Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 19:16, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: изучить налогообложение как инструмент государственной экономической и социальной политики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать функции и принципы налогообложения;
- Ознакомиться с классификацией налогов и их характеристикой;
- Изучить налоговую систему и налоговое регулирование в Республике Беларусь.
Введение.
1. Налоговая система государства.
1.1 Функции и принципы налогообложения.
1.2 Виды налогов.
2. Налоговое регулирование экономики и социальной сферы.
3. Налоговая система и налоговое регулирование в Республике Беларусь.
Заключение.
Список литературы.
Содержание
Введение.
1. Налоговая система государства.
1.1 Функции и принципы
1.2 Виды налогов.
2. Налоговое регулирование
3. Налоговая система и налоговое
регулирование в Республике
Заключение.
Список литературы.
Введение
Для успешной реализации экономического назначения налогов каждая экономическая система в лице государства и его соответствующих институтов формирует налоговую систему. Под налоговой системой понимается совокупность законодательно предусмотренных налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты и взимания, а также ответственности за уклонение от налогов.
Налоговые системы современных государств есть результат их многовековой эволюции. В каждом государстве национальная налоговая система индивидуальна, т.к. нет абсолютно одинаковых государств с точки зрения структуры экономики, институтов государственной власти, правовой доктрины, а именно они придают колорит национальным налоговым системам. Однако налоги как интернациональная экономическая категория, сохраняя национальные особенности, имеют ряд общих признаков. Без этого было бы невозможно сравнивать налоговые системы различных государств, а главное, — международная торговля и движение капиталов требуют, если не равных, то приблизительно одинаковых налоговых условий.
Итак, налогообложение является атрибутом суверенитета государства, его исключительной прерогативой, наряду с печатанием денег и изданием законов. Посредством налогов финансируется многообразная деятельность государства как института политической власти и как одного из основных субъектов, действующих в экономической системе общества.
Несмотря на различные теоретические оценки возможности и степени государственного вмешательства экономику, на практике государство является активным участником экономических отношений. Принято выделять следующие основные функции, которые государство выполняет в экономической (рыночной) системе:
Цель данной курсовой работы: изучить налогообложение как инструмент государственной экономической и социальной политики.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Проанализировать функции и принципы налогообложения;
- Ознакомиться с классификацией налогов и их характеристикой;
- Изучить налоговую
систему и налоговое
1. Налоговая система государства
1.1 Функции и принципы налогообложения
Современные налоговые
системы характеризуются
Мировая практика налогообложения выработала основополагающие принципы формирования налоговых систем, позволяющие добиваться наибольшей эффективности их функционирования.
8. Принцип экономичности (эффективности) налогов, т.е. расходы по введению, сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога.
Реализация данных принципов
в организации налоговой
Экономическая сущность налогов реализуется через их основные функции: фискальную, регулирующую и социальную.
Посредством фискальной функции реализуется главное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своего назначения.
Регулирующая функция налогов появилась у налоговой системы с тех пор, как государство взяло на себя обязанность активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране посредством специально настроенного налогового механизма.
В регулирующей функции выделяют стимулирующую и сдерживающую (дестимулирующую) подфункции, а также подфункцию воспроизводственного назначения.[9, с. 43]
Реализация стимулирующей подфункции осуществляется путем предоставления разнообразных льгот по налогам, которые уменьшают объект налогообложение освобождают от уплаты налогов отдельные категории налогоплательщиков, понижают налоговые ставки, предоставляют отсрочку налогового платежа и др.
Дестимулирующая функция реализуется в основном посредством применения повышенных налоговых ставок. Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе выплаты типа платы за природные ресурсы (воду, забираемую для промышленных нужд, отчислений на воспроизводство природно-сырьевых ресурсов, отчислений на строительство и ремонт дорог и т.п.).
Выделяют также социальную функцию налогов, проявляющуюся в ослаблении или усилении социальной дифференциации общества, сдерживании потребления вредных для здоровья продуктов и изделий, занятости инвалидов и пенсионеров и т.п.
1.2 Виды налогов.
Классификация налогов - это группировка налогов по различным признакам. Для организации рационального управления налогообложением она имеет большое значение. Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия - на прямые и косвенные. В теории и практике налогообложения существуют и другие не менее важные классификационные признаки. Эти признаки универсальны, и подведение под них тех или иных видов налогов и сборов зависит от состояния общественно-экономических отношений в стране.
Состав налогов налоговой системы Беларуси можно классифицировать определенным образом, объединив группы налогов по классификационным признакам: объект обложения, особенности ставки, полнота прав соответствующих бюджете в использовании поступающих налоговых сумм и др. Классификацию налогов Беларуси по основным классификационным признакам можно представить следующим образом (рис. 1.).
Данная классификация
Рис. 1. Классификационный состав налогов по признакам
Классификация налогов по определенным признакам является значительным вкладом в систематизацию учета налогов и налоговых групп и на этой основе введение для налогоплательщиков классификационных кодификаторов и идентификационных номеров.
Классификационные кодификаторы позволяют получать оперативную информацию о состоянии налоговых процессов, выявлять негативные стороны налоговой техники и исправлять их. Классифицируя налоги по различным признакам, следует отметить, что по характеру взаимоотношений между государством субъектами налогов, т. е. по способу изъятия, различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги - это налоги, взимаемые государством неродственно с доходов или имущества налогоплательщика. Прямые налоги делятся на реальные и личные.
Реальные налоги построены без учета личности плательщика уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Первыми видами реальных налогов были поземельный и подомовой. К реальным налогам относятся также промысловый налог, налог на ценные бумаги.
Личные налоги - это налоги, взимаемые с доходов и имущества налогоплательщиков. В мировой практике налогообложения они представлены следующими видами: подоходный налог с населения, поимущественный налог, подушный налог, налог с наследства и дарений, налог на прибыль с корпораций, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала и др.
Косвенные налоги - это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. [8, с. 26]
Основными видами косвенных налогов являются акцизы, государственные фискальные монополии, таможенные пошлины и т.п. В настоящее время акцизы делятся на индивидуальные (обложение но сырью, по полуфабрикатам, по готовой продукции, по мощности оборудования) и универсальные (универсальный ценный налог часто называют налогом с оборота). Универсальные косвенные налоги делятся на однократные, многократные и налог на добавленную стоимость.
Государственные фискальные монополии делятся на полные и частичные, в зависимости от полной или частичной монополии государства на производство и продажу некоторых товаров (спиртных напитков, табачных изделий, соли, спичек, пива) с целью увеличения за этот счет доходов государственного бюджета.
Самую сложную структуру имеют таможе
- по происхождению: внутренние, транзитные, экспортные (вывозные) и импортные (ввозные);
- по целям взимания: фискальные, протекционные, сверхпротекционные, уравнительные, антидемпинговые, дискриминационные, преференциальные и статистические;
- по характеру взимания (по ставкам): специфические, адвалорные (взимаемые в процентном отношении к таможенной стоимости товара) и кумулятивные (смешанные) таможенные пошлины;
- по характеру отношений: конвенционные и автономные.
Конвенционная пошлина представляет собой платеж по международному договору, устанавливающий принципы таможенного режима присоединившихся к конвенции стран с общими правилами осуществления таможенного контроля и взимания таможенных пошлин.
Автономная пошлина - вид таможенного тарифа, который устанавливается правительством страны в законодательном порядке; для него характерны более высокие ставки в отличие in договорного тарифа.
Таможенные пошлины бывают возвратные и дифференциальные.
Таможенная пошлина возвратная - сумма ввозных таможенных пошлин, подлежащая возврату при вывозе продукции, полученной в результате переработки ввезенного товара; применяется как способ повышения конкурентоспособности.
Таможенная пошлина дифференциальная - вид пошлины, предусматривающий различные ставки на один и тот же товар, например, импортируемый из разных стран либо экспортируемый в разное время года.
Одним из классификационных признаков налогов является их деление на общие и специальные (целевые).
Общие налоги - налоги, которые обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий.
Специальные целевые налоги - налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.