Основные принципы налогообложения в развитых странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 23:58, контрольная работа

Краткое описание

С ростом налогового бремени в большинстве развитых стран крупный бизнес в стратегических планах своей экспансии все большее внимание уделяет налоговым соображениям. Минимизация совокупных налоговых обязательств стала неотъемлемой частью глобального планирования деятельности и размещения активов и средств транснациональных компаний, банков и богатых собственников, стремящихся в максимальной степени использовать в своих интересах налоговые лазейки и «нейтральные зоны», имеющиеся в отдельных странах и «на стыке» их налоговых юрисдикций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Основные принципы налогообложения в развитых странах………………….4
Система прямого налогообложения в развитых странах……………………...7
Система косвенного налогообложения в развитых странах………………….10
Налоговые органы зарубежных стран………………………………………….12
Заключение……………………………………………………………………….15
Список литературы………………………………………………………………16

Вложенные файлы: 1 файл

налоги.docx

— 32.65 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3

Основные принципы налогообложения в развитых странах………………….4

Система прямого  налогообложения в развитых странах……………………...7

Система косвенного налогообложения в развитых странах………………….10

Налоговые органы зарубежных стран………………………………………….12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     С ростом налогового бремени в большинстве  развитых стран крупный бизнес в  стратегических планах своей экспансии  все большее внимание уделяет  налоговым соображениям. Минимизация  совокупных налоговых обязательств стала неотъемлемой частью глобального планирования деятельности и размещения активов и средств транснациональных компаний, банков и богатых собственников, стремящихся в максимальной степени использовать в своих интересах налоговые лазейки и «нейтральные зоны», имеющиеся в отдельных странах и «на стыке» их налоговых юрисдикций. При существующем высоком уровне налогообложения потенциальные возможности экономии по уплате налогов могут сыграть определяющую роль при принятии важнейших стратегических решений ТНК; они нередко имеют приоритет и перед чисто экономическими соображениями, и предпосылками. Решения, принимаемые крупнейшими ТНК, могут затрагивать жизненные интересы целых стран и регионов, поэтому неудивительно, что правительства всех стран вынуждены учитывать эти обстоятельства при проведении налоговых реформ и формировании своей общей налоговой политики. Особое значение при этом приобретает налоговое регулирование международных экономических связей, осуществляемое как в одностороннем порядке правительствами отдельных стран, так и путем заключения двусторонних и многосторонних налоговых соглашений. 
 
 
 
 
 
 

Основные  принципы налогообложения  в развитых странах

     Несмотря  на продолжительную историю развития налогообложения, только на стадии капитализма  налоги приобрели современную форму  обязательных регулярных денежных взносов  физических и юридических лиц, устанавливаемых  государством и взимаемых им на цели содержания органов государственной  власти и финансирования проводимых ею мероприятий. Существенными при  этом являются следующие основные моменты:

     Во-первых, налоги – это взносы, устанавливаемые  государством только в качестве субъекта публичного права, когда государство  выступает (или претендует на выступление) от имени и в интересах всего  народа. Поэтому прерогатива установления налогов принадлежит исключительно  законодательной власти, что и  закреплено, как правило, в конституции  каждой страны. Исполнительная власть (правительство) не имеет права на установление налогов.

     В разных странах, кроме государства  как единого целого, в качестве субъектов публичного права могут  выступать государственные органы власти на уровне регионов: штаты (в  США, Бразилии, Мексике); кантоны (в Швейцарии); земли (в Германии); области, края, республики (в России); и т.д.; местные органы власти – общины, муниципалитеты, как правило, также имеют самостоятельное (обычно ограниченное центральной властью) право устанавливать и взимать налоги в пределах своей юрисдикции.

     Во  всех федеративных государствах (Германия, Австрия, США, Россия) используется трехуровневая  система налогообложения (федеральные  налоги, налоги регионов, налоги местных  органов власти). В унитарных (Италия, Великобритания) государствах двухуровневая  система (федеральные налоги, налоги местных органов власти).

     Во-вторых, важно подчеркнуть, что применительно  к налогам, устанавливаемым государством, регулярность взносов имеет особый характер и относится именно к  сущности платежей. Действительно, уплата налогов с даров и наследств, косвенных налогов и тому подобных взносов производится, строго говоря, не регулярно, а при наступлении соответствующей ситуации: передачи дара или наследства, акта продажи и т.д.

     Принцип регулярности взноса необходим, чтобы  исключить практикуемые иногда на уровне местных органов власти (общин  и муниципалитетов) разовые сборы, имеющие характер самообложения  и предназначенные на какую-то определенную цель (ликвидацию последствий стихийного бедствия, помощь школе и т.д.). Такие  сборы не являются налогами.

     В-третьих, если раньше считалось, что суверен (император, король) имеет право взимать  налоги со своих подданных и безотчетно их расходовать на любые, какие бы ни заблагорассудилось цели, то буржуазная революция, провозгласив, что «источником  верховной власти может быть народ  и только народ», установила, что  государство взимает налоги от имени  народа и подотчетно ему в расходовании собранных сумм.

     Налоговые системы развитых стран складывались под воздействием разных экономических, политических и социальных условий, конечно же, они не оптимальны. В  связи с этим был разработан ряд  требований (принципов) для создания наиболее оптимальной системы. Наиболее важные среди них следующие:

     ·    распределение налогового бремени  должно быть равным, то есть каждый должен вносить свою «справедливую» долю в  государственные доходы (принцип  равенства и справедливости);

     ·    налоги должны по возможности не оказывать  влияния на принятие различными лицами экономических решений, или такое  влияние должно быть минимальным (принцип  нейтральности налогообложения);

     ·    налоговая структура должна способствовать использованию налоговой политики в целях стабилизации и экономического роста страны;

     ·    налоговая система не должна допускать  произвольного толкования, но быть понятна налогоплательщикам (принцип  простоты);

     ·    административные издержки по управлению налогами и соблюдению налогового законодательства должны быть минимальными.

     Эти требования могут быть использованы при оценке качества налоговой системы  страны.

     Для всех развитых и большинства развивающихся  стран основные формы и методы налогообложения практически едины, но есть и существенные различия.

     Налоги  классифицируются в зависимости  от характерных признаков и элементов. Любой вид налога содержит следующие  элементы: источник, объект, субъект, носитель, форма изъятия (прямая или косвенная), налоговая ставка.

     Под налогом понимается обязательный, безвозмездный  платеж, взимаемый с юридических  и физических лиц в пользу бюджета  соответствующего уровня.

     Источником  всех видов налогов являются доход (прошлый, настоящий, ожидаемый), стоимость  принадлежащего имущества, права на получение имущества. Таким образом, источник налога – это то, за счет чего уплачивается налог.

     Объект  налога – это то, с чего взимается  налог (различные виды дохода, имущество, сделки).

     Субъект (налогоплательщик) – это физическое или юридическое лицо, на которое  в соответствии с законодательством  возлагается ответственность за уплату налога.

     Носитель  налога – это лицо, на которое  в конечном итоге перекладывается  налоговое бремя.  
 
 
 

Система прямого налогообложения  в развитых странах

     Прямые  налоги в зависимости от объекта  налогообложения подразделяются на подоходные налоги и налоги с имущества.

     Система подоходных налогов, как правило, включает общий подоходный налог с населения, ряд специальных налогов с  отдельных видов дохода (входящих в общий подоходный налог или  существующих как дополнение к нему) и налог на прибыли корпораций.

     Основу  этой системы составляет общий подоходный налог с населения, обложению  которым подлежат все физические лица, постоянно проживающие на территории данной страны. Подоходный налог с  населения рассматривается как  «окончательный» налог, поэтому  при его исчислении принимаются  во внимание некоторые особенности  положения конкретного налогоплательщика: наличие детей, иждивенцев; проживание в собственном или арендованном доме; состояние здоровья налогоплательщика  и т.д. Кроме того, этот налог имеет  необлагаемый минимум и взимается  по прогрессивным ставкам, возрастающим по мере увеличения дохода.

     Налоги  на отдельные виды доходов взимаются  по пропорциональным или прогрессивным  процентным ставкам и независимо от того, входят они или нет в  общий подоходный налог с населения, рассматриваются как дополнение к этому общему налогу. По своей  структуре система таких налогов  соответствует видам доходов, составляющих национальный доход общества: заработная плата, предпринимательская прибыль, процент на ссудный капитал и  земельная рента.

     В отношении заработной платы, доходов  от капитала (дивиденды, проценты) и  иногда некоторых других доходов  регулярного характера (платежи  по авторским правам и лицензиям, арендные платежи и т.д.) в большинстве  стран применяется авансовое  удержание налога (что обычно оформляется  в виде специальных налогов «у источника»).

     В связи с широким распространением с начала двадцатого столетия новой  формы предпринимательской деятельности – акционерных компаний (которые накапливали огромные суммы нераспределенных прибылей) накануне первой мировой войны во многих странах был введен налог на прибыли корпораций (иногда дополняемый налогом на сверхприбыли). Значение этого налога особенно выросло в период после второй мировой войны, и сейчас он составляет значительную долю в доходах бюджетов развитых стран.

     Кроме того, в ряде стран введен налог  на прирост капитала, которым облагаются (в отличие от регулярных доходов  на вложенный капитал в виде процентов  и дивидендов) нерегулярные доходы от перепродажи земельных участков, пакетов акций компаний, валютных сделок и т.д.

     Предпринимательская прибыль индивидуальных капиталистов, а также прибыли пайщиков в  партнерствах, пулах и других подобных ассоциациях, по уставу которых вся  полученная прибыль подлежит немедленному распределению между пайщиками, облагаются общим подоходным налогом  с населения в обычном порядке.

     Системы подоходных налогов развитых стран  исключительно сложны и запутаны, причем особенной сложностью отличаются правила налогообложения корпораций, содержащие огромное количество исключений, скидок, льгот, вычетов.

     К подоходным налогам с населения  следует относить и причитающуюся  с наемных работников часть обязательных взносов по социальному страхованию, взимаемых в различных странах  в пределах 6–10% от суммы заработка.

     Налоги  с имущества занимают незначительное место в общем объеме государственных  доходов и в большинстве стран  относятся к категории местных  налогов.

     Среди этих налогов основным является налог  на недвижимое имущество, которым облагаются земельные участки и строения. Ставки налога невысоки и составляют обычно 1–3% от стоимости такого имущества. В некоторых странах существует также налог на общую сумму  имущества, которым облагаются лишь крупные состояния (поскольку для этого налога предусмотрен высокий необлагаемый минимум). В состав облагаемого имущества включаются, кроме земельных участков и строений, пакеты акций компаний, активы и товарные запасы индивидуальных предпринимателей, задолженность со стороны третьих лиц и т.д. Ставки налога составляют 1–2%.

     Своеобразным  видом налога на имущество является налог с наследств и дарений (в некоторых странах существуют отдельно налог с наследства и  налог с дарений). По своей форме этот налог близок к косвенным налогам, поскольку он не имеет регулярного характера, как прямые налоги, и взимается не с имущества, как такового, а с акта передачи имущества (сделки безвозмездного отчуждения), что отражается и в налоговых ставках, которые возрастают не только по мере увеличения суммы имущества, но и по мере снижения степени родства между дарителем и получателем, т.е. в зависимости от изменения условий сделки. Тем не менее налог с наследств и дарений, несомненно, является прямым налогом с имущества, поскольку представляет собой прямое изъятие в пользу государства части реально существующего имущества.

     Ставки  налога прогрессивные и в отношении  крупных сумм дарений и наследств  могут достигать 50%. Однако вследствие большого количества разного рода скидок и льгот крупные собственники благополучно уклоняются от уплаты этого  налога, и поступления от него в  Англии и США составляют лишь 2–3% доходов государственного бюджета.

Информация о работе Основные принципы налогообложения в развитых странах