Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 18:04, курсовая работа
Актуальность темы исследования. В условиях формирования рыночных
отношений налоговая система становится важным звеном экономики страны. От эффективности ее функционирования зависит экономический рост и потенциал страны, благосостояние и качество жизни населения. Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы.
Введение …………………...……………………………………..……………….3
1. Теоретические основы налогового бремени. …….……………………..……6
1.1 Основные понятия и виды налогового бремени…..…….……………..……6
1.2 Сравнительная характеристика налогового бремени по странам…….…10
2. Развитие подходов к оценке налогового бремени. ……………..……..……13
2.1 Развитие подходов в западной финансовой науке. ………………………13
2.2 Развитие подходов в русской финансовой науке. …………………..……17
Заключение……………………………………………………………...…..……21
Список литературы…………………………………………..……………..……24
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФГБОУ ВПО Байкальский государственный университет экономики и права
Факультет налогов и таможенного дела
Кафедра «Налоги и таможенное дело»
Специальность 080107.65 «Налоги и налогообложение»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Теория и история и налогообложения»
на тему: «Налоговое бремя: понятие, развитие подходов к ее оценке»
Исполнитель _______________
Н-13-1
(дата, подпись) (группа, Ф.И.О.)
Руководитель ______________ Содномова Светлана Константиновна
(дата, подпись) (должность, Ф.И.О.)
Иркутск, 2014
Содержание
Введение …………………...……………………………………..…………
1. Теоретические основы налогового бремени. …….……………………..……6
1.1 Основные понятия и виды налогового бремени…..…….……………..……6
1.2 Сравнительная характеристика налогового бремени по странам…….…10
2. Развитие подходов к оценке налогового бремени. ……………..……..……13
2.1 Развитие подходов в западной финансовой науке. ………………………13
2.2 Развитие подходов в русской финансовой науке. …………………..……17
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………..……
Введение
Актуальность темы исследования. В условиях формирования рыночных
отношений налоговая система становится важным звеном экономики страны. От эффективности ее функционирования зависит экономический рост и потенциал страны, благосостояние и качество жизни населения. Оптимально построенная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьёзным измерителем качества налоговой системы. Следовательно, налоговая система должна, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства и общества, а с другой стороны, не снижая стимулы налогоплательщиков к предпринимательской деятельности, обязывать их к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Формирование основ современной налоговой системы способствует выдвижению на передний план проблемы эффективного уровня налогового бремени. Следовательно, налоговое бремя тесно переплетается с общеэкономической политикой и финансовой политикой государства. В основе этой связи лежит процесс согласования экономических интересов государства, хозяйствующих субъектов и конечных потребителей налоговых доходов. Однако современное состояние системы налогообложения требует дальнейшей разработки научного знания в области формирования налогового бремени и инструментов его оптимизации. Изучение данной темы является важным как для будущих специалистов в сфере налогообложения, так и для всего населения в целом. Общество должно быть заинтересовано в повышении уровня налоговых знаний, в установлении грамотных отношений между налогоплательщиком и государством.
Предмет исследования - это экономические отношения, складывающиеся в процессе формирования и оптимизации налогового бремени стран, а также подходы, необходимые для оценки последнего в современных условиях.
Цель работы - это изучение понятия «налоговое бремя». Изучение теоретических подходов к вопросу возникновения налогового бремени с точки зрения отечественных и зарубежных исследований по данной проблематике.
В соответствии с целью задачами работы являются:
При выполнении работы использованы методы анализа, обобщения, сравнения, описания, исторический метод. Базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, учебные пособия по налогам, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Характеристика курсовой работы: Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты понятия "Налоговое бремя". Определяются основные понятия и виды налогового бремени. Дается сравнительная характеристика налогового бремени по странам.
В главе второй более подробно рассмотрены подходы к изучению налогового бремени по странам. А именно развитие подходов в западной финансовой науке и развитие подходов в русской финансовой науке.
По результатам исследования был вскрыт ряд проблем, имеющих отношение к рассматриваемой теме, и сделаны выводы о необходимости дальнейшего изучения/улучшения состояния вопроса.
Глава 1
Теоретические основы налогового бремени.
§1.1 Основные понятия и виды налогового бремени.
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Налоговое бремя - это меры экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов.
Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.
Основные направления применения налогового бремени состоят в том, что:
Исчисление налогового бремени осуществляется на двух уровнях: микроуровне и макроуровне.
Микроуровень включает определение налоговой нагрузки на конкретные предприятия, а так же исчисления налоговой нагрузки на работника. Налоговое бремя на экономику, представляет собой отношение всех поступивших в стране налогов к созданному валовому внутреннему продукту. Экономический смысл этого показателя состоит в оценке доли ВВП, перераспределённой с помощью налогов.
На макроэкономическом уровне показатель налогового бремени определяется как отношение общей суммы налоговых отчислений к совокупному национальному продукту. Макроуровень подразумевает исчисление тяжести налогообложения всей страны в целом или налоговой нагрузки на экономику. Здесь же оценивается распределение налогового бремени между группами однородных предприятий, т.е. отраслями производства, и налоговая нагрузка всей страны.
Также налоговое бремя на население мировая практика оценивает на микроуровне и на макроуровне: с одной стороны, как уровень налогообложения отдельного работника, а с другой - как уровень налогообложения населения в целом.
Показатель налогового бремени конкретного налогоплательщика отражает долю его совокупного дохода, изымаемую в бюджет:
Налоговое бремя налогоплательщика =
Данный показатель дифференцирован по предприятиям различных отраслей производства. Так, на предприятиях по производству винно-водочных изделий и в транспортных организациях этот показатель выше, чем на предприятиях строительной индустрии, и много выше, чем на предприятиях сельского хозяйства.
Налоговое бремя на
население в целом
Показатель налогового бремени на население Пансков В.Г. и Князев В.Г. предлагают рассчитывать по следующей формуле: Бр = (Н : Чн)/(Д : Чн)1 где Бр - уровень налогового бремени;
Н - все уплаченные населением налоги, включая косвенные;
Чн - численность населения страны;
Д - сумма полученных населением доходов.
Роль и значение показателя налогового бремени состоит в следующем:
При оценке налогового бремени населения в целом необходимо исходить из суммы всех уплачиваемых населением налогов. Уровень налогового бремени населения зависит от величины налоговых изъятий, благосостояния населения и от оплаты труда.
Налоговое бремя на работника фактически равно экономической ставке подоходного налога, данный показатель используется для сравнения уровня подоходного налогообложения в разных странах. При этом необходимо также иметь в виду, что показатель налогового изъятия, определяемый в целом по налоговой системе, страдает весьма серьёзным недостатком, заключающимся в том, что он определяет уровень налогового гнёта среднего статистического налогоплательщика, не учитывая индивидуальных особенностей налогоплательщика. Но вместе с тем этот показатель необходим, так как налоги устанавливает, и оно должно учитывать этот средний показатель.
В экономической литературе в силу несовершенства понятийного аппарата наряду с понятием «налоговая нагрузка» достаточно часто применяются такие понятия, как «налоговое бремя», «тяжесть налогообложения», «налоговое давление» и др.
§1.2 Сравнительная характеристика налогового бремени по странам.
Налоговые системы различных стран существенно отличаются друг от друга. Эффективность системы налогообложения воздействует на развитие экономики страны. С помощью налогов перераспределяются доходы, что позволяет сократить разрыв в доступности к материальным благам различных слоев населения и снизить социальную напряженность в обществе.
Специфика структуры налогового бремени (налоговой нагрузки) России заключается в преобладании косвенного федерального налогообложения и налогов с физических лиц. Прямые налоги взимаются с полученного или предполагаемого дохода (налог на прибыль, с имущества, транспортный налог, подоходный налог с физических лиц), а косвенные от потребления (НДС, акцизы, таможенные пошлины). Налоговая нагрузка в РФ в последние годы возрастает. В 2010 г. она составляла 32,3% ВВП, а в 2011 г. – 35,6%. 2
В США местным бюджетам отводится главенствующая роль, а в странах ЕЭС – вспомогательная, но их доля в бюджете страны значительно превышает долю местных бюджетов России.
Для сравнения, в зарубежных странах этот показатель варьирует от 52% в Швеции, 30% в США, Турции п Японии до 5% в Непале. Средний уровень налогового бремени в зарубежных странах обычно колеблется в пределах 40-45%^ В России, по данным Госкомстата РФ, налоговый гнет в 1992 году с учетом поступлений во внебюджетные фонды составил 48%3
При этом в США и Франции поступления от налога на доходы физических лиц, в основном, направляются в государственные бюджеты этих стран, а в Германии по 42,5% в федеральный бюджет и бюджеты земель, а в местные бюджеты 15%.4
Большое значение косвенным налогам уделяют также страны ЕЭС и США. В большинстве стран ЕЭС, как и в России, косвенное налогообложение занимает примерно 50% общего объема налогообложения, а в США и Германии – почти весь объем налогообложения.5
Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - международная экономическая организация развитых стран, признающих принципы представительной демократии и свободной рыночной экономики. На долю государств-членов ОЭСР приходится около 60 % мирового ВВП.
В таблице ниже представлены данные за три года (2007-2009). Сортировка выполнена по соотношению налоги к ВВП за 2008 год. В таблице представлены налоговые поступления в бюджеты соответствующих стран в млн. долларов США.
Страна |
2007 |
2008 |
2009 | |||
Налоги к ВВП, % |
Налоговые поступления, млн. дол. США |
Налоги к ВВП, % |
Налоговые поступления, млн. дол. США |
Налоги к ВВП, % |
Налоговые поступления, млн. дол. США | |
Мексика |
17,9 |
183267,0 |
21,0 |
227702,4 |
17,5 |
147776,1 |
Чили |
24,0 |
39426,9 |
22,5 |
38436,7 |
18,2 |
29589,1 |
Турция |
24,1 |
156204,8 |
24,2 |
177278,6 |
24,6 |
151700,5 |
США |
27,9 |
3899311,0 |
26,1 |
3726360,0 |
24,0 |
3364230,8 |
Корея |
26,5 |
278194,2 |
26,5 |
247261,7 |
25,6 |
213242,6 |
Австралия |
29,5 |
291932,2 |
27,1 |
283512,3 |
.. |
.. |
Япония |
28,3 |
1240939,5 |
28,1 |
1345451,4 |
.. |
795752,6 |
Ирландия |
30,9 |
80245,9 |
28,8 |
76438,8 |
27,8 |
63171,0 |
Швейцария |
28,9 |
125475,7 |
29,1 |
146027,6 |
30,3 |
149175,6 |
Словацкая республика |
29,4 |
24794,6 |
29,3 |
28814,9 |
29,3 |
25817,5 |
Канада |
33,0 |
475843,7 |
32,3 |
479820,5 |
31,1 |
421420,3 |
Греция |
32,3 |
100217,4 |
32,6 |
113872,6 |
29,4 |
97150,9 |
Испания |
37,3 |
537042,5 |
33,3 |
529269,3 |
30,7 |
448548,6 |
Новая Зеландия |
35,1 |
47062,0 |
33,7 |
43674,0 |
31,0 |
36703,2 |
Израиль |
36,3 |
60593,8 |
33,8 |
68254,4 |
31,4 |
61135,2 |
Польша |
34,8 |
147968,3 |
34,3 |
181092,7 |
.. |
.. |
Португалия |
35,2 |
81337,9 |
35,2 |
88596,4 |
.. |
.. |
Люксембург |
35,7 |
18287,4 |
35,5 |
20451,4 |
37,5 |
19595,7 |
Великобритания |
36,2 |
1012066,8 |
35,7 |
946168,9 |
34,3 |
747497,4 |
Чешская республика |
37,3 |
64910,5 |
36,0 |
77855,6 |
34,8 |
66249,5 |
Исландия |
40,6 |
8298,9 |
36,8 |
6177,2 |
34,1 |
4137,4 |
Германия |
36,0 |
1198657,2 |
37,0 |
1341281,5 |
37,0 |
1231875,2 |
Словения |
37,8 |
17864,2 |
37,2 |
20187,0 |
37,9 |
18370,3 |
Нидерланды |
38,7 |
303078,1 |
39,1 |
340756,6 |
.. |
.. |
Венгрия |
39,7 |
54881,8 |
40,2 |
61843,8 |
39,1 |
50437,6 |
Норвегия |
43,8 |
169930,5 |
42,6 |
191821,2 |
41,0 |
156659,2 |
Австрия |
42,1 |
156709,9 |
42,7 |
176740,6 |
42,8 |
162981,5 |
Финляндия |
43,0 |
105776,7 |
43,1 |
116448,7 |
43,1 |
102580,1 |
Франция |
43,5 |
1127336,7 |
43,2 |
1230066,9 |
41,9 |
1110026,1 |
Италия |
43,4 |
918513,0 |
43,3 |
991926,6 |
43,5 |
919596,2 |
Бельгия |
43,8 |
200691,8 |
44,2 |
222751,6 |
43,2 |
203642,6 |
Швеция |
47,4 |
219068,4 |
46,3 |
225521,7 |
46,4 |
188328,7 |
Дания |
49,0 |
152231,9 |
48,2 |
164162,0 |
48,2 |
149139,8 |
ОЭСР в среднем |
35,4 |
409035,2 |
34,8 |
422303,8 |
.. |
.. |
Информация о работе Налоговое бремя: понятие, развитие подходов к ее оценке