Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2014 в 11:55, курсовая работа
Объектом настоящей курсовой работы является ОАО «Шебекинский маслодельный завод».
Предметом исследования выступает транспортный налог.
Целью курсовой работы является изучение понятия транспортного налога, а также раскрытие места транспортного налога в системе налогообложения.
Введение
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождается преобразование налоговой системы. В современном обществе налоги – это основная форма доходов государства, ведь появление самих налогов связано с самыми первыми общественными потребностями.
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, формируется доход и прибыль предприятий.
С 1 января 2003 года с вступлением в действие Главы 28 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) произошли коренные перемены в исчислении и уплате транспортного налога. Его введение имело явно прогрессивный характер, потому как уточнило объект налогообложения и явилось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России.
В связи с этим, актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является новым для налогообложения, что и определяет выбор темы курсовой работы «Транспортный налог: механизм исчисления и уплаты на примере ОАО «Шебекинский маслодельный завод»», а также круг вопросов, раскрываемых в курсовой работе.
Объектом настоящей курсовой работы является ОАО «Шебекинский маслодельный завод».
Предметом исследования выступает транспортный налог.
Целью курсовой работы является изучение понятия транспортного налога, а также раскрытие места транспортного налога в системе налогообложения.
Исходя из цели, определены основные задачи данной курсовой работы:
Теоретическую основу работы составили труды отечественных авторов, таких как: Миляков Н.В., Качур О.В., Жидкова Е.Ю., Скворцов О.В., Скворцова Н.О., Скриптиченко В.А., Уткина Т.Ф., Крыканова Л.Н., Новикова Н.М. и др.
Методологическую основу исследования составили методы диалектики, системный, комплексный, целевой подход к изучаемой проблеме, а также приемы анализа и сравнения, обобщения результатов.
При подготовке к написанию работы были изучены нормативные, законодательные акты РФ, научная литература, периодика, а также использованы возможности справочных правовых систем «Консультант – Плюс», «Гарант».
Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе рассматриваются теоретические основы транспортного налогообложения. Во второй главе проводится анализ механизма исчисления и уплаты транспортного налога. В третьей главе анализируются перспективы развития и пути совершенствования транспортного налога.
Глава 1. Теоретические основы транспортного налогообложения
1.1. Эволюция транспортного налога в РФ
Федеральным законом от 24.07.02 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» раздел IX «Региональные налоги и сборы» части второй НК РФ дополнен главой 28 «Транспортный налог»[3].
Транспортный налог относится к региональным налогам и сборам (п.п. «ж» п. 1 ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. № 2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»)[4]. Это свидетельствует о том, что данный налог обязателен к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, где принятым в соответствии с Кодексом и соответствующим законом субъекта Российской Федерации налог введен в действие.
Понятие «транспортный налог» не является новым для налогового законодательства России. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней»[5]. Налог взимался с предприятий. При этом транспортные средства объектом данного налога не являлись. В подпункте «б» п. 25 Указа было определено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 % от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).
Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития городского электротранспорта, пассажирского автомобильного транспорта, пригородного пассажирского и железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 № 1233). Тем не менее, налоговые платежи владельцев транспортных средств введением в действие данного налога не ограничивались.
Так, Законом «О дорожных фондах в РСФСР» был введен налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивали объединения, предприятия, учреждения и организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций) независимо от ведомственной принадлежности в размере 0,4 процента объема производства продукции, форм собственности, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Заготовительные, торгующие (в том числе организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые организации уплачивали налог на пользователей автомобильных дорог в размере 0,03% годового оборота.
Помимо этого, ст. 6 данного закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств. Данный налог, который ежегодно уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РСФСР, лица без гражданства, иностранные юридические лица и граждане, имевшие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, в размере, который непосредственно зависел от количества лошадиных сил транспортного средства.
Кроме того, Законом «О налогах на имущество физических лиц» было установлено, что физические лица, имевшие в собственности водно-воздушные транспортные средства, уплачивали налог в зависимости от мощности мотора транспортного средства[6].
Таким образом, согласно ранее действовавшего законодательства был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, которые отличались порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов.
С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории РФ, исключаются:
1) налог на пользователей
2) налог с владельцев
3) акцизы с продажи легковых
автомобилей в личное пользован
4) налог на водно-воздушные
Таким образом, если по ранее действовавшему законодательству рассматриваемый вид налога был рассредоточен по четырем разным налогам, то сейчас это единый налог с четко регламентированной структурой.
1.2. Экономическая сущность
и элементы транспортного
Транспортный налог относится к региональным налогам, устанавливается НК Российской Федерации и вводится в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Таким образом, все денежные средства от него поступают в бюджеты субъектов РФ. Транспортный налог – это постоянный и ежегодно увеличивающийся источник пополнения бюджета. Ведь в последние годы в десятки раз выросло не только количество собственников автомобилей, но также обладателей водных и воздушных видов транспорта.
Известно, что при установлении регионального налога законодательными органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы устанавливаются непосредственно НК РФ. При установлении регионального налога законодательными органами субъектов могут предусматриваться льготы и основания для их использования плательщиком.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. Закон предусматривает возможность возложения обязанностей налогоплательщиков на лиц, «купивших» автомобиль по доверенности до 30.07.2002. Имеется в виду Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ (опубликован в «Собрании законодательства РФ» 29.07.2002, в «Российской газете» 30.07.2002), которым введена глава 28 «Транспортный налог».
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования настоящего Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
не являются объектом налогообложения:
Налоговая база определяется:
1) в отношении транспортных
средств, имеющих двигатели - как
мощность двигателя
2) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах;
3) в отношении водных
и воздушных транспортных
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, являющихся организациями, признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал.
При установлении налога законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе не устанавливать отчетные периоды.
Налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах:
Таблица 1
Наименование объекта налогообложения |
Ставка (руб.) |
Автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно |
2,5 |
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
3,5 |
свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
5 |
свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
7,5 |
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) |
15 |
Мотоциклы и мотороллеры с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 20 л. с. (до 14,7 кВт) включительно |
1 |
свыше 20 л. с. до 35 л. с. (свыше 14,7 кВт до 25,74 кВт) включительно |
2 |
свыше 35 л. с. (свыше 25,74 кВт) |
5 |
Автобусы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 200 л. с. (до 147,1 кВт) включительно |
5 |
свыше 200 л. с. (свыше 147,1 кВт) |
10 |
Грузовые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно |
2,5 |
свыше 100 л. с. до 150 л. с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно |
4 |
свыше 150 л. с. до 200 л. с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно |
5 |
свыше 200 л. с. до 250 л. с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно |
6,5 |
свыше 250 л. с. (свыше 183,9 кВт) |
8,5 |
Другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) |
2,5 |
Снегоходы, мотосани с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 50 л. с. (до 36,77 кВт) включительно |
2,5 |
свыше 50 л. с. (свыше 36,77 кВт) |
5 |
Катера, моторные лодки и другие водные транспортные средства с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно |
10 |
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) |
20 |
Яхты и другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно |
20 |
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) |
40 |
Гидроциклы с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): |
|
до 100 л. с. (до 73,55 кВт) включительно |
25 |
свыше 100 л. с. (свыше 73,55 кВт) |
50 |
Несамоходные (буксируемые) суда, для которых определяется валовая вместимость (с каждой регистровой тонны валовой вместимости) |
20 |
Самолеты, вертолеты и иные воздушные суда, имеющие двигатели (с каждой лошадиной силы) |
25 |
Самолеты, имеющие реактивные двигатели (с каждого килограмма силы тяги) |
20 |
Другие водные и воздушные транспортные средства, не имеющие двигателей (с единицы транспортного средства) |
200 |