Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 22:43, курсовая работа

Краткое описание

Данная тема сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов.

Содержание

Введение ………………………………..………………………………...……….3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования современной системы
налогообложения РФ …………………………………………………………….5
Сущность и функции налогов ……………………………………………….5
Основные принципы построения налоговой системы РФ ……..………….8
Структура действующей налоговой системы РФ ……………………….....9
Глава 2. Роль налогов в формировании доходов разных уровней……………………………………………………………………….…..12
2.1 Формирование доходов на федеральном уровне..………………………...13
2.2 Формирование доходов местных бюджетов………...……………………..19
Глава 3. Основные направления налоговой политики РФ на плановый период 2011- 2012гг. ……………..……………………………………………..22
Заключение ………………………………………………………………………23
Список использованной литературы……………………………...……………25

Вложенные файлы: 1 файл

nalogi.docx

— 49.31 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение  ………………………………..………………………………...……….3

Глава 1. Теоретические аспекты формирования современной системы

налогообложения РФ …………………………………………………………….5

    1. Сущность и функции налогов ……………………………………………….5
    2. Основные принципы построения налоговой системы РФ ……..………….8
    3. Структура действующей налоговой системы РФ ……………………….....9

Глава 2. Роль налогов в формировании доходов разных уровней……………………………………………………………………….…..12

2.1 Формирование доходов на федеральном уровне..………………………...13

2.2 Формирование доходов местных бюджетов………...……………………..19

Глава 3. Основные направления налоговой политики РФ на плановый период 2011- 2012гг. ……………..……………………………………………..22

Заключение ………………………………………………………………………23

Список  использованной литературы……………………………...……………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Данная тема сложна, интересна и в то же время  важна, потому что одним из важнейших  условий стабилизации финансовой системы  любого государства является обеспечение  устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Взимание  налогов – древнейшая функция  и одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно  повлияли на реализацию государством своих экономических функций  и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования  новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и  социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

В Налоговом Кодексе РФ дается следующее  определение налога: «…обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований».

 

Проблема  налогов – одна из наиболее сложных  в практике, проводимой в нашей стране, экономической реформы. Пожалуй, нет сегодня другого аспекта реформы, который подвергался бы такой же серьезной критике и был бы предметом таких же жарких дискуссий и объектом анализа и противоречивых идей по реформированию. С другой стороны, налоговая система – это важнейший элемент рыночных отношений и от неё во многом зависит успех экономических преобразований в стране. Поэтому к выдвигающимся предложениям о серьезной ломке созданной к настоящему времени налоговой системы необходимо подходить весьма осторожно, просчитывая не только сиюминутного отдачу от этих преобразований, но и их влияние на все стороны экономики и финансов.

В этой курсовой работе рассматривается налоговая  система РФ, ее преобразования, планирование на будущие периоды, что уже сделано  к этому времени и еще планируется  сделать. Цель работы – рассмотреть  основные направления налоговой  политики и выявить перспективы развития налоговой системы РФ.

В соответствии с целью в работе поставлены и  решены следующие задачи:

  • уточнить сущностное и финансовое содержания категории «налог»;
  • раскрыть функции налогов;
  • рассмотреть существующую систему налогообложения РФ;
  • проанализировать поступления налоговых доходов в бюджет;
  • изучить  итоги налоговой политики 2011-2012гг.;

 

 

Глава 1.  Теоретические аспекты формирования современной системы налогообложения РФ.

1.1 Сущность и функции налогов.

 

Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и  др. Регулирующая функция государства  в сфере экономики проявляется  в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают  в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и  внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и  других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и  составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:  
- работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход; хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Функции налогов.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция  показывает, каким образом реализуется  общественное назначение данной экономической  категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения  доходов государства. Отсюда возникает  главная распределительная функция  налогов, отражающая их сущность как  особого централизованного звена  распределительных отношений. Первой и наиболее последовательно реализуемой  функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Формирование доходной части государственного бюджета  на основе стабильного и централизованного  взимания налогов превращает само государство  в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции  реализуется главное общественное назначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления  собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

Другая функция налогов как  экономической категории состоит  в том, что появляется возможность  количественного отражения налоговых  поступлений и их сопоставления  с потребностями государства  в финансовых ресурсах. Благодаря  контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции. Таким образом, обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции  налогов, ее полнота и глубина  в известной мере зависят от налоговой  дисциплины. Суть ее в том, чтобы  налогоплательщики (юридические и  физические лица) своевременно и в  полном объеме уплачивали установленные  законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты  уплаты налогов явление частое: Распределительная  функция налогов обладает рядом  свойств, характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов  носила чисто фискальный характерно с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм. В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.

Социальная функция  поддерживает общественное (социальное) равновесие путем сглаживания неравенства  в доходах, прибылях, приводящее к  отрицательным последствиям. Такое  равновесие устанавливается между  домашними хозяйствами и фирмами. С этой целью государство во всем мире вводит прогрессивное налогообложение, устанавливает низкое обложение  социально значимых товаров и  услуг путем понижения ставок НДС или повышения косвенных  налогов на предметы роскоши.

Главная цель государства – создание налогового права и финансового  аппарата, способного контролировать, четко и жестко, все стороны  хозяйственной жизни страны, используя  все функции налогов.

1.2 Основные принципы построения  налоговой системы РФ.

 

Для того чтобы  вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения. Как правило, они  едины для налогообложения любой  страны и заключаются в следующем:

 

  1. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.
  2. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
  3. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.
  4. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.

 Этими  принципами должно руководствоваться  любое государство при построении  налоговой системы, так как  они обеспечивают выполнение  всех функций налогов.

Существующая  российская налоговая система, несомненно, создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре, системе налогов и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения.

 

1.3. Структура действующей налоговой системы РФ.

 

Разнообразие  налогов и сборов в России требует  их классификации, в основу которой  положены различные признаки. Так, в  зависимости от характера использования  налоги подразделяются на общие и  целевые.

Общие налоги обезличиваются и поступают в общий доход государства на финансирование общегосударственных мероприятий.

Целевые налоги имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (например, единый социальный налог).

В зависимости  от механизма уплаты налоги и сборы  делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с дохода или имущества. Отличительная особенность этих налогов – относительно сложный механизм расчета налоговой базы.

Среди прямых налогов выделяются:

  • реальные налоги. Они построены без учета личности плательщика и уровня доходности объекта обложения. Сам факт наличия имущества является основанием для обложения. Например, налог на ценные бумаги.
  • личные, уплачиваемые с действительно полученного дохода и отражающие физическую платежеспособность налогоплательщика (налог на прибыль организаций, налог на имущество).

Косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включаемые в цену товара или тариф услуг. Владелец товара или услуг относит налоговую сумму в цену или тариф, оплаченную потребителем, и перечисляет ее государству. Здесь связь между налогоплательщиком и государством опосредована товаром или услугой. Оплата косвенных налогов приводит к тому, что, чем богаче плательщик, тем меньшую долю своего дохода он отдает казне, т.е. эти налоги регрессивны по своей сути. Эти налоги неблагоприятны в социальном плане, поскольку увеличивают общее налоговое бремя населения, преимущественно малообеспеченных слоев.

По объектам взимания косвенные налоги подразделяются:

  • на индивидуальные, облагаемые строго определенные группы товаров (акцизы);
  • универсальные, облагаемые все товары, работы, услуги, за некоторыми исключениями (НДС).

Все налоги в соответствии с Налоговым  кодексом РФ разделены на три вида в зависимости от уровня их установления и изъятия:

  1. Федеральные (на уровне страны);
  2. Региональные (на уровне регионального органа государственной власти);
  3. Местные (на уровне органа местного самоуправления).

Таким образом, в России действует  трехуровневая налоговая система. Такая система присуща большинству государств, имеющих федеративное устройство.

1. Федеральные  налоги представляют собой обязательные  платежи физических и юридических  лиц, которые устанавливаются  высшим органом законодательной  власти федеративного государства.  Поступления от федеральных налогов  зачисляются в федеральный бюджет  либо распределяются между федеральным  бюджетом и бюджетами субъектов  РФ. Состав федеральных налогов,  налогоплательщики, элементы налогообложения  определяются высшим законодательным  органом РФ. Федеральные налоги  создают основу доходной части  федерального бюджета, за счет  них поддерживается финансовая  стабильность нижестоящих – региональных  и местных бюджетов. Перечень  федеральных налогов и сборов  устанавливается НК РФ, эти налоги  обязательны к уплате на всей  территории РФ.В Российской Федерации  установлены следующие федеральные  налоги (ст.13 НК РФ):

а) налог  на добавленную стоимость (НДС);

б) акцизы;

в) налог  на прибыль (доход) организаций;

г) налог  на доходы физических лиц (НДФЛ);

д) государственная  пошлина;

е)  налог  на добычу полезных ископаемых (НДПИ);

ж) водный налог;

з) сборы  за пользование объектами водных биологических ресурсов.

2. Региональные налоги – это  обязательные платежи, право устанавливать  которые в соответствии с Конституцией  РФ или иными законодательными  актами принадлежит субъектам  РФ. Налоги субъектов РФ определяются  исходя из тех функций по  расходным полномочиям, которые  законодательно отнесены к компетенции  властей субъектов РФ. Поступления  от налогов субъектов РФ либо  зачисляются в бюджет субъекта  РФ, либо распределяются между  бюджетом субъекта РФ и местными  бюджетами.

В соответствии со ст.14 НК РФ, существуют следующие региональные налоги:

а) налог на имущество организаций;

б) налог на игорный бизнес;

в) транспортный налог.

3. Местные налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, поступающие в местные бюджеты. Они оказывают регулирующее воздействие на развитие социальной инфраструктуры. Платежи по местным налогам поступают в местные бюджеты. Это городские, районные, поселковые налоги. Общий порядок установления местных налогов предусмотрен ст.12 НК РФ. В соответствии с ней перечень местных налогов устанавливается НК РФ (ст.15) и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления:

Информация о работе Налоговая система РФ