контроля крупных налогоплательщиков
3.2 Налоговые системы зарубежных стран
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа Расторгуева Е. БУХ-08.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Налоговое законадательство»

на тему:

«Налоговая отчетность и налоговый контроль в Российской Федерации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки группы БУХ-08

Расторгуевой Екатерины

 

Содержание

Введение             

I. Теоретическая часть             

1.  Налоговый контроль, его сущность и содержание             

1.1. Понятие и формы налогового контроля             

1.2. Налоговые проверки: правовые основы и порядок проведения             

1.3. Прочие формы налогового контроля             

1.4. Особенности налогового контроля крупных налогоплательщиков             

2. Налоговая отчетность в Российской Федерации             

2.1. Нормативно-правовые основы налоговой отчетности             

2.2. Порядок представления бухгалтерской отчетности             

2.3. Налоговая декларация             

3. Налоговая система зарубежных стран

     3.1. Особенности налогового контроля крупных налогоплательщиков

     3.2 Налоговые системы зарубежных стран

Заключение             

Список использованной литературы             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. Осуществление налогового контроля играет важную роль в формировании налоговой составляющей доходной части государственного бюджета Российской Федерации. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги. Правильно организованный налоговый контроль требует, с од­ной стороны, широких полномочий налоговых органов в части доступа к соответствующей информации, а с другой — уважения к налогоплательщику и недопустимости причинения ему неправомер­ного вреда.

Кроме того, на современном этапе развития налоговой системы большое внимание уделяется проблеме взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов. В частности, это касается использования новых форм представления налоговой отчетности для достижения улучшения обслуживания налогоплательщиков, упрощения исполнения налоговых обязанностей, сокращения размеров потерь бюджетов всех уровней, повышения эффективности механизмов налогового администрирования.

В связи с этим, на данный момент  перед налоговыми органами стоит серьезная проблема – контроль над  полнотой, своевременностью и правильностью взимания налогов и его совершенствование. Особенности применения механизма налогового контроля, а также его роль в обеспечении формирования налоговой составляющей доходной части бюджета, делают рассмотрение механизма налогового контроля особенно актуальным в настоящее время.

Целью курсовой работы является изучение порядка применения действующих форм и методов налогового контроля, а также рассмотрение налоговой отчетности как механизма  взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

1. изучение понятия и форм налогового контроля;

2. исследование правовых основ и порядка проведения налоговых проверок;

3. изучение подходов к проведению налогового контроля применительно к различным категориям налогоплательщиков, в частности – к крупным налогоплательщикам.

4. рассмотрение нормативно-правовых основ налоговой отчетности;

5. определение порядка представления налогоплательщиками отчетности в различных видах и порядка ее приема налоговыми органами

Предметом исследования данной курсовой работы является совокупность взаимоотношений налогоплательщиков и государства в лице налоговых органов. Объектом исследования является система контроля со стороны налоговых органов России за своевременностью и полнотой уплаты налогоплательщиками налогов в бюджет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Теоретическая часть

1.  Налоговый контроль, его сущность и содержание

1.1. Понятие и формы налогового контроля

Становление рыночных принципов хозяйствования в России, необходимость укрепления и стабилизации финансовой системы страны, обеспечения устойчивого пополнения бюджета обусловили структурные изменения в системе государственного контроля над состоянием экономики. Произошло обособление такого направления государственного финансового контроля, как контроль за своевременной и полной уплатой налогов и сборов.

В соответствии со ст. 82 Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ) налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.

Субъектами налогового контроля (органами, осуществляющими налоговый контроль) являются налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел.

Налоговый контроль может производиться налоговыми органами в различных формах:

1. постановка налогоплательщика на учет в налоговых органах;

2. налоговая проверка;

3. получение объяснений налогоплательщиков, связанных с исчислением и уплатой налогов;

4. осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода.

Для реализации налогового контроля налогоплательщики (орга­низации и физические лица) подлежат постановке на учет в нало­говом органе. Это — первооснова налогового контроля. Важно под­черкнуть, что в соответствии с НК РФ постановке на учет подлежат любые лица, признаваемые налогоплательщика­ми, независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Организации, налоговые агенты, индивидуальные пред­приниматели без образования юридического лица обязаны само­стоятельно предпринять определенные действия по постановке на учет в налоговом органе. Постановка налогоплательщика-органи­зации на учет в налоговом органе осуществляется как по месту нахождения самой организации, так и по месту нахождения ее филиалов, представительств и других обособленных подразделе­ний, хотя сейчас согласно Гражданскому кодексу РФ они не явля­ются самостоятельными субъектами налоговых правоотношений.

Постановка на учет налогоплательщиков – физических лиц производится по месту их жительства, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств

Завершающим этапом процедуры постановки налогоплатель­щика на учет является присвоение ему идентификационного номера. Он является единым по всем налогам и на всей территории Рос­сии и должен указываться как налоговым органом в направляемых налогоплательщику уведомлениях, так и налогоплательщиком в подаваемых в налоговый орган декларациях.. Присвоение иденти­фикационного номера касается всех налогоплательщиков — юри­дических и физических лиц.

1.2. Налоговые проверки: правовые основы и порядок проведения

Налоговая проверка является важнейшей формой налогового контроля, позволяющей наиболее полно и обстоятельно проверить соблюдение налогоплательщиком  требований законодательства о налогах и сборах.

В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые проверки;

2) выездные налоговые проверки.

НК РФ четко ограничил период проведения налоговой проверки. Ею могут быть охвачены не более трех календарных лет дея­тельности налогоплательщика, предшествовавших году проведения про­верки. Если при проведении налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, то налоговый орган может истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверя­емого налогоплательщика. Это в налоговой практике называется встреч­ной проверкой.

Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика, будь то юридическое или физическое лицо. В отличие от них выездные налоговые проверки могут проводиться толь­ко в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Та­ким образом, выездная проверка не может быть осуществлена в отноше­нии налогоплательщика – физического лица, если только он не занимает­ся предпринимательской деятельностью.

Сущность камеральной проверки состоит в том, что она проводится по месту нахождения налогового органа. В данном случае налоговые органы проверяют налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиками, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога, а также другие документы о деятельности налогопла­тельщика, имеющиеся у налогового органа. Для проведения камераль­ной проверки должностным лицам налоговых органов не требуется ка­кого-либо специального решения руководителя налогового органа; она может быть проведена в течение трех месяцев со дня представления кон­кретным налогоплательщиком налоговой декларации и других докумен­тов, связанных с налогообложением.

В случае обнаружения ошибок и неточностей в заполнении докумен­тов или противоречий между сведениями, содержащимися в этих доку­ментах, налоговый орган должен сообщить об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный налоговым органом срок. Если же в ходе камеральной проверки выявле­ны факты сокрытия или занижения налогооблагаемой базы, а также сумм причитающихся к уплате налогов, то налоговый орган направляет нало­гоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени. При проведении камеральной проверки налоговым органам предо­ставлено право требовать у налогоплательщика предъявления дополни­тельных сведений, а также получать объяснения и документы, подтверж­дающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Выездная налоговая проверка, как это видно из ее названия, осуще­ствляется должностными лицами налоговых органов непосредственно на месте нахождения налогоплательщика на основе данных бухгалтерско­го и налогового учета. В отличие от камеральной выездная налоговая проверка должна проводиться только на основании соответствующего письменного решения руководи­теля налогового органа.

Действующий НК РФ существенно ограничил права налоговых органов при осуществлении выездных проверок. Это относится, в пер­вую очередь, к установлению четкой периодичности и продолжительнос­ти их проведения. Согласно НК налоговый орган не вправе прово­дить в течение одного календарного года две выездные налоговые про­верки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Кроме того, выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. Одновременно с этим оговорено, что при проведении выез­дных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверок увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. При этом налоговые орга­ны имеют право проверять филиалы и представительства налогоплатель­щика независимо от проведения проверок самого налогоплательщика. Законодательством запрещается проведение налоговыми органами по­вторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, под­лежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком за уже проверен­ный налоговый период.

Независимо от времени проведения предыдущей проверки повторная проверка может проводиться лишь в двух случаях: в связи с реорганиза­цией или ликвидацией организации-налогоплательщика и вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводящего предыдущую проверку. Во втором случае повтор­ная выездная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом исключительно на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением установленных законом требований.

В ходе выездной налоговой проверки может быть при необходимости проведена инвентаризация имущества налогоплательщика. Должностные лица налоговых органов могут также осматривать или обследовать про­изводственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода или связан­ные с содержанием объектов налогообложения.

Если в ходе проверки у налоговых инспекторов появятся достаточ­ные основания полагать, что документы, свидетельствующие о соверше­нии налоговых правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изме­нены или заменены, то такие документы изымаются по акту, в котором должно быть дано обоснование необходимости изъятия документов и приведен их перечень. Иногда во время выездной проверки составляется протокол осуществления отдельных действий. В нем должны быть зафик­сированы все выявленные при производстве указанных действий суще­ственные для дела факты и обстоятельства. Для этого к проведению про­верок могут привлекаться другие лица: эксперты, специалисты, свидете­ли, понятые, что является принципиально новым элементом контрольной работы налоговых органов за соблюдением налогоплательщиками на­логового законодательства.

Информация о работе Налоговая отчетность и налоговый контроль в Российской Федерации