Налоговая система в РФ, пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 19:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является теоретическое обоснование, выявление недостатков, и разработка мероприятий направленных на улучшение налоговой системы РФ.
Поставленная цель диктует необходимость решения ряда задач:
- исследовать учебную литературу и научные статьи про сущность, и значение налоговой системы;
- исследовать учебную литературу и научные статьи про принципы налогообложения;
- проанализировать виды налогов;
- выявить недостатки расчетов налоговых ставок;
- рассмотреть направления совершенствования налоговой системы РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ
СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………...………………..5
ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………...9
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВИДОВ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ В РФ.……………………………………………………………………………..…13
2.2. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ……18
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………................24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ....................................................................................................34

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 197.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ

    1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ……………………………………………………...………………..5
    2. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ………………………...9

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВИДОВ НАЛОГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НАЛОГОВ В РФ.……………………………………………………………………………..…13

2.2. НЕДОСТАТКИ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ……18

ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА УЛУЧШЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ…………………................24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….31

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И МАТЕРИАЛОВ....................................................................................................34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Для выполнения своих функций государству,  необходимы финансовые ресурсы. Источниками, которых являются обязательные сборы, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан, а также с юридических лиц называемые налогами. Именно таким образом, налоги выражают обязанность всех лиц, получавших доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов.

Актуальность темы заключается в том, что налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Целью данной работы является теоретическое обоснование, выявление недостатков, и разработка мероприятий направленных на улучшение налоговой системы РФ.

Поставленная цель диктует необходимость решения ряда задач:

- исследовать учебную литературу  и научные статьи про сущность, и значение налоговой системы;

- исследовать учебную литературу и научные статьи про принципы налогообложения;

- проанализировать виды налогов;

- выявить недостатки расчетов налоговых ставок;

- рассмотреть направления совершенствования  налоговой системы РФ.

Объект исследования – налоговая система Российской Федерации.

Предметом исследования служат конкретные виды налогов, их достоинства и недостатки, необходимость учета заимствования западного опыта.

Написание курсовой работы осуществлялось при помощи следующих методов: общенаучных методов единство  анализа и синтеза, а так же индукция и дедукция, диалектический метод, сравнительный метод, статистический и математический метод.

В ходе написания курсовой работы использовались:

- Экономическая литература таких  авторов как: Гоский К.В., Цараваева  И. В., Барулин С. В. Дубов В. В..

- Научные статьи из журналов  «Вопросы экономики», «Налоговый  вестник».

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСИКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ

 

    1. СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

 

Налоговая система - основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов.

Налоговая система - совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи пополняют бюджетную систему РФ. Кроме того, существуют государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений[1].

В соответствии с Законом РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему

Основой налоговой системы являются налоги и сборы. С помощью налоговой системы государство реализует свои функции по управлению (регулированию, распределению и перераспределению) финансовыми потоками в государстве и в более широком смысле экономикой страны вообще.

Система налогового права, — это его внутреннее строение. Для налогового права характерно традиционное для отраслей российского права деление на Общую и Особенную части.

К Общей части налогового права относятся:

- нормы, закрепляющие общие принципы построения налоговой системы Российской Федерации;

- принципы формирования налогового законодательства;

- правовые формы и методы деятельности компетентных государственных (муниципальных) органов в области налогообложения;

- основные черты правового положения участников налоговых отношений.

Особенная часть содержит:

- нормы, конкретизирующие нормы общей части и регламентирующие порядок взимания конкретных налоговых платежей;

- круг плательщиков по каждому налогу;

- объекты налогообложения;

- налоговую базу;

- порядок исчисления и уплаты[3].

Систему налогового права следует отличать от системы налогов и сборов. Налоговая система и система налогов и сборов соотносятся как общее и частное. Система налогов и сборов является неотъемлемой частью налоговой системы Российской Федерации и представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов. Она представлена тремя уровнями: федеральные, региональные и местные налоги.

Специальные функции налогов формируют структуру налоговой системы, определяют ее основные звенья, правовые институты, принципы и методы.

К таким функциям относятся следующие:

- реализация конституционных основ налогового федерализма установлением совместной налоговой компетенции федерации и ее субъектами (конституционная);

- создание общего налогового режима в интересах формирования единого рынка (координирующая);

  - обеспечение доходов бюджетов разного уровня (фискальная);

- регулирование через систему налоговых льгот и налоговых санкций производственной и социальной активности (стимулирующая);

- координация и контроль финансовой деятельности с использованием налоговых методов (контрольная);

- использование налоговой системы для согласования и взаимодействия различных финансовых и правовых сфер (межотраслевая);

- формирование системы норм налогового законодательства и его кодификация (правовая);

- защита национальных экономических интересов специальным таможенным режимом, налоговым режимом иностранных инвестиций, обеспечивающих внешнеэкономическую безопасность государства (внешнеэкономическая)[3].

Налоговая политика — это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков[Аронов, 2009. 560 с].

 Как часть общей экономической  политики государства она определяется  целями общества. Эти цели формулируют  требования к налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов.

Государство, призванное обеспечить наилучшие условия для эффективного экономического роста, нуждается в ресурсах для выполнения этой миссии. Такие ресурсы не могут сформироваться исключительно, за счет собственных источников государства, доходов от государственных предприятий. И государство для формирования своих денежных доходов вынуждено изымать часть доходов частного сектора.

Налоговую политику делится на 3 основных типа:

Первый тип — высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней.

Второй тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортно-ориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип — налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ[Юткина. 2009. 56с.].

Так же можно выделить три основные системы налогообложения:

1. Пропорциональный налог —  сумма налога пропорциональна  доходам работников.

2. Регрессивный налог — налог  тем выше, чем ниже доход.

3. Прогрессивный налог — налог  тем выше, чем выше доход. Налоги подразделяются на прямые и косвенные. Прямые налоги — обязательные платежи, взимаемые государством с доходов или имущества юридических и физических лиц (подоходный налог с населения и налог на прибыль с фирм, налог на имущество, недвижимость, дарение, наследство, финансовые операции)[ Баранова. 2009 . 4с.].

Экономическая сущность налоговой системы характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение – мобилизацию средств в распоряжение государства. Значением налоговой системы, является, то что благодаря налогам которые платят работающие люди, тратятся на социальные нужды государства: содержание сирот в детдомах, помощь ветеранам и пенсионерам, культурные мероприятия, поддержку малообеспеченных семей, охрану и восстановление памятников архитектуры, содержание боеспособной армии.

 

    1. ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 

Конституционные нормы и принципы, по которым построена налоговая система можно разделить на две группы: принципы, определяющие основы налоговой политики и налоговых отношений между РФ и ее субъектами и принципы, определяющие основы поведения и правовой статус участников налоговых отношений.

К первой группе относятся:

- принцип обеспечения единства налоговой политики и налоговой системы на всей территории РФ;

- принцип равенства прав субъектов РФ в принятии собственного налогового законодательства;

- принцип конституционности актов налогового законодательства;

- принцип регулятивности (гибкости) налоговых платежей как инструмента внешнеторговой и инвестиционной политики;

- принцип обеспечения сбалансированности бюджетов разного уровня; - принцип самостоятельности местного самоуправления в сборе местных налогов и распоряжении своими бюджетными средствами;

- принцип равенства налогоплательщиков перед государством и законом;

- принцип обязательности уплаты налогов, учета налогоплательщика и неотвратимости ответственности за нарушение налогового законодательства; - принцип защиты имущественных прав налогоплательщиков от неправомерных действий должностных лиц и иного ущерба, обязательность возврата из бюджета неправильно взысканных налогов;

- принцип предотвращения двойного налогообложения и неотягощения налогового бремени. Законы, отягчающие налоговое бремя, обратной силы не имеют;

- принцип публичности и гласности информации в налоговых отношениях;

- принцип социальной ориентированности налоговой политики;

-принцип обеспечения законности и правопорядка в налоговых отношениях, защита интересов участников налоговых отношений в суде[35].

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, формулирующий четыре основные принципы налогообложения:

- принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

- принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

- принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

Информация о работе Налоговая система в РФ, пути ее совершенствования