Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 16:35, реферат
Цель данной работы – определить основные аспекты земельного налога.
Достигается эта цель путем решения следующих задач:
1. Рассмотреть понятие и правовое регулирование земельного налога;
2. Выявить основные элементы земельного налога;
3. Рассмотреть порядок и сроки уплаты земельного налога.
Введение 3
Понятие и правовое регулирование земельного налога 5
Основные элементы земельного налога 9
Порядок и сроки уплаты земельного налога 20
Заключение 23
Список литературы 24
Оглавление
Взимаемый в настоящее время в Российской Федерации земельный налог был введен Законом РФ от 11 октября 1991 г. N 1738-1 (с изменениями и дополнениями) «О плате за землю» (утратил силу). Данный Закон был принят на первом этапе земельной реформы, и все это время в соответствующие уровни бюджетов поступали средства от земельного налога и арендной платы за землю.
Необходимо отметить, что отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества льгот не создавали стимулов к эффективному использованию земель, а также вызывали многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности.
Поскольку
система налогообложения земли
не отвечала существующим в
стране экономическим условиям,
было принято решение изменить
эту систему. Тем более в
условиях современной
Цель данной работы – определить основные аспекты земельного налога.
Достигается эта цель путем решения следующих задач:
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Земельный налог относится к местным налогам.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). В нормативных актах (законах) предусматриваются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты земельного налога, а также налоговые льготы (основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков) (ст. 387 НК РФ).
К нормативным актам, которые имеют непосредственное отношение к исчислению и уплате земельного налога и наиболее часто применяются при возникновении соответствующих споров, следует отнести:
- НК РФ1, его главу 31 «Земельный налог»;
- Федеральный закон N 141-ФЗ2;
- нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - законы), в Н.Новгороде Постановление Городской Думы г. Н.Новгорода от 28.10.2005 N 76 (ред. от 26.10.2011) «О земельном налоге»3;
- Земельный кодекс Российской Федерации (далее - ЗК РФ) (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»);
- Градостроительный кодекс Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости»);
- Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом N 167-ФЗ);
- Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 (с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 N 478) (далее - Правила проведения государственной кадастровой оценки земель);
- Постановление Правительства Российской Федерации от 07.02.2008 N 52 «О порядке доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков» (далее - Постановление Правительства РФ N 52);
- Административный регламент исполнения Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости государственной функции «Организация проведения государственной кадастровой оценки земель», утвержденный Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития РФ) от 28.06.2007 N 215 (далее - Административный регламент исполнения государственной функции по организации проведения государственной кадастровой оценки земель);
- Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 N 39 (далее - Методические указания по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов);
- Методику государственной кадастровой оценки земель промышленности и иного специального назначения, утвержденную Приказом Федеральной службы земельного кадастра России (Росземкадастр) от 20.03.2003 N П/49;
- Методические указания по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 20.09.2010 N 445;
- Методику государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений, утвержденную Приказом Росземкадастра от 26.08.2002 N П/307;
- Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель особо охраняемых территорий и объектов, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 23.06.2005 N 138;
- Методические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель водного фонда, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 14.05.2005 N 99;
- Методические указания по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденные Приказом Минэкономразвития РФ от 12.08.2006 N 222;
- Порядок ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42;
- Постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда
Кроме того, для целей налогообложения, помимо актов законодательства о налогах и сборах, возможно использование нормативных правовых актов иной отраслевой принадлежности.
В соответствии с нормами ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен данный налог.
При этом не являются объектом налогообложения земельные участки, изъятые из оборота и ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, перечень которых приведен в п. п. 4 и 5 ст. 27 ЗК РФ.
Порядок определения налоговой базы прописан в ст. 391 НК РФ. Так, налоговая база для исчисления земельного налога (авансовых платежей) определяется налогоплательщиком (казенным учреждением) в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (календарный год). Причем налогоплательщики самостоятельно определяют налоговую базу на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве постоянного (бессрочного) пользования. Напомним, делают они это путем подачи письменного заявления в территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости либо зайдя на официальный сайт указанного агентства (п. 14 ст. 396 НК РФ).
В целях исчисления земельного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) устанавливаются налоговые ставки, размер которых не может превышать размеров ставок, предусмотренных п. 1 ст. 394 НК РФ, а именно:
1) 0,3% в отношении земельных участков:
- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;
- занятых жилищным фондом
и объектами инженерной
- приобретенных (
2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.
Кроме того, в силу п. 2 ст. 394 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка. Например, в городе федерального значения Москве согласно ст. 2 Закона N 74 налоговые ставки установлены в следующих размерах:
1) 0,1% - в отношении земельных участков, занятых автостоянками для долговременного хранения индивидуального автотранспорта и многоэтажными гаражами-стоянками, жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства, а также предоставленных и используемых для эксплуатации объектов спорта (в том числе спортивных сооружений);
2) 0,3% - в отношении земельных
участков, отнесенных к землям
в составе зон
3) 1,5% - в отношении прочих земельных участков.
Освобождены от налогообложения (ст. 395 НК РФ):
- организации и учреждения
УИС Минюста - в отношении земельных
участков, предоставленных для
- организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
- религиозные организации
- в отношении принадлежащих им
земельных участков, на которых
расположены здания, строения и
сооружения религиозного и
- общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
- организации народных
художественных промыслов - в
отношении земельных участков, находящихся
в местах традиционного
- физические лица, относящиеся
к коренным малочисленным
- организации - резиденты
особой экономической зоны - в
отношении земельных участков, расположенных
на территории особой
Налоговые льготы могут устанавливаться не только Налоговым кодексом, но и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами г. г. Москвы и Санкт-Петербурга (п. 2 ст. 387 НК РФ). Таким образом, учреждения культуры и искусства могут получить освобождение от уплаты налога или льготу по нему согласно решению органов местного самоуправления. Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка (п. 10 ст. 396 НК РФ)4.
Согласно статье 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
С введением этой нормы главы 31 НК РФ существенным образом изменился подход к решению вопроса об основаниях возникновения статуса плательщика земельного налога.
При применении норм действовавшего до 1 января 2005 года Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 «О плате за землю» суды не признавали отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки основанием для освобождения фактического землевладельца и землепользователя от уплаты земельного налога, указывая на то, что оформление таких документов зависит от волеизъявления последних. Наличие обязанности по уплате земельного налога у землевладельца и землепользователя устанавливалось исходя из того, имело ли место фактическое использование соответствующих земельных участков5.