Региональные налоги в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 21:51, дипломная работа

Краткое описание

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами налогообложения являются: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 61.26 Кб (Скачать файл)

 

Глава 1. Сущность и значение региональных налогов

    1. Роль и функции региональных налогов в налоговой системе РФ

 

 

Под налогом  понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [ 2 ].

Совокупность  взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей (налоги), а также форм и методов их построения образует налоговую систему. Объектами  налогообложения являются: доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость произведенных товаров и услуг и другие объекты, установленные законодательными актами.

В Российской Федерации устанавливаются следующие  виды налогов и сборов: федеральные  налоги и сборы, налоги и сборы  субъектов Российской Федерации (региональные налоги и сборы) и местные налоги и сборы.

Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в  соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

В настоящее  время Налоговым кодексом РФ предусмотрены  следующие региональные налоги:

- налог  на имущество организаций;

- транспортный  налог;

- налог  на игорный бизнес.

Согласно  ст. 56 Бюджетного кодекса РФ, региональные налоги подлежат зачислению в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100%. Законом субъекта могут быть установлены единые нормативные отчисления от отдельных региональных налогов в бюджеты поселений и муниципальных районов (ст. 58 БК РФ). Следует отметить, что при формировании и утверждении проектов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов на 2008-2009 гг. законом субъекта РФ могут быть установлены дополнительные (дифференцированные) нормативы отчисления в местные бюджеты от региональных налогов; представительные органы муниципальных районов могут быть наделены полномочиями органов государственной власти субъектов РФ по установлению дополнительных (дифференцированных) нормативов отчисления от региональных налогов в бюджеты поселений, входящих в состав соответствующих муниципальных районов [ 1 ].

Далее перейдём к рассмотрению некоторых элементов региональных налогов.

Налог на имущество организации в налоговую  систему РФ был введён в 1992 г. с целью стимулирования производительного использования имущества предприятий, сокращения излишних запасов сырья и материалов и охарактеризован многими учёными-экономистами как трансформированная форма платы за фонды и сверхнормативные запасы собственных оборотных средств.

Имущественные налоги играют существенную роль в  современных налоговых системах большинства стран. Их преимущество заключается в стабильности налогооблагаемой базы в течение налогового периода, отсутствия зависимости суммы налога от результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятий, что обуславливает их фискальную значимость. Однако практика применения налога на имущество РФ выявила и его серьёзные недостатки, к которым следует отнести: низкий уровень поступлений в бюджет; отсутствие стимулов для эффективного использования имущества предприятий; перегруженность налоговыми льготами, установленными на федеральном уровне. Важным этапом в развитии имущественного налогообложении в РФ стало введение с 01.01.2004 г. гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», основными новациями которого явились: исключения из объекта налогообложения нематериальных активов, запасов и затрат, повышение ставки налога, сокращение перечня налоговых льгот, установленных на федеральном уровне [ 10 ].

Налогообложение имущества организаций в РФ осуществляется по принципу резидентства. Плательщиками  этого налога являются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через  постоянные представительства или  имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе, а также в исключительной экономической зоне РФ.

В отличие  от ранее действующего налога на имущество  предприятий с 2004 г. в качестве объекта  налогообложения предусмотрены  только основные средства, учитываемые по правилам бухгалтерского учёта. Исключение из состава объекта налогообложения нематериальных активов, запасов и затрат стало серьёзным фактором финансовой поддержки предприятий, особенно имеющий длительный технологический цикл или большие нормативные запасы.

В таблице 1 указаны объекты налогообложения  налогом на имущество организации в зависимости от резиденства.

Таблица 1

Налогоплательщик

Объект налогообложения

Российская организация

Движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное  владение, пользование, распоряжение или  доверительное управление, внесённое  в совместную деятельность), учитываемое  на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения  бухгалтерского учёта

Иностранная организация, осуществляющая деятельность в РФ через        постоянное представительство

Движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств (иностранные организации  ведут учёт объектов налогообложения  в соответствии с установленным  в РФ порядке ведения бухгалтерского учёта)

Иностранная организация, не осуществляющая деятельность в РФ через постоянное представительство

Находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащие указанным  иностранным организациям на праве  собственности


 

          Не признаются объектами налогообложения:

1) земельные  участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные  ресурсы);

2) имущество,  принадлежащее на праве хозяйственного  ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ.[ 2 ]

          Налоговой базой налога на  имущество является среднегодовая  стоимость облагаемого имущества, при определении налоговой базы имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформулированной в соответствии с установленным порядком введения бухгалтерского учёта, утверждённым в учётной политики организации. Среднегодовая стоимость имущества за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на первое число следующим за налоговым периодом месяца, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. Налоговой базой в отношение объекта недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, является инвентаризационная стоимость таких объектов по данным органов технической инвентаризации.

          Льготы по налогу на имущество,  установленные на федеральном  уровне, можно разделить на две группы. К первой группе относятся льготы, связанные с полным освобождением от налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков. Так, от налогообложения освобождены:

- организации  и учреждения уголовно-исполнительной  системы; 

- религиозные   организации; 

- общероссийские  общественные организации инвалидов;

- организации,  уставной капитал которых полностью  состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов;

- учреждения, единственными собственниками имущества  которых является общероссийские  общественные организации инвалидов; 

- организации-  производители фармацевтической  продукции; 

- протезно-ортопедические  предприятия; 

- коллегии  адвокатов, адвокатских бюро и  юридических консультаций;

- государственные  научные центры.

Предоставления  данных льгот возможно при соблюдении условий, предусмотренных НК РФ. Одним  из таких условий является обязательное использование имущества при  осуществлении основной уставной деятельности организации. Для организации- производителей фармацевтической продукции льгота предоставляется лишь в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов. С 2006 г. от уплаты налога на имущество освобождены организации- резиденты особой экономической зон. Эта льгота предоставляется при условии, что имущество учитывается на балансе такой организации, а так же создано или приобретено в целях ведения деятельности на территории особой экономической зоны. При этом освобождение действует в течение пяти лет с момента постановки имущества на учёт.

        Вторая группа льгот связана  с освобождением от налога  отдельных видов имущества, а именно:

- памятников  истории и культуры федерального  значения;

- объектов  жилищного фонда, содержание которых  полностью или частично финансируется  за счёт средств бюджетов субъектов  РФ и/или местных бюджетов;

- ядерных  установок, используемых для научных  целей, ледоколов, судов с ядерными  энергетическими установками, железнодорожных  путей и федеральных автомобильных дорог общего пользования; магистральных трубопроводов;

- линий энергопередачи;

-  космических  объектов [ 2 ].

         При установлении налога на  имущество на территории соответствующего субъекта РФ законом субъекта  могут предусматриваться и дополнительные налоговые льготы. Так, в частности, Законом Белгородской области от 27.11.2003 № 104 «О налоге на имущество организации» установлены льготы для организаций:

      - в отношении объектов жилищного  фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств областного бюджета и (или) местных бюджетов;

- являющихся  сельскохозяйственными товаропроизводителями, - в отношении рабочего скота, а также продуктивного и племенного скота (основного стада) крупного рогатого скота. В целях настоящего закона под сельскохозяйственными товаропроизводителями понимаются организации, доля выручки которых от реализации произведенной, произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составила не менее 50 процентов.

Сумма налога на имущество организаций снижается  на 50 процентов в доле, зачисляемой  в областной бюджет, для организаций, взявших на себя частичное или  полное содержание, или (и) направляющих средства на развитие учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом размер предоставляемой льготы должен составлять не более половины объема затрат, фактически произведенных организацией на содержание или (и) развитие образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ставка  налога в отношении имущества, за исключением рабочего скота, а также продуктивного и племенного скота (основного стада) крупного рогатого скота, приобретаемого, сооруженного и изготовленного, вносимого в виде вклада в уставный (складочный) капитал организации, полученного в результате реконструкции или модернизации за вычетом стоимости ранее существовавшего имущества при реализации инвестиционных проектов в рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" в части ускоренного развития животноводства и (или) областных целевых программ развития животноводства и одобренных Инвестиционным советом при губернаторе Белгородской области, на период окупаемости инвестиционных проектов устанавливается в следующих размерах:

1) для  организаций - участников приоритетного  национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса», реализующих инвестиционные проекты по производству зерновых культур и комбикормов в рамках областных целевых программ «Развитие свиноводства в Белгородской области на 2005 - 2010 годы», «Развитие птицеводства в Белгородской области на период с 2005 по 2010 годы»:

Информация о работе Региональные налоги в РФ