Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2013 в 00:53, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является:
1) анализ налоговой системы, существующей в нашем государстве;
2) выявление её сильных и слабых сторон;
Введение………………………………………………………………………….3
1 Налоговая система: теоретические аспекты ………………………………5
1.1 Становление и развитие налогообложения …..……...……………………5
1.2 Сущность налогов………………………...…..………………………………8
1.3 Функции налогов и принципы налогообложения……….………………...11
2. Классификация налогов. Особенности налоговых систем в зарубежных странах…………………………………………………...……………………….14
2.1 Классификация налогов……………………………………………………..14
2.2 Особенности налоговой системы в зарубежных странах ……………….17
3 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики
Беларусь.………………………………………………………………………...21
3.1 Проблемы налоговой системы………………………………….…………..21
3.2 Пути совершенствования налоговой системы………………………...…23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованных источников…………………………………………...29
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1.1 Становление и развитие налогообложения …..……...……………………5
1.2 Сущность налогов………………………...…..……………………
1.3 Функции налогов и принципы налогообложения……….………………...11
2. Классификация налогов. Особенности
налоговых систем в зарубежных странах…………………………………………………...…
2.1 Классификация налогов……………………………………………………..
2.2 Особенности налоговой системы в зарубежных странах ……………….17
3 Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики
Беларусь.………………………………………………………
3.1 Проблемы налоговой системы………………………………….…………..21
3.2 Пути совершенствования налоговой системы………………………...…23
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников…………………………………………...
Приложение 1 Классификация налоговых платежей…………………………30
Приложение 2 Динамика налогов и сборов, взимаемых в Республике
Беларусь за период 1992 – 2009г.………………………….......31
Приложение 3 Структура налоговых поступлений в республиканский бюджет
в 2008 году……………………………………………………..32
ВВЕДЕНИЕ
«Налоги – это цена, которую мы платим за возможность жить в цивилизованном обществе» (Оливер Уэнделл Холмс-старший). И с этим сложно не согласиться. Налоги– «правила игры». Они имеют очень важное социальное значение, поскольку именно налоги определяет скорость экономического роста или падения благосостояния всех членов общества или какой-то его части, уровень криминализации и преступности в обществе, уровень моральной удовлетворённости общества, патриотизм и многое другое. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений.
Налоги становятся в руках государства инструментом управления развитием экономики. Государство, приводящее в жизнь грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства и осуществлять ликвидацию убыточных предприятий. Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом Конституционного права.
Формирование эффективной налоговой системы для Республики Беларусь – экономическая проблема общегосударственного значения. С принятием Палатой Представителей Налогового Кодекса в 2002 году дискуссия о его завершенности и принципах построения не ослабевает. И это закономерно: современная отечественная система налогообложения формировалась на протяжении 90-х гг. посредством приспособления советской налоговой структуры к новым условиям хозяйствования, введения того или иного вида налога, способного, по мнению реформаторов, быстро пополнить доходы бюджета. В результате этих преобразований сложилась налоговая система с преимущественно фискальным характером. Для этой системы характерны низкая эффективность и отторжение, как хозяйствующими субъектами, так и гражданами не адекватной современному рыночному образу мышления функциональной направленности государственной налоговой политики. В то же время уже сегодня можно говорить о значительном прогрессе Беларуси в вопросе построения налоговой системы по сравнению с первоначальными попытками на стадии её зарождения. Однако налоговая система в Республике Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.
Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Необходимо, чтобы налоговая система Республики Беларусь была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Целью данной курсовой работы является:
1.1 Становление и развитие налогообложения
Начальные формы налогообложения следует искать в жертвоприношениях, поскольку последними на заре развития человечества выполняли важнейшие функции в организации общественной жизни. Отсюда требования к определенным жертвам в пользу храма, которые постепенно стали носить более или менее систематический характер, вследствие чего «приношение» постепенно превратилось в «выплату или сбор»
В развитии налогообложения можно выделить несколько периодов.
Первый этап охватывает собой древний мир, когда понятия «налог» еще не существовало, и средние века. Для данного периода характерны неорганизованность и случайный характер процесса налогообложения. Налоги существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме.
В классическом древнем мире (Рим, Афины, Спарта) государство представляло собой республику, что буквально переводится как «общественное дело», дело всех граждан. Учреждений и ведомств с оплачиваемыми чиновничьими должностями в то время не существовало. Избранные государственные служащие финансировали исполнение своих обязанностей из собственных средств, а в случае необходимости осуществления крупных работ обращались за помощью к согражданам. Поскольку осуществление управления государством не предполагало расходования каких-либо общественных средств, оно и не нуждалось в значительных поступлениях в казну. Налоги, за исключением периодов выделения войн, взимались с побежденных народов и иноземцев и воспринимались как выражение зависимости.
В средневековом обществе налоги все еще не могут быть отнесены к основным источникам доходов государства: для процесса их взимания характерны высокая степень добровольности и близость к понятию «жертва». Отличительной чертой взимавшихся в те времена налогов была самостоятельность оценки налогоплательщиком своих возможностей по внесению необходимой суммы в казну государства. Например, так называемая налоговая клятва, принесения которой требовали от граждан городов и в которой они должны были декларировать свою налоговую задолженность на основе имеющегося у них состояния, была скорее торжественным обещанием, изъявлением доброй воли, нежели заявлением должника о своем имущественном положении. [1, с. 5,6]
Многое в современном государстве уходит истоком в Древний Рим, в том числе и система налогов. Там же были заложены основы декларации о доходах. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками. Граждане Рима делали цензорам клятвенное заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.
По мере разрастания Римского государства происходили изменения в налоговой системе. Появились коммунальные налоги и повинности, величина которых зависела от размеров состояния граждан.
Император Август Октавиан продолжил эту деятельность: во всех провинциях были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением; оценен налоговый потенциал с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи; произведены обмеры и составлены кадастры с данными о землевладельцах по каждому городу; проведена перепись имущественного состояния граждан. Каждый житель обязывался в определенный день представить властям общины декларацию.
Основным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения (на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы). Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции платил единую для всех подушную подать.
В 6г. н.э. император
Август ввел налог с наследства —
5 %. Налог носил целевой характер,
и эти средства направлялись для
пенсионного обеспечения
Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Основным источником доходов княжеской казны тогда была дань — по сути сначала нерегулярный, а затем все более систематический прямой налог.
К той эпохе относятся и первые сведения о русской гривне. Население Новгорода обязано было ежегодно платить князю 300 гривен — целевой сбор на содержание наемной дружины. Гривной назывался слиток серебра различной формы, служивший самым крупным денежным знаком на Руси вплоть до XIV в.
В Древней Руси практиковалось поземельное обложение. Главным источником внутренних доходов были пошлины. Косвенное налогообложение происходило в форме торговых пошлин, взимавшихся при любом передвижении, складировании или продаже товаров, а также таможенных и судебных пошлин. Наиболее крупными источниками дохода были торговые сборы. В летописях упоминается пошлина с серебряного литья, с клеймения лошадей, гостиная, с соляных варниц, с рыбных промыслов, сторожевая, медовая, пошлина с браков и т.д.
В конце XVII – начале XVIII в. наступает второй период развития налогообложения, характеризующийся отнесением налогов к основным источникам доходной части бюджета.
В то время основной формой государства была монархия, еще не располагавшая регулярными налоговыми поступлениями и покрывавшая расходы на содержание двора, судебных органов и государственной администрации в основном за счет доходов от использовавшихся в финансовом отношении регалий. Доходы от этих источников не могли быть существенно увеличены в течении непродолжительного времени, а расходы государства росли более высокими темпами, чем доходы, поэтому получил распространение принцип, в соответствии с которым при возникновении чрезвычайных потребностей властители обращались к целевым налоговым поступлениям.
Третий период развития налогообложения начинается в XIXв. и характеризуется уменьшением числа налогов и усилением роли государства при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-технических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Вместе с тем, венцом финансовой науки оказались налоговые реформы, проведенные после Первой мировой войны и полностью обоснованные научными принципами налогообложения. Именно тогда была заложена конструкция современной налоговой системы.
Современный период развития налогообложения характеризуется более глубоким теоретическим обоснованием его проблем. В 80-90-е гг. промышленные страны с развитой рыночной экономикой провели налоговые реформы, направленные на совершенствование систем прямых и косвенных налогов, стимулирование деловой активности. [1, c. 6,7]
Итак, подытоживая
всё вышесказанное можно
1.2 Сущность налогов
Налоги – историческое явление. Без них не существует ни одно общество. Налоги являются основной формой доходов государства, а также используются государственной властью в качестве важнейшего регулятора в экономике, политике и социальной сфере.
В литературе можно
встретить множество
Налоги - это обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства [3, с.356].
Либо, налоги это обязательные платежи, которые по закону взимаются с предприятий и граждан и не имеют индивидуально возмездного характера для налогоплательщиков [4, с 186].
В Налоговом кодексе Республики Беларусь дано следующее определение налога.
Налогом признается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты (п.1 ст.6 Налогового кодекса Республики Беларусь) [5,с.8].
Определение налога состоит из составляющих: