Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2014 в 22:41, курсовая работа
Целью настоящей работы является изучение правоотношений, возникающих при налогообложении а также изучение субъектов налогообложения. Поэтому в ходе исследования приоритетно решались следующие задачи:
– обозначить понятие налоговые правоотношения;
– исследовать основу правового регулирования данных правоотношений;
– исследовать вопросы, связанные с субъектами налоговых правоотношений;
– охарактеризовать налоговых представителей и налоговых агентов;
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: "НАЛОГОВЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ. СУБЪЕКТЫ НАЛОГОВОГО ПРАВА"
Введение
Актуальность темы исследования. Наличие развитой системы правовых предписаний, регулирующих налогообложение, является необходимым для успешного функционирования и развития.
В ситуации интенсивного развития права наука финансового права должна еще раз оценить преимущества и недостатки налогообложения как такового, а также – проанализировать место налогообложения в системе финансового права. Положительный же результат оценки теоретической и догматической конструкции налогообложения в финансовом праве должен дать повод для корректировки законодательства этой подотрасли.
Налогообложение является одной из старейших финансово-правовых подотраслей, в которой сконцентрированы множество основополагающих правовых идей – налоговые правоотношения (их содержание, виды, объект), характеристика субъектов налогообложения, правовое положение налоговых представителей и т.п.
Цели и задачи исследования. Целью настоящей работы является изучение правоотношений, возникающих при налогообложении а также изучение субъектов налогообложения. Поэтому в ходе исследования приоритетно решались следующие задачи:
– обозначить понятие налоговые правоотношения;
– исследовать основу правового регулирования данных правоотношений;
– исследовать вопросы, связанные с субъектами налоговых правоотношений;
– охарактеризовать налоговых представителей и налоговых агентов;
Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе налогообложения а также отношения, возникающие между физическими и юридическими лицами и Российской Федерацией в системе этих правоотношений. Предметом исследования являются нормы финансового права, регулирующие налоговые правоотношения, соответствующие доктринальные воззрения, а также практика (в том числе, судебная) их применения.
Методологию налогообложения составляет анализ, дедукция, системный и формально-юридический методы.
Теоретическую основу исследования составили работы таких правоведов как: Балабин В.И., Бобоев М.Р., Кашин В.А., Нестеров В.В., Черник Д.Г. и др.
1. Налоговые правоотношения
1.1 Виды налоговых правоотношений
Налоговое правоотношение является одной из центральных категорий налогового права, отражающей его своеобразие и место в правовой системе Российской Федерации. Исследованию данной юридической категории и явления посвящены работы А.В. Брызгалина, Д.В. Винницкого, А.В. Демин, М.В. Карасевой и других авторов.
М.В. Карасева определяет налоговые правоотношения как «общественные отношения, возникающие на основе реализации норм налогового права. Налоговое правоотношение является разновидностью правоотношения финансового, ибо налоговое право является подотраслью финансового права»[1] .
В соответствии со ст. 2 Налогового кодекса РФ «законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения». Нетрудно заметить, что перечисленные в данной статье отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах, в основном соответствуют структуре Кодекса.
При этом первые две группы отношений наряду с НК РФ регулируются иными актами законодательства о налогах и сборах, к которым в настоящее время относятся отдельные федеральные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных видов налогов, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах[2] .
Системный анализ данной нормы, на наш взгляд, позволяет говорить о том, что термины «налоговые отношения» и «отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах» тождественны и равнозначны.
Иначе говоря, если попытаться классифицировать те отношения, которые регулируются Налоговым кодексом РФ и законодательством о налогах и сборах, и входящие в предмет регулирования налогового права, то они могут быть представлены в следующем виде:
Первая группа – отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно[3] .
Вторая группа – отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно.
Установление налогов и сборов – это определение в актах законодательства о налогах и сборах элементов налогообложения и сборов, а введение налогов – это решение того или иного публичного субъекта о взимании у него на территории налогов и сборов.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Третья группа – отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых обязательств.
Четвертая группа – отношения, возникающие по осуществлению на-логового контроля со стороны соответствующих государственных органов. Специфика налоговых правоотношений такова, что отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, могут быть эффективно реализованы только при наличии особой формы государственного контроля – налогового контроля, который принципиально отличается от общего контроля со стороны государственных органов за соблюдением иного законодательства. Налоговый контроль является составной частью финансового контроля государства. Сущность налогового контроля выражается в том, что при его проведении проверяется соблюдение налогоплательщиками (плательщиками сбора) и налоговыми агентами норм налогового законодательства.
Признавая важность защиты интересов налогоплательщиков в ходе проведения контрольных мероприятий, да и по итогам принятия органами налогового контроля правовых актов, законодатель выделяет в особую группу отношений отношения по обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, хотя по сути своей эти отношения являются разновидностью отношений в сфере налогового контроля[4] .
Пятая группа – отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих субъектов к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Наконец, государство, добиваясь защиты своих фискальных прав, использует различные формы государственного принуждения, среди которых наиболее распространенной формой является налоговая ответственность, или ответственность за налоговые правонарушения. Несмотря на то что в настоящее время теоретических предпосылок формирования налоговой ответственности как самостоятельного вида ответственности не существует, законодатель фактически своей волей объявил самостоятельность этого вида юридической ответственности, что и послужило причиной отнесения сегодня к предмету налогового права отношений, возникающих в процессе привлечения виновных лиц к налоговой ответственности.
Безусловно, в случаях, когда отношения хозяйствующего субъекта и государственного органа возникли в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, подлежат применению соответствующие нормы НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем в случаях, когда налоговые органы решают задачи либо используют полномочия, предоставленные им в рамках иных (административных и т.п.) отношений, нормы законодательства о налогах и сборах применению не подлежат. Тем не менее налогоплательщики, налоговые агенты, а иногда и суды нередко допускают ошибки, ссылаясь на нормы НК РФ в ситуациях, когда о налоговых отношениях не может быть и речи.
На неправомерность такого подхода обратил внимание Пленум ВАС РФ в Постановления от 28 февраля 2001 года №5[5] , указав, что круг отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, определен в ч. 1 ст. 2 НК РФ. В связи с этим НК РФ не подлежит применению к иным правоотношениям с участием налоговых органов, не связанным с установлением, введением и взиманием налогов и сборов в Российской Федерации, осуществлением налогового контроля, обжалованием актов налоговых органов (действий, бездействия их должностных лиц), принятых (осуществленных) в рамках налогового контроля, привлечением к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Шестая группа отношений – отношения по защите прав субъектов налоговых правоотношений. Российским законодательством предусмотрены два порядка защиты прав и законных интересов субъектов налоговых правоотношений: а) административный и б) судебный. Они применяются при защите прав не только налогоплательщиков юридических и физических лиц, но и государства. От имени последнего выступают государственные налоговые (финансовые) органы, являющиеся второй обязательной стороной всех налоговых правоотношений.
Содержание судебного порядка защиты для всех субъектов названных правоотношений одинаково. Оно заключается в праве обращения налоговых (финансовых) органов, а также налогоплательщиков за защитой своих правовых интересов в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.
Содержание административного порядка защиты разное для различных субъектов налоговых правоотношений. Так, для налогоплательщиков административный порядок защиты их нарушенных прав заключается в возможности обращения с жалобой в вышестоящие налоговые (финансовые) органы. Для налоговой же службы – это бесспорное списание со счетов налогоплательщиков подлежащих уплате в бюджет денежных средств. Но в любом случае административный порядок не исключает возможности обращения в суд для разрешения спора.
Широкая сфера применения административного порядка обусловлена необходимостью оперативных действий в сфере налогов. Ведь налоги – категория государственная. Налоговая же политика является важнейшей составной частью бюджетно-финансовой политики Российского государства, призванной обеспечить полную и своевременную аккумуляцию налоговых платежей в бюджеты различных уровней. Поэтому прерогативой государственной налоговой службы является бесспорное взыскание налогов с организаций и предприятий. С граждан же взыскание осуществляется только в судебном порядке.
1.2 Объект налогового правоотношения
Объект налогового
правоотношения – это сам налог как обязательный
взнос в бюджет, поскольку по своей сути
и природе он выступает тем материальным
благом, предоставлением и использованием
которого удовлетворяются интересы правомочной
стороны налогового правоотношения –
государства. Т.о. объектомналоговогоправоотношен
Налог [6] – обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоговый кодекс определяет особенности установления и введения налогов и сборов в зависимости от территориального уровня (ст. 12 НК РФ), которые с учетом авторских корректировок применяемых Налоговым кодексом терминов, следует сформулировать следующим образом:
1. Федеральные
налоги и сборы
2. Региональные
налоги устанавливаются
3. Местные
налоги[7] устанавливаются Налоговым
кодексом и нормативными
Введение налогов и сборов производится нормативно-правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти и местного самоуправления в зависимости от отнесения платежа к тому или иному территориальному уровню соответственно.
Налоги делятся
на прямые, то есть те налоги, которые взимаются
с экономических агентов за доходы от
факторов производстваи косвенные, то
есть налоги на товары и услуги, состоящие
в самой цене на предметы потребления.
Прямыми налогами можно назвать такие,
как личный подоходный налог, налог на
прибыль и подобныеhttp://ru.wikipedia.
Также принято различать аккордные и подоходные налоги. Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода налогоплательщикк.
Под последними же подразумевают налоги, составляющие какой-то определенный процент от дохода. Подоходные налоги сами делятся на три типа:
· Прогрессивные налоги – налоги, у которых средняя налоговая ставка зависима прямо пропорционально от уровня дохода. Таким образом, если доход субъекта увеличивается, то растет и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает.
· Регрессивные налоги [8] – налоги, чья средняя ставка налога обратно пропорциональна уровню дохода. Это означает, что при увеличении доходов субъекта, ставка падает, и, наоборот, растет, если доход уменьшается.
· Пропорциональные налоги – налоги, которые не зависят от величины облагаемого дохода.
Уплата налогов происходит посредством подачи налоговой декларации – официального заявления налогоплательщика о полученных им за определенный период доходах и распространяющихся на них налоговых скидках и льготах. На основе налоговой декларации и действующих налоговых ставок налоговый орган осуществляет контроль за величиной налога, подлежащего уплате.
Информация о работе Налоговые правоотношения. Субъекты налогового права