Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:52, реферат

Краткое описание

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На
самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.
Целью моей работы является подробное рассмотрение и изучение налогов, а именно, их понятие, функции и сущность.

Содержание

Введение
Понятие и виды налогов
Сущность налогов
Функции налогов
Фискальная политика государства
Кривая Лаффера
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 53.81 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирский государственный  университет путей и сообщения 

«Экономическая теория и антикризисное управление»

Дисциплина: «Экономика»

 

 

 

 

«Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера»

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

 

 

Руководитель                                                        Выполнил

                                                                                 ст.гр. ЮПБ-111

___________ Купреева Н.Ю.                             ____________ Шварц Н.Ю.                                              

 (подпись)                                                                  (подпись)

________________                                                _______________

(дата проверки)                                                       (дата сдачи)

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2012

Оглавление

Введение

  1. Понятие и виды налогов
  2. Сущность налогов
  3. Функции налогов
  4. Фискальная политика государства
  5. Кривая Лаффера

Заключение

Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием  налоговой системы.

В условиях рыночных отношений и  особенно в переходный к рынку  период налоговая система является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно  построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась одним  из главных предметов дискуссий  о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

Налоги – основной источник  формирования  доходов   государства,

важнейший элемент экономической  политики государства.  Поэтому  оно  уделяет особое внимание  правовым основам налогообложения. Они  представляют   собой обязательный, индивидуально безвозмездный платеж,  взимаемый  с  организаций и  физических  лиц  в   форме   отчуждения   принадлежащих   им   на   праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного  управления  денежных средств в целях финансового обеспечения  деятельности  государства  и  (или) муниципальных образований.

     Налоговая система возникла и развивалась  вместе  с  государством.  На

самых  ранних  ступенях  государственных   организаций   начальной   формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать  что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение  было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

               Целью моей работы является  подробное рассмотрение и изучение налогов, а именно, их понятие, функции и сущность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие и виды налогов

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства (или) муниципальных образований. Налоги следует от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

Взимание налогов налоговым законодательством (см. налоговое право)1. Совокупность установленных налогов, также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государств. Под налогом понимается принудительное изымание государственными налоговыми структурами с физических и юридических лиц, необходимое для осуществления государством своих функций.

Налоги очень разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную  совокупность. Налоги делятся на группы по многим признакам.

Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости  от источника их взимания.

Прямые налоги взимаются  непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.

Косвенные налоги взимаются  иным, менее заметным методом, посредством  введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в  госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт  и импорт). К косвенным могут  быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские

времена налог с оборота  и налог с продаж. Косвенные  налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.

Виды налогов различаются  также в зависимости от характера  налоговых ставок. Налоговой ставкой  называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу  объекта налогообложения (на рубль  дохода, на автомобиль, на рубль имущества  и т.д.). В зависимости от налоговых  ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых  ставках на единицу объекта.

При прогрессивном налоге налоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения2.

Ставка регрессивного  налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.

Различают также маркированные  и немаркированные налоги. Маркированным налогом называется налог, имеющий целевой характер, что означает, что соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие другие цели, кроме той, ради которой он был введен. Примером могут служить отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд, сборы на благоустройство территории, содержание органов правопорядка и др. Прочие налоги являются немаркированными. Средства, поступившие от изъятия немаркированных налогов, могут использоваться для решения разнообразных задач по усмотрению государства или иных уполномоченных органов (примером немаркированных налогов могут служить: налог на прибыль юридических лиц, НДС, акцизы и др.).

В зависимости от того, кто  взимает налог и в какой  бюджет он поступает, налоги делятся  на государственные и местные. В  свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.

К федеральным налогам  и сборам относятся налог на добавленную  стоимость, акцизы, налог на прибыль  предприятия, налог на доходы от капитала, федеральный подоходный налог с  физических лиц, социальный, государственные  пошлины, таможенные пошлины и сборы, плата за право использования  недрами, платежи за воспроизводство  минерально-сырьевой базы, платежи  за загрязнение окружающей природной  среды, сбор за использование государственной  символики РФ, федеральные лицензионные сборы.

К Региональным налогам и  сборам относятся региональный налог  на прибыль предприятия, региональный подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятия, региональный налог с владельцев транспортных средств, лесной налог, налог, связанный с использованием инфраструктуры региона, региональный лицензионный сбор.

К местным налогам и  сборам относятся налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог, связанный с использованием муниципального жилищного фонда  и других объектов инфраструктуры города (района), налог на рекламу, местные  лицензионные сборы, сбор за получение  имущества в собственность в  порядке наследования или дарения, курортный сбор, налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем, гостиничный  сбор.

Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто  есть налогоплательщик, т.е. субъект  налогообложения, то различают налоги с физических и юридических лиц.

Физические лица (в соответствии с Налоговым кодексом РФ) – это  индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и  осуществляющие предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, которые самостоятельно осуществляют на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве по законодательству РФ. К последним относятся частные нотариусы, частные детективы и охранники и иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесённой гражданским законодательством РФ к предпринимательской.

Юридическое лицо (согласно Гражданскому кодексу РФ) – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном  управлении обособленное имущество  и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени  приобретать и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические  лица должны иметь самостоятельный  баланс или смету.

По способам взимания налогов  они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.

Кадастровый способ взимания налога характеризуется дифференциацией  объекта налога на группы по определенному  признаку. Перечень этих групп и  их признаки заносятся в специальные  справочники. Для каждой группы установлена  индивидуальная ставка налога. В этом случае величина налога не зависит  от доходности объекта. Примером такого способа налогообложения могут  служить налоговые ставки на транспортное средство без учета того, используется оно или нет. Налог на основе декларации взимается в результате заполнения плательщиком декларации о полученных доходах и установления на них налога. При таком методе уплата налога субъектом налогообложения производится после получения дохода. Примером данного способа взимания налогов может служить налог на прибыль.

Способ изъятия налога у источника характеризуется  получением дохода, уменьшенного на сумму  налога после изъятия его для  перечисления в бюджет. Например, подоходный налог с физических лиц изымается для перечисления в бюджет предприятием или организацией до выплаты заработной платы путём вычитания из неё суммы налога. Работникам выплачивается оставшаяся часть заработной платы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность налогов

Среди экономических рычагов, при  помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место  отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Экономическая сущность налогов была впервые исследована в работах  Давида Рикардо. “Налоги, - писал он, - составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны.”

Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством на основе закона с юридических и  физических лиц для удовлетворения общественных потребностей.

В Налоговом кодексе Российской федерации в статье 8 «Понятие налога и сбора» даётся следующее понятие налога:

"Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения  принадлежащих им на праве  собственности, хозяйственного ведения  или оперативного управления  денежных средств, в целях финансового  обеспечения деятельности государства  и (или) муниципальных образований".

Современное понимание природы  налогов позволяет выделить ряд  характерных черт, которые отличают налоги от других видов финансовых платежей. К таким специфическим  чертам можно отнести:

-  обязательный характер. Налоги – платежи не добровольные, а обязательные. В цивилизованном обществе налоги становятся неизбежностью. Американскому президенту Б. Франклину принадлежит изречение: «В жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов»

-  законодательный характер. Налоги – это законодательные платежи. Они вводятся и отменяются только существующими законами. Именно закон определяет, кто должен уплачивать налог, по какой ставке и в какие сроки. Законодательный характер является важным отличием налогов от других видов принудительных финансовых платежей.

Информация о работе Налоги: сущность, виды, функции. Фискальная политика государства. Кривая Лаффера