Налог на недвижимость, опыт и перспективы его развития в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 16:22, курсовая работа
Краткое описание
Недвижимость и ее основа - земля всегда являлись одним из основных источников доходов муниципальных бюджетов стран с рыночной экономикой. Сегодня в сфере рынка недвижимости развитых стран создается до 25% ВВП. Чтобы достичь в России результатов, близких к показателям развитых государств, надо повысить капитализацию недвижимости. Инструмент такого повышения - налоговое и земельное законодательство.
Налог на недвижимость, опыт
и перспективы его развития в России
Оглавление
Введение
Недвижимость и ее основа - земля
всегда являлись одним из основных источников
доходов муниципальных бюджетов стран
с рыночной экономикой. Сегодня в сфере
рынка недвижимости развитых стран создается
до 25% ВВП. Чтобы достичь в России результатов,
близких к показателям развитых государств,
надо повысить капитализацию недвижимости.
Инструмент такого повышения - налоговое
и земельное законодательство.
В современной системе налогов
Российской Федерации предусмотрены три
налога, связанных с недвижимостью (земельный,
налог на имущество организаций и налог
на имущество физических лиц). Несмотря
на правовую обособленность каждого, с
экономической точки зрения требуется
их комплексное рассмотрение и анализ.
Однако реализация комплексного подхода
в оценке действующей практики налогообложения
недвижимости в России осложняется разделением
налогов еще и по уровням власти: региональный
(налог на имущество организаций) и муниципальный
(налог на имущество физических лиц и земельный
налог). Кроме того, это создает дополнительные
трудности при разработке единого налога
на недвижимость, усложняет возможности
применения зарубежного опыта, проведение
сопоставимого анализа.
В настоящее время развитие
налоговых отношений характеризуется
наличием целого ряда проектов, направленных
на создание оптимальной системы региональных
налогов. В связи с этим анализ развития
и современного состояния теории и практики
налогообложения имущества, и прежде всего
недвижимости, как его составляющей, представляет
собой одно из приоритетных направлений
работы.
Подобное обстоятельство выступает
в качестве основания для активной широкомасштабной
деятельности государства по поиску новой,
более эффективной и прогрессивной формы
обложения недвижимости.
Цель работы непосредственно
заключается в анализе перспектив введения
налога на недвижимость.
В соответствии с целью в работе
решаются следующие задачи:
1) Рассмотреть понятие
налога на недвижимость;
2) Проанализировать его
сущность;
3) Рассмотреть предпосылки
введения налога;
4) Определить проблемы, связанные
с введением данного налога;
5) Проанализировать причины
введения налога;
Объектом работы выступает
налог на недвижимость.
Предметом работы является
исследование перспектив введения налога
на недвижимость.
Курсовая работа состоит из
введения, основной части, включающей
в себя три главы, заключения и списка
литературы. В первой главе характеризуется
налог на недвижимость. Во второй главе
проводится анализ введения данного налога
и налогообложение недвижимости в других
странах. В третьей главе рассматриваются
перспективы и оценка введения налога
на недвижимость.
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения
недвижимости в Российской Федерации
1.1 Сущность
налога на недвижимость
Налог на недвижимость призван
соединить два существующих вида налога
- налог на землю и налог на имущество.
Таким образом, собственники квартир,
земельных участков, домов, гаражей и прочих
объектов недвижимости должны будут платить
налог на все, принадлежащее им имущество
один раз по единому уведомлению. Налогоплательщиками
такого налога, будут как физические, так
и юридические лица.1
Поскольку входящие в состав
налога на недвижимость земельный налог
и налог на имущество, являются местными
налогами, то, соответственно, и данный
налог будет взиматься в местный бюджет.
Поэтому, значительная часть вопросов,
касающихся налоговых ставок, возможности
предоставления налоговых льгот и т.д.,
по закону будет отнесена к ведению местных
органов власти.
Порядок исчисления налога
на недвижимость в чем-то схож с порядком
исчисления входящих в его состав налогов
- размер налога будет зависеть от стоимости
объекта налогообложения. Однако, в данном
случае для расчетов будет браться кадастровая
стоимость объектов недвижимости, ориентированная
на рыночную стоимость этих объектов.
Налог будет устанавливаться
Налоговым кодексом Российской Федерации
и нормативными правовыми актами представительных
органов поселений (муниципальных районов),
городских округов (законами городов федерального
значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Налоговая база: В качестве
налоговой базы для исчисления налога
на недвижимое имущество применяется
кадастровая стоимость объекта налогообложения,
определенная на 1 января года, являющегося
налоговым периодом.
В отношении объекта налогообложения,
образованного в течение налогового периода,
налоговая база определяется как его кадастровая
стоимость на дату постановки такого объекта
налогообложения на кадастровый учет.
Налоговые вычеты:
Как показывают предварительные
расчеты, при определении налоговой базы
для исчисления налога на недвижимость,
физическим лицам целесообразно предоставлять
стандартные и социальные налоговые вычеты.
Стандартный налоговый вычет
предоставляется всем налогоплательщикам
в отношении жилого помещения, а также
жилого строения, расположенного на земельном
участке.
Социальный налоговый вычет
предлагается предоставлять отдельным
категориям налогоплательщиков (Героям
Советского Союза, Героям Российской Федерации,
полным кавалерам ордена Славы; инвалидам
I и II групп инвалидности; ветеранам и инвалидам
Великой Отечественной войны, а также
ветеранам и инвалидам боевых действий;
пенсионерам и иным социально незащищенным
категориям граждан) в отношении жилого
помещения, а также жилого строения, расположенного
на земельном участке в садоводческом
и дачном некоммерческом объединении,
в размере кадастровой стоимости определенного
количества квадратных метров соответствующего
объекта, а в отношении земельного участка
- на величину кадастровой стоимости определенного
количества квадратных метров площади
земельного участка.2
1.2.Налогообложение
недвижимости на современном этапе
В ноябре этого года налоговое
законодательство пополнилось новым законом
в части налога на имущество организаций
в 2014 году: 2 ноября Президентом РФ подписан
Федеральный закон № 307-ФЗ «О внесении
изменений в статью 12 части 1 и главу 30
части 2 НК РФ»3.
Проект закона был вынесен на
рассмотрение депутатом Касатоновым С.
М. и после внесения серьезных поправок
прошел в третьем чтении, набрав 244 голоса
(чуть больше половины).
Юридически в содержании закона
произошло изменение: статья 12 НК РФ дополнена
положением, по которому законодатели
субъектов РФ, руководствуясь законами
о налогах, предусмотренных Кодексом,
могут устанавливать особенности налоговой
базы по региональным налогам.
В налоговом законе меняется
установленный расчет с применением стоимости,
установленной кадастром, по некоторым
объектам недвижимости.
Определены объекты недвижимости,
по которым налог будет считаться по-новому.
Согласно действующему законодательству
до введения поправок этот вид налога
считался из средней годовой стоимости
имущества.
С 01. 01. 2014 года по некоторым
объектам в расчете будет применяться
его кадастровая стоимость. По новой схеме
в будущем году налог будет рассчитываться
по следующим объектам недвижимости:
административно-деловые, торговые
центры; критерий отнесения к такому имуществу
определяется по виду предназначения
земли, на которой расположен объект, либо
фактическому использованию зданий в
установленных целях;
нежилые помещения, используемые
на основании кадастровых паспортов для
офисов, в целях бытового обслуживания, общественного питания, торговых
объектов. Факт использования помещения
для указанных целей подтверждается в
случае использования не менее 20% его площади;
объекты недвижимости, принадлежащие
иностранным организациям, действующим
в РФ без постоянных представительств;
объекты, которые не относятся к их деятельности
в РФ (ст. 378. п. 1 - 3). До принятия нового законодательства
этими налогоплательщиками база исчислялась
по инвентаризационной стоимости.
Особенности исчисления налога
по объектам, для которых при расчете принимается
кадастровая стоимость.
Кадастровая стоимость
квартиры – это стоимость квартиры
на рынке недвижимости, которая
рассчитывается и устанавливается
Федеральной Службой Кадастра
и Картографии (Кадастровой палатой)4
Особенности новых поправок
в законе заключаются в том, что база по
вышеперечисленным объектам может рассчитываться
по их кадастровой стоимости. Установить
особенности Закона субъекты РФ могут
только после утверждения кадастровой
стоимости недвижимого имущества с соблюдением
установленных правил.
Ставки налога для применения
к налоговой базе (по кадастровой стоимости
объектов):
Москва: 2014 год – 1. 5%
2015 год – 1. 7%
С 2016 года - 2. 0%
Иные субъекты РФ:
2014 год - 1. 0%
2015 год- 1. 5%
С 2016 года – 2%
Налогооблагаемая база, определяемая,
как кадастровая утвержденная, рассчитывается
отдельно от той, которая рассчитывается,
как среднегодовая стоимость объектов.
Кроме этого, стоимость перечисленных
в пункте первом статьи 378. 2 объектов при
расчете их среднегодовой стоимости не
учитывается.
В случае установления кадастровой
стоимости для здания, в котором располагается
нежилое помещение, и его кадастровая
стоимость не установлена, начисление
делается на долю стоимости здания, пропорционально
доле от общей установленной площади здания.
Налогообложение объектов недвижимости
иностранных организаций регулируется
подп. 3 п. 1 ст. 378. 2. В том случае, если его
кадастровая стоимость не определена,
то база для исчисления налогов будет
равной 0.5
Указанный налог и авансовые
платежи по объектам, рассчитанным с применением
поправок, должны перечисляться в бюджеты
по месту нахождения указанного имущества.
Необходимые условия для исчисления
налога по вышеперечисленным объектам
с 01. 01. 2014 года:
новый Закон, предусматривающий
поправки, должен одобрить Федеральный
Совет и подписать Президент с последующей
публикацией не позже 01. 12. 2013 года;
региональные власти в эти же
сроки должны принять законы об утверждении
налоговых ставок по этому виду налога;
должна быть проведена государственная
кадастровая оценка объектов субъектами
РФ, а ее результат утвержден высшим органом
исполнительной власти.
1.3 Плательщики,
объект и ставки налогообложения
Плательщиками налога являются
физические и юридические лица, в том числе
нерезиденты, которые являются владельцами
объектов как жилой, так и нежилой недвижимости.
Для объектов, находящихся
в общей долевой или общей совместной
собственности нескольких лиц:
а) если объект недвижимости
находится в общей долевой собственности
нескольких лиц, налогоплательщиком является
каждое из этих лиц за причитающуюся ему
долю;
б) если объект недвижимости
находится в общей совместной собственности
нескольких лиц, но не разделен в натуре,
плательщиком налога является один из
владельцев, по их согласию, если иное
не установлено судом;
в) если объект недвижимости
находится в общей совместной собственности
нескольких лиц и поделен между ними в
натуре, плательщиком налога является
каждое из этих лиц за причитающуюся ему
долю.
Объектом налогообложения этим
местным налогом теперь будет не только
жилая, но и нежилая (коммерческая) недвижимость.
Освобождаются от налогообложения:
1.объекты жилой и нежилой недвижимости,
находящихся в собственности органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, а также организаций,
созданных ими в установленном порядке,
которые полностью содержатся за счет
соответствующего государственного бюджета
или местного бюджета и являются неприбыльными
(их совместной собственности);
объекты жилой и нежилой недвижимости,
которые расположены в зонах отчуждения
и безусловного (обязательного) отселения,
определенных законом, в том числе их доли;
здания детских домов семейного
типа;
общежития;
жилая недвижимость непригодная
для проживания, в том числе в связи с аварийным
состоянием, признанная таковой согласно
решению сельского, поселкового, городского
совета;
объекты жилой недвижимости,
в том числе их доли, принадлежащие детям-сиротам,
детям, лишенным родительской опеки, и
лицам из их числа, признанным таковыми
в соответствии с законом, детям-инвалидам,
которые воспитываются одинокими матерями
(родителями), но не более одного такого
объекта на ребенка;
объекты нежилой недвижимости,
которые используются субъектами хозяйствования
малого и среднего бизнеса, осуществляющими
свою деятельность в малых архитектурных
формах и на рынках;
здания промышленности, в частности
производственные корпуса, цеха, складские
помещения промышленных предприятий;
здания, сооружения сельскохозяйственных
товаропроизводителей, предназначенные
для использования непосредственно в
сельскохозяйственной деятельности;
объекты жилой и нежилой недвижимости,
находящиеся в собственности общественных
организаций инвалидов и их предприятий.
Базой налогообложения является
общая площадь объекта жилой и нежилой
недвижимости, в том числе его частей.
База налогообложения объектов
жилой и нежилой недвижимости, находящихся
в собственности физических лиц, исчисляется
контролирующим органом на основании
данных Государственного реестра вещных
прав на недвижимое имущество, которые
безвозмездно предоставляются органами
государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и / или на основании
оригиналов соответствующих документов
налогоплательщика, в том числе документов
на право собственности.
База налогообложения объектов
жилой и нежилой недвижимости, находящихся
в собственности юридических лиц, исчисляется
ими самостоятельно исходя из общей площади
каждого отдельного объекта налогообложения
на основании документов, подтверждающих
право собственности на такой объект .