Оптимальная налоговая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2014 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение эффективности налоговой системы. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и налоговой политики государства.

Содержание

Введение …………………………………………………………….........3
Глава 1. Эффективная налоговая система …………………………......5
1.1. Налоговая система и ее структура…………………………………5
Глава 2 Оптимальная налоговая политика государства ……………. 11
2.1. Основные понятия налоговой политики ………………………….12
2.2. Модели налоговой политики государства ………………………..16
2.3. Средства налоговой политики государства ………………………19
2.4. Особенности налоговой политики в Российской Федерации ……24
Заключение …………………………………………………………….…28
Список источников и литературы ……………………………...………30

Вложенные файлы: 1 файл

содержание.docx

— 67.79 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Оглавление

 

Введение …………………………………………………………….........3

Глава 1. Эффективная налоговая система …………………………......5

1.1. Налоговая система и ее структура…………………………………5

Глава 2 Оптимальная налоговая политика государства ……………. 11

2.1. Основные понятия налоговой политики ………………………….12

2.2. Модели налоговой политики государства ………………………..16

2.3. Средства налоговой политики государства ………………………19

2.4. Особенности налоговой политики в Российской Федерации ……24

Заключение …………………………………………………………….…28

Список источников и литературы ……………………………...………30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.

Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли. Некоторые из эффектов видны сразу, например, увеличение акцизов на алкогольные напитки приведет к увеличению цены и, при наличии товаров-заменителей, к некоторому снижению спроса. Другие эффекты проявляют себя лишь в долгосрочном периоде, например, доказано, что снижение налоговой нагрузки на предприятие приведет к увеличению налоговых поступлений лишь через определенный промежуток времени. Вместе с тем, помимо экономического эффекта от воздействия налоговой системы на хозяйствующие субъекты, государство получает также и иные результаты, прямой измеримый эффект от которых отсутствует, но имеет место решение социально-политических задач.

Прежде чем вести дальнейший разговор о налоговой системе необходимо определиться с соответствующими терминами:

Налоги - обязательные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и государственные внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органов местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоговая система - совокупность предусмотренных налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а также принципов, форм и методов установления, изменения, отмены, уплаты, взимания, контроля.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.

Адам Смит сформулировал четыре основополагающих, ставших классическими, принципа налогообложения, желательных в любой системе экономики:

1) Подданные государства должны  участвовать в содержании правительства  соответственно доходу, каким они  пользуются под покровительством  и защитой государства.

2) Налог, который обязывается уплачивать  каждое отдельное лицо должен  быть точно определен (срок уплаты, способ платежа, сумма платежа).

3) Каждый налог должен взиматься  тем способом или в то время, когда плательщику удобнее всего  оплатить его.

4) Каждый налог должен быть  так задуман и разработан, чтобы  он брал и удерживал из кармана  народа как можно меньше сверх  того, что он приносит казне  государства.

Налоговая система — это важнейший элемент рыночных отношений и от нее во многом зависит успех экономических преобразований в стране.

Естественно, что идеальную налоговую систему можно создать только на серьезной теоретической основе, учитывающей специфику экономических отношений в обществе, созданный научный и производственный потенциал.

Налоговая система должна органически влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и в то же время препятствовать падению уровня жизни низкооплачиваемых слоев населения.

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

Целью работы является изучение эффективности налоговой системы. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и налоговой политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Эффективная налоговая система

 

    1. Налоговая система и ее структура

 

Налоговая система, как и любой другой элемент экономики, строится на определенных принципах. Соблюдение этих принципов при формировании системы налогообложения приводит страну к успеху, а пренебрежение ими ведет к пробуксовыванию экономики страны и в конечном итоге - к кризису.

Проблема создания эффективной системы налогообложения интересна, с одной стороны, предприятиям и гражданам, поскольку именно им придется платить налоги, а, с другой стороны, органам государственной власти, поскольку им предстоит эту самую систему создать.

Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу - изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.

Налоговую систему любого государства можно рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков).

К налоговой системе, как и иной другой системе, предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять.

Требования, предъявляемые к налоговой системе, являются признаками (критериями), характеризующими ее оптимальность и эффективность функционирования. К основным требованиям, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие:

- рациональность;

- оптимальность;

- минимизацию количества  элементов, составляющих налоговую  систему;

- справедливость, в том  числе социальную справедливость распределения налогового времени;

- простоту исчисления  налогов;

- доступность и понимаемость налогообложения налогоплательщиками;

- экономичность;

- эффективность и др.

Налоговая система должна быть рациональной системой с единой законодательной базой налогообложения в пределах всего экономического пространства государства, с правовым механизмом регулирования всех ее элементов и минимальным количеством нормативных документов, регулирующих и определяющих порядок взимания (изъятия, уплаты) платежей (налогов, сборов, пошлин) и контролем за их уплатой в соответствующие бюджеты: федеральный, региональный и местный.

Рациональность означает разумную обоснованность с точки зрения целесообразности налоговой системы для данного государства. В настоящее время налоговая система России, с точки зрения структуры (элементов системы), представлена:

- Министерством по налогам  и сборам (МНС) с его региональными  и местными подразделениями;

- Министерством финансов  РФ (в котором имеется налоговое  управление);

- Федеральной службой  налоговой полиции (ФСНП) и ее  региональными и местными подразделениями;

- Государственным таможенным  комитетом (ГТК) с его региональными  и местными подразделениями;

- органами государственных  внебюджетных фондов и их региональными  и местными подразделениями и  другими государственными структурами.

Всего в налоговой системе России задействовано 180 тыс. сотрудников на 140 млн. граждан РФ, так что в среднем на одного налогового служащего приходится 780 граждан России.

Анализ налоговых систем зарубежных стран свидетельствует следующее:

- в США в сфере налогообложения  занят единый орган - Служба внутренних  доходов с ее региональными  и окружными управлениями, насчитывающая  в своем составе 120 тыс. служащих  на 250 млн. граждан, так что в среднем  на одного налогового служащего  приходится 2100 граждан. Налоговая служба  США при этом обеспечивает  собираемость платежей на уровне 95-98% от плановых показателей;

- в Великобритании сбор  налогов возложен на единую  службу, насчитывающую 100 тыс. служащих  на 65 млн. населения, что составляет 750 граждан на одного налогового  служащего, при этом собираемость  налогов обеспечивается на уровне 98% от расчетных показателей;

- во Франции сборами  налогов занимается Главное налоговое  управление Министерства экономики, финансов и бюджета, насчитывающее  около 83 тыс. налоговых служащих  на 63 млн. граждан (на одного налогового  служащего приходится 750 граждан), обеспечивающих  собираемость налогов на уровне 96-98% от расчетных.

Требование рациональности системы позволяет оптимизировать структуру системы, минимизировать расходы на ее содержание и оснащение средствами автоматизации процессов сбора, учета, обработки и хранения налоговой информации.

Критериями требования рациональности системы могут выступать:

- Количество налогоплательщиков  или общее количество граждан  государства, приходящихся на одного  налогового служащего. Критерий  является сравнительным по отношению  к аналогичным налоговым системам  других государств или территориальных  образований своего государства. Критерий позволяет проанализировать  систему и выявить наиболее целесообразные варианты системы, их эффективность по собираемости платежей, наметить направления и пути совершенствования системы, в том числе применить современную вычислительную технику и унифицировать алгоритмы расчетов.

- Общее количество налоговых  служащих, необходимых для охвата  контролем всех налогоплательщиков. Критерий важен с точки зрения  оптимизации структуры системы  в целом или различных ее  элементов (звеньев) в интересах  построения целесообразной единой  системы с единым централизованным  управлением.

В рациональной системе с единым централизованным управлением действует единая законодательная и нормативная база с минимальным или оптимально-необходимым количеством достаточно четких, понятных и доступных для понимания и расчетов нормативных документов, регулирующих налоговые отношения и не дублирующих налоговый и таможенный кодексы, а лишь разъясняющих их отдельные положения. Достаточно отметить, что в настоящее время в системе налогообложения действует более 900 инструкций, писем и указаний, зачастую дублирующих и противоречащих друг другу, и это при том, что сам налоговый кодекс напечатан убористым текстом на 750 страницах.

Засилье в системе налогообложения министерств и ведомств, не подчиненных друг другу, порождает огромное количество издаваемых документов, приводящих к непониманию налогового законодательства и неверному исчислению налогов.

Налоговая система должна носить стабильный характер на протяжении определенного периода времени. Стабильность подразумевает, что в налоговое законодательство не должны вводиться новые налоги (сборы), вноситься изменения и дополнения, в том числе в налоговую базу и налоговые ставки, особенно в сторону их увеличения, что приводит к ухудшению положения налогоплательщиков и усугубляет противоречие между властью и гражданами. Период стабильности должен по продолжительности сохраняться минимально, хотя бы в течение одного срока работы законодательного собрания государства (территориального образования).

Критерием стабильности налоговой системы может служить коэффициент стабильности К_ст, характеризуемый выражением:

где Д_н - доход или материальное положение налогоплательщика после внесения изменений в налоговое законодательство;

Д_с - доход или материальное положение налогоплательщика до внесения изменений в налоговое законодательство.

Коэффициент стабильности характеризует относительное ухудшение или улучшение материального положения налогоплательщика в связи с изменениями налогового законодательства.

При К_ст >= 1 - мажоритарное положение налогоплательщика не изменяется или улучшается,

при К_ст <= 1 ухудшается и усугубляется противоречие между властью и налогоплательщиком

Требование стабильности подразумевает, что в налоговой системе должно быть определено и закреплено определенное количество и структура налогов на определенное время, что исключит внесение поправок, изменений и дополнений или новых налогов на определенный в законе период времени. Нестабильность налогового законодательства не только усугубляет противоречие между властью и субъектами налога, но порождает механизмы сокрытия доходов, ухода от их уплаты, что делает налоговую систему малоэффективной.

Информация о работе Оптимальная налоговая политика государства