Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 12:29, реферат

Краткое описание

Налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов управления, главным образом ФНС РФ и его территориальных органов, частично МФ РФ, Федеральной таможенной службой РФ, направленная, прежде всего, на обеспечение и реализацию контроля за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых отношений. При этом налоговое администрирование по содержанию включает в себя не только контрольные действия налоговых органов.

Содержание

1. Сущность и функции налогового администрирования
2. Состав, структура и функции налоговых органов
3. Модернизация налоговых органов
4. Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 192.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

на тему «Налоговое администрирование»

по дисциплине «Налоги и таможенные платежи»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск 2012

 

 

     Содержание

  1. Сущность и функции налогового администрирования
  2. Состав, структура и функции налоговых органов
  3. Модернизация налоговых органов
  4. Организация работы налоговых органов с налогоплательщиками

     Библиографический  список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Сущность и функции  налогового администрирования

 

Налоговое администрирование  — это деятельность уполномоченных органов управления, главным образом  ФНС РФ и его территориальных  органов, частично МФ РФ, Федеральной  таможенной службой РФ, направленная, прежде всего, на обеспечение и реализацию контроля за соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых отношений. При этом налоговое администрирование по содержанию включает в себя не только контрольные действия налоговых органов.

Налоговое администрирование  следует рассмотреть как органическую часть управления налоговой системой (рисунок 10). В основу утверждения  может быть также положено первоначальное значение термина «администрирование». «Администрация» происходит от латинского слова, означающего служба, управление. Под администрацией понимают совокупность государственных органов, осуществляющих функции управления.

Рисунок 1. Соотношение понятий  «управление налоговой системой»  и «налоговое администрирование» [3].

Основными элементами налогового администрирования выступают:

  1. контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками (плательщиками сборов).
  2. контроль за реализацией и исполнением налогового законодательства налоговыми органами.
  3. организационное, методическое и аналитическое обеспечение контрольной деятельности [3].

Налоговому администрированию  присущи методы управления: планирование, учёт, контроль и регулирование. Каждый из методов использует свои формы, способы  и приёмы достижения поставленных перед  нею задач, т.е. свой инструментарий. Рассмотрим эти методы.

Налоговое планирование. Сущность налогового планирования заключается  в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средствами, приёмы и способы  для максимального сокращения всех налоговых обязательств. Налоговое  планирование можно определить как  организацию деятельности хозяйственных  субъектов с целью минимизации  налоговых обязательств без нарушения  буквы закона. В основе налогового планирования лежит максимально  полное и правильное использование  всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации  и основных направлений налоговой  и инвестиционной политики государства.

Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета (путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов), а так же оптимизация  налогового регулирования и налогового контроля. Основная задача налогового планирования обеспечить – качественные и количественные параметры заданий  по формированию доходной части бюджетов.

На региональном уровне в  ходе налогового планирования решаются следующие задачи:

- оценивается налоговый  потенциал региона; прогнозируются  объёмы налоговых поступлений  с учётом темпов экономического  роста региона.

- утверждается бюджет по налогам.

- выводятся суммы бюджетного  дефицита, уровень инфляции , индексы цен.

- разрабатываются контрольные  задания в разрезе бюджетов  различных уровней.

- определяется долевое  распределение налоговых ставок, льгот и др.

В теории и практике налогового планирования выделяют следующие виды:

    1. Стратегическое планирование в системе налогового администрирования  это прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.
    2. Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) в системе налогового администрирования позволяет решать более конкретные задачи такие как: определение налоговых баз по видам налогов и сборов, расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов, оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, субъектам – налогоплательщикам , отраслям , регионам и т.д.
    3. Среднесрочное планирование (до 5 лет) и долгосрочное (до 10 лет и больше) правильнее относить к прогнозированию.
    4. Региональное налоговое планирование, в свою очередь, основано на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств и прогноза макроэкономической ситуации в регионах.
    5. Краткосрочное планирование осуществляется на очередной календарный год исходя из параметров социально-экономического развития страны и субъектов РФ. Результаты прогнозов сопоставляются со статистическими и оперативными данными в ретроспективе, что позволяет отбирать наиболее вероятные сценарии на будущее. Планирование поступлений налогов и сборов на текущий год имеет особое значение для выполнения налоговыми органами установленных заданий [3].

Учет в системе налогового администрирования. Оперативно-бухгалтерский  учет в налоговых органах выполняет  следующие задачи:

- регистрация и учет  налогоплательщиков.

- прием и обработка деклараций и отчетности.

- учет налоговых поступлений  и задолженности.

- учет использования средств  на содержание налоговых органов.

- бухгалтерский анализ  и контроль.

Учет обеспечивает налогового администрирования учетно-аналитической  и оперативной информацией, характеризующей  состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих  налогов и сборов, финансовое положение  налоговых органов и возможности  потенциального роста налогооблагаемой базы каждого из налогов, уплачиваемых налогоплательщиками.

Учет формирует информацию не только для пользователей всех уровней налогового администрирования (внутренних пользователей), но также  для правительственных органов  и других властных структур, системных  аналитиков, иностранных инвесторов и т.д. (внешних пользователей). На основе такой информации осуществляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в  системе налогового администрирования [3].

Регулирование в системе  налогового администрирования. Целью  налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических  интересов участников налоговых  правоотношений. Налоговое регулирование  преследует интересы государства в  бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направленно на максимальное обеспечение  общественных интересов. В качестве форм налогового регулирования можно  назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему  налоговых льгот и меры санкционного действия [3].

 

2. Состав, структура и функции  налоговых органов

 

Налоговые органы Российской Федерации — единая централизованная система органов контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов.

Налоговыми органами в  Российской Федерации являются Федеральная  налоговая служба и ее подразделения (рисунок 2). Федеральная налоговая  служба — федеральный орган исполнительной власти, который подчиняется Министерству финансов.

Рисунок 2. Единая централизованная система налоговых органов [3].

 

Министерство финансов Российской Федерации — исполнительный орган  власти РФ, осуществляющий функции  государственного управления в сфере  финансовой деятельности. Отличительной  чертой этого органа является комплексный  характер его функций, охватывающих все стороны финансовой деятельности государства.

Основные задачи Минфина  России:

    • проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и
    • валютной политики;
    • концентрация финансовых ресурсов;
    • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его
    • исполнения;
    • разработка методологии составления бюджетов всех уровней и
    • отчетов об их исполнении, а также методологическое руководство
    • бухгалтерским учетом и отчетность

В сфере налоговых отношений  основная цель Минфина России —  проведение эффективной налоговой  политики путем прогнозирования  налоговых поступлений и внесения предложений по совершенствованию  системы налогов.

Необходимо учесть, что  в структуре центрального аппарата Министерства финансов Российской Федерации  функционирует организационно обособленная система органов Федерального казначейства. Как правило, непосредственными  участниками налоговых отношений (например, при распределении регулирующих налогов между уровнями бюджетной  системы) со стороны Минфина России выступают именно органы Федерального казначейства [5].

Современная система налоговых  органов  Российской Федерации  имеет трехступенчатую систему управления:

  1. – Центральный аппарат ФНС (предметно-отраслевой принцип)

Функции: Изучение и анализ практики применения действующего законодательства; участие в подготовке законодательных  актов; разработка инструкций, методических рекомендаций, указаний о порядке  исчисления или взимания того или  иного налога.

  1. -  Краевые, областные и равные им УФНС (отраслевой принцип)

Функции: Организационно-методические функции: организация работы нижестоящих  инспекций, обобщение и анализ отчетов  инспекций о проделанной работе, методические рекомендации по совершенствованию  практики налогового контроля.

3.– Районные (городские) ИФНС (территориальный или отраслевой принцип)

Функции: Выполнение основной нагрузки по непосредственному контролю  за исполнением налогового законодательства всеми физическими и юридическими  лицами; составление, анализ и представление установленной отчетности вышестоящим налоговым органам.

Федеральная налоговая служба создана на основании Постановления  Правительства Российской Федерации  от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» и является правопреемницей Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве  и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и  требований Российской Федерации по денежным обязательствам. Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

 Федеральная налоговая  служба и ее территориальные  органы составляют единую централизованную  систему налоговых органов.

Основные задачи Федеральной  налоговой службы:

  1. Контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей.
  2. Разработка и осуществление налоговой политики для обеспечения своевременного поступления в бюджет налогов и сборов.

Валютный контроль в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба, осуществляя свою главную задачу, выполняет следующие функции:

  1. проводит непосредственно и организует работу государственных налоговых инспекций по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет.
  2. производит в министерствах и ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, основанных на любых формах собственности, и у граждан проверки денежных документов, регистров бухгалтерского учета, планов, смет, деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других платежей в бюджет.
  3. организует работу государственных налоговых инспекций по учету, оценке и реализации конфискованного, бесхозяйного имущества, кладов.
  4. осуществляет возврат излишне взысканных и уплаченных налогов и других обязательных платежей в бюджет через кредитные организации.
  5. анализирует отчетные, статистические данные и результаты проверок на местах, подготавливает на их основе предложения о разработке инструктивных методических указаний и других документов по применению законодательных актов о налогах и иных платежах в бюджет и другие функции [3].

 

 

3.Модернизация налоговых  органов

 

Модернизация налоговых  органов предусматривает внедрение  новых форм взаимодействия с налогоплательщиками  с предельно прозрачной и упрощенной налоговой отчетностью, четко сформулированным налоговым законодательством, максимально  приближенной к налогоплательщикам при условии полной автоматизации  всех рабочих процессов.

Главная  задача, стоящая  перед государством на современном  этапе, это создание эффективной  системы контроля за поступлением налогов.  Развитие налоговой системы, планируемые изменения в системе налогового администрирования невозможны без дальнейшего совершенствования информационных систем, повышения научно-технического потенциала, создания соответствующих информационных технологий, повышающих эффективность системы налогового администрирования, обеспечивающей полное поступление платежей в бюджеты всех уровней.

Информация о работе Налоговое администрирование