Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:51, дипломная работа
Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.
Глава 1. Сущность и значение региональных налогов
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [ 2 ].
Совокупность
взимаемых в государстве
В Российской
Федерации устанавливаются
Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В настоящее время Налоговым кодексом РФ предусмотрены следующие региональные налоги:
- налог на имущество организаций;
- транспортный налог;
- налог на игорный бизнес.
Согласно ст. 56 Бюджетного кодекса РФ, региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%. Законом субъекта могут быть установлены единые нормативные отчисления от отдельных региональных налогов в бюджеты поселений и муниципальных районов (ст. 58 БК РФ). Следует отметить, что при формировании и утверждении проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2008-2009 гг. законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные (дифференцированные) нормативы отчисления в местные бюджеты от региональных налогов; представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов РФ по установлению дополнительных (дифференцированных) нормативов отчисления от региональных налогов в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов [ 1 ].
Далее перейдём к рассмотрению некоторых элементов региональных налогов.
Налог на
имущество организации в
Имущественные налоги играют существенную роль в современных налоговых системах большинства стран. Их преимущество заключается в стабильности налогооблагаемой базы в течение налогового периода, отсутствия зависимости суммы налога от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что обуславливает их фискальную значимость. Однако практика применения налога на имущество РФ выявила и его серьёзные недостатки, к которым следует отнести: низкий уровень поступлений в бюджет; отсутствие стимулов для эффективного использования имущества предприятий; перегруженность налоговыми льготами, установленными на федеральном уровне. Важным этапом в развитии имущественного налогообложении в РФ стало введение с 01.01.2004 г. гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», основными новациями которого явились: исключения из объекта налогообложения нематериальных активов, запасов и затрат, повышение ставки налога, сокращение перечня налоговых льгот, установленных на федеральном уровне [ 10 ].
Налогообложение
имущества организаций в РФ осуществляется
по принципу резидентства. Плательщиками
этого налога являются: российские
организации; иностранные организации,
осуществляющие деятельность в РФ через
постоянные представительства или
имеющие в собственности
В отличие от ранее действующего налога на имущество предприятий с 2004 г. в качестве объекта налогообложения предусмотрены только основные средства, учитываемые по правилам бухгалтерского учёта. Исключение из состава объекта налогообложения нематериальных активов, запасов и затрат стало серьёзным фактором финансовой поддержки предприятий, особенно имеющий длительный технологический цикл или большие нормативные запасы.
В таблице
1 указаны объекты
Таблица 1
Налогоплательщик |
Объект налогообложения |
Российская организация |
Движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учёта |
Иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство |
Движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств (иностранные организации ведут учёт объектов налогообложения в соответствии с установленным в РФ порядке ведения бухгалтерского учёта) |
Иностранная организация, не осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство |
Находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащие указанным иностранным организациям на праве собственности |
Не признаются объектами налогообложения:
1) земельные
участки и иные объекты
2) имущество,
принадлежащее на праве
Налоговой базой налога на
имущество является
Льготы по налогу на имущество,
- организации
и учреждения уголовно-
- религиозные организации;
- общероссийские
общественные организации
- организации,
уставной капитал которых
- учреждения,
единственными собственниками
- организации-
производители
- протезно-ортопедические предприятия;
- коллегии адвокатов, адвокатских бюро и юридических консультаций;
- государственные научные центры.
Предоставления данных льгот возможно при соблюдении условий, предусмотренных НК РФ. Одним из таких условий является обязательное использование имущества при осуществлении основной уставной деятельности организации. Для организации- производителей фармацевтической продукции льгота предоставляется лишь в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов. С 2006 г. от уплаты налога на имущество освобождены организации- резиденты особой экономической зон. Эта льгота предоставляется при условии, что имущество учитывается на балансе такой организации, а так же создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны. При этом освобождение действует в течение пяти лет с момента постановки имущества на учёт.
Вторая группа льгот связана с освобождением от налога отдельных видов имущества, а именно:
- памятников
истории и культуры
- объектов
жилищного фонда, содержание
- ядерных
установок, используемых для
- линий энергопередачи;
- космических объектов [ 2 ].
При установлении налога на
имущество на территории
- в отношении объектов
- являющихся
сельскохозяйственными
Сумма налога
на имущество организаций
Ставка налога в отношении имущества, за исключением рабочего скота, а также продуктивного и племенного скота (основного стада) крупного рогатого скота, приобретаемого, сооруженного и изготовленного, вносимого в виде вклада в уставный (складочный) капитал организации, полученного в результате реконструкции или модернизации за вычетом стоимости ранее существовавшего имущества при реализации инвестиционных проектов в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в части ускоренного развития животноводства и (или) областных целевых программ развития животноводства и одобренных Инвестиционным советом при губернаторе Белгородской области, на период окупаемости инвестиционных проектов устанавливается в следующих размерах:
1) для
организаций - участников приоритетного
национального проекта «