Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 07:59, курсовая работа
Целью данной работы, в соответствии с заданной темой, является – рассмотрение классификации налогов по отдельным признакам, а так же раскрытие социально-экономической сущности налога.
Указанная цель определила следующие задачи исследования:
1. исследовать понятие и сущность налогов;
2. рассмотреть функции налогов и правовой механизм налога;
3. дать характеристику юридического состава налога;
ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………………...3ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ
Понятие налога и его признаки……………………………………..5
Функции налогов…………………………………………………….8
Правовой механизм налога………………………………...……...14
ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СПОСОБЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ
2. 1 Юридический состав налога……………………………...…..18
2.2 Критерии классификации налогов……………………………21
2.3 Новации системы налогов Российской Федерации…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………….…………………………
ГЛАВА 2. ВИДЫ НАЛОГОВ И СПОСОБЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ
2. 1 Юридический состав налога……………………………...…..18
2.2 Критерии классификации налогов
2.3 Новации системы налогов Российской Федерации…………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………..37
ВВЕДЕНИЕ
Налоги стали известны еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями.
«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства» - справедливо подчеркивал К. Маркс [10, с. 28]. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
Актуальность данной темы курсовой работы заключается в том, что в современном цивилизованном обществе налоги – основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа.
Важное место отводится налогам, как экономическому рычагу, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
Посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом конституционного права [11, с. 78].
Объектом исследования данной курсовой работы является система налогов и сборов Российской Федерации. Предметом исследования – классификация налогов.
3
Степень разработанности курсовой составляют такие авторы как Гирев В.Н., Шульгина С. Е., Абрамов К. Н., Жидкова Е. Ю. и др.
Целью данной работы, в соответствии с заданной темой, является
– рассмотрение классификации налогов
по отдельным признакам, а так же раскрытие
социально-экономической
Указанная цель определила следующие задачи исследования:
1. исследовать понятие и сущность налогов;
2. рассмотреть функции налогов и правовой механизм налога;
3. дать характеристику юридического состава налога;
4. рассмотреть проблемы связанные с классификацией налогов и ее применением;
5. охарактеризовать новации системы налогов и сборов Российской Федерации
Теоритико-методологическую основу данного исследования составляют Конституция Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации и иные Федеральные законы, такие как: Федеральный закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Федеральный закон «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», Федеральный закон «О налогах на имущество физических лиц», справочно-правовая система «Консультант+» и др.
Структура курсовой работы состоит из:
- введения;
- основной части, состоящей из двух глав ;
- заключения;
- списка использованных источников.
При выполнении работы использованы такие методы исследования, как системный подход и общенаучные методы познания: сравнение, обобщение, анализ, синтез, экспертных оценок.
4
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ
1.1. ПОНЯТИЕ НАЛОГА И ЕГО ПРИЗНАКИ.
Налоги появились с государством и использовались им на основной источник средств, для содержания органов государственной власти и материального обеспечения последними своих функций. С тех пор в мире много изменилось. Новые черты приобрели задачи и функции государства. Однако главное назначение налогов как источник средств, обеспечивающих функционирование государства, сохранилось, хотя их роль стала многозначной [13, 89].
Ни одно государство не может нормально существовать без взимания налогов; в свою очередь налоги – это один из признаков государства.
Налог является основной системообразующей категорией налогового права. Именно от сущности налога, от внутреннего его содержания зависят определение предмета налогового права, конструирование его общей и особенной частей, деление на институты.
В новейшем российском налоговом законодательстве налог всегда имел определение, однако содержание, научная обоснованность и практичная применимость его были различными. Так, например, Закон РФ от 27.12.1993г. 1218-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» не ограничивал налог от иных платежей доходной части бюджета. Устанавливая, что «под налогом, пошлиной и другим платежей понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях. Определяемых законодательными актами» (ст.2) [3].
В настоящее время налог имеет законодательно установленное содержание. Основанное на имеющихся достижениях правовой науки и практики и в значительной степени учитывающее взаимодействие частных и публичных имущественных интересов.
5
Согласно ст. 8 НК под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемой с организацией и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих или на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государство и (или) муниципальных образований [2].
Из данного определения
Обязательность – что означает, юридическую обязанность перед государством. Налог устанавливается государством в одностороннем порядке, без заключения договора с налогоплательщиками, и взыскивается в случае уклонения от его уплаты в принудительном порядке. Уплата налогов является важнейшей обязанностью каждого гражданина. Статья 57 Конституции Российской Федерации установила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, следовательно алогоплательщик не имеет право отказаться от выполнения налоговой обязанности [1].
Характерным элементам признака обязательности выступает добровольная уплата налога.
Безвозвратность и индивидуальная безвозмездность. Законно уплаченные налоговые платежи не возвращаются обратно к налогоплательщику в виде тех же денежных сумм [12, с. 47].
Согласно действующему законодательству налоги передаются государству в собственность и юридически государство ничем не обязано конкретному гражданину за уплату налогов и не предусматривает никаких личных компенсаций налогоплательщику за перечисленные обязательные платежи. Поэтому, выполнение налогоплатильщиком обязанности по уплате налогов не порождает государства встречной обязанности по предоставлению конкретно-определенному лицу каких-либо материальных
6
благ совершенно в его пользу действий.
Однако, уплата налога дает налогоплательщику право на равный доступ к общественным благам, поскольку государство реализует публичные функции одинаково относительно всех граждан.
Налог характеризуется индивидуальностью, что означает возникновение налогового обязательства у конкретно определенного физического лица или организации. Действующее налоговое законодательство не допускает возможности привода долга по налоговым платежам. Уплату налогов третьими лицами и т.д. Налогоплательщик обязан только сам лично уплатить причитающимся с него налоги и, как следствие. Только он лично может быть привлечен к налоговой ответственности.
Таким образом, для налогоплательщика уплата налога является индивидуальной юридической обязанностью, а для государства взимание налогов порождает не правовые, политико-социальные обязательства в целом перед обществом.
Денежный характер налога характеризуется те, что налог взимается посредством отчуждения денежных средств, принадлежащих налогоплательщику на праве собственности, праве полного хозяйственного ведения или праве оперативного управления. В современных условиях все налоговых платежи уплачиваются только в денежной форме. Отчуждение в пользу государства каких-либо товаров, выполнение работ или оказание услуг в счет погашения налоговой обязанности не допускается. Уплата налога производится в наличной или безналичной форме в валюте РФ (в исключительных случаях в иностранной валюте) [14, c. 120].
Публичное предназначение налога, заключается в том, что после отчуждения налогоплательщиком при читающихся обязательных платежей они переходят в собственность государство и поступают в бюджеты соответствующего территориального уровня или внебюджетного фонда.
7
Поскольку бюджеты являются общим фондами денежных средств, то зачисленные в них налоги утрачивают персонально-целевую идентификацию и приобретают безвозмездный характер. Посредством распределения или внебюджетных средств государство осуществляет финансирование своих функций, в том числе и общественно значимых мероприятий.
Таким образом, под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами денежных средств с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций. Налог имеет ряд своих признаков.
Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства.
1.2. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ.
Экономическая сущность
налога проявляется через его
функции. Каждая из выполняемых налогом
функций имеет внутренние свойства,
признаки и черты данной экономической
категории. Тем самым она показывает,
каким образом реализуется
Различают следующие функции налогов:
8
Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.
Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.
Однако реализация фискальной
функции налогов имеет
Однако обслуживание государств
пирамиды, а значит, финансового краха.