Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 17:44, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение экономической сущности и функций налогов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
изучить экономическую сущность налогов;
показать роль налогов в перераспределении национального дохода;
определить место налогов в системе финансовых отношений и в структуре доходов бюджетной системы;
рассмотреть функции налогов и их взаимосвязь;
Введение 3
1.Экономическая сущность налогов 4
2.Функции налогов 5
3.Роль налогов в перераспределении национального дохода 7
4.Налоги в системе финансовых отношений 12
5.Историческое происхождение налогов 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Содержание
Введение 3
1.Экономическая сущность налогов 4
2.Функции налогов 5
3.Роль налогов в перераспределении национального дохода 7
4.Налоги в системе финансовых отношений 12
5.Историческое происхождение налогов 16
Заключение 19
Список используемой литературы 20
Введение
Налоги представляют собой одну из самых сложных экономических категорий, с которыми неразрывно связано развитие человеческого общества. С древнейших времен и до сегодняшнего дня именно они формировали доходы государственного бюджета, влияли на развитие экономики, стимулирование предпринимательства и распределение денежных средств. Именно они делали каждую организацию и каждого гражданина участником финансовых процессов, происходящих на уровне государства.
Актуальность темы данной контрольной работы обусловлена тем, что в настоящее время в жизни любого субъекта налоги играют очень важную роль. Поэтому их понимание дает возможность грамотно управлять деятельностью, знание — обеспечить правовую основу бизнеса, а умение рассчитывать позволяет правильно определять финансовые результаты работы.
Целью данной контрольной работы является изучение экономической сущности и функций налогов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
Объектом данной работы являются налоги как экономическая, правовая и финансовая категория. Предметом – изучение структуры налогов, их функций, роль налогов в перераспределении национального дохода.
Работа выполнена по литературным источникам, статьям и заметкам с
Экономическая сущность налогов
Налог – обязательный,
индивидуально безвозмездный
Экономическая сущность
налога заключается в том, что
они представляют собой присвоение,
централизацию и
Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Главное отличие налога от сбора состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.
Характерные черты налога как платежа (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ) следующие:
Характерными чертами сбора как взноса являются:
Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.
Функции налогов — это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.
Первой и наиболее
последовательно реализуемой
Формирование доходной
части государственного бюджета
на основе стабильного и
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления его собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).
Другая функция налогов
как экономической категории
состоит в том, что появляется
возможность количественного
Таким образом, обе функции налогов, фискальная и контрольная, в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующие многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.).
Поощрительная функция налогов. Устанавливая тем или иным категориям налогоплательщиков определенные налоговые льготы, государство поощряет их за те или иные заслуги перед Родиной или по иным основаниям.
Налоги являются неотъемлемой
частью любой экономики, независимо от политического
строя страны. Различие заключается в
том, какую роль налогам отводили в регулировании
экономики страны. Сейчас все большая
роль отводится налогам. На начало 1995 года
уже было установлено 44 налогов и сборов.
Множественность налогов позволяет решать
разнообразные задачи и реализовать различные
функции.
Налоги играют решающую роль в процессе
перераспределения валового внутреннего
продукта (ВВП) и национального дохода
страны(НД). В ходе распределения и перераспределения
ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая
функции налогов. Государство формирует
свои доходы и целенаправленно воздействует
на экономику. Налоги воздействуют на
капитал на всех стадиях его кругооборота.
Если при выполнении своей фискальной
функции они оказывают влияние лишь при
смене капитала из его товарной в денежную
форму и наоборот, то система налогового
регулирования , ко всему прочему воздействует
и на стадии производства, и на стадии
потребления. Пример тому - косвенные налоги
и разветвленная система налоговых льгот,
скидок и кредитов при подоходном обложении
физических лиц. Это позволяет государству
контролировать массовый спрос и предложение
не только товаров, но и капиталов, поскольку
доход является основой спроса населения
и конечным результатом функционирования
капитала в фазе производства.
Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП и НД, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги являются важнейшим средством антицикличного развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, поскольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду. В этой ситуации необходимо снижать налоги с целью повышения стимулов к инвестированию.
Сейчас уже никто
не отрицает тот факт, что чрезмерно
высокие налоги - это негативное
явление, порождающее спад производства,
снижение предпринимательской
Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России:
Сторонниками снижения
налогов и стимулирования инвестирования
являются представители школы
При сокращении ставок база налогообложения в конечном счете увеличивается (больше продукции — больше налогов). Высокие налоги снижают базу налогообложения и доходы государственного бюджета.
Рисунок 1. Кривая Лаффера
Изъятие у налогоплательщика значительной суммы доходов (порядка 40—50%) является пределом, за которым ликвидируются стимулы к предпринимательской инициативе, расширению производства. Образуются целые группы налогоплательщиков, занятых поиском методов ухода от налогообложения и стремящихся концентрировать финансовые ресурсы в теневом секторе экономики. Однозначного ответа, какое значение эффективной ставки является критическим, не существует. Если исходить из концепции А. Лаффера, изъятие у производителей более 35—40% добавленной стоимости провоцирует невыгодность инвестиций в целях расширенного воспроизводства, что равносильно попаданию в порочный круг — так называемую «налоговую ловушку». Обычно считается, что отношение налогоплательщиков к системе налогообложения страны характеризует величину сосредоточенных в этом секторе средств по отношению к ВВП. Для налогоплательщиков привлекательной является низкая налоговая нагрузка (на уровне 15%). Однако государство при данном уровне нагрузки располагает минимальными возможностями управления развитием экономики. Поэтому высокоразвитые государства стремятся поднять уровень налоговых поступлений, одновременно увеличивая возврат в экономику, социально-культурную сферу части средств, поступивших в бюджет. Это определяет и рост уровня жизни населения, что наглядно видно из данных таблицы 1.
Влияние налоговой нагрузки на эффективность развития экономики [3;с.97]
Таблица 1.
Государство |
Налоговая нагрузка, % ВВП |
Уровень жизни, долл. |
Австрия |
42,8 |
28110 |
Бельгия |
46,6 |
26440 |
Германия |
39,3 |
28870 |
Испания |
35,8 |
14350 |
Канада |
31,6 |
19020 |
Мексика |
16 |
3600 |
США |
31,8 |
28020 |
Турция |
22,2 |
2830 |
Финляндия |
47,3 |
23240 |
Франция |
44,1 |
26270 |
Швеция |
51 |
25710 |
Информация о работе Роль налогов в перераспределении национального дохода