Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 11:11, реферат
Сущность налогового права следует одновременно рассматривать в нескольких аспектах:
– как отрасль права; – как самостоятельную научную правовую теорию;
– как учебную дисциплину (учебный курс), изучаемую в юридических и налоговых высших и средних учебных заведениях. Налоговое право относится к публичным отраслям права и представляет особым образом систематизированную совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, возникающие в процессе осуществления налоговой деятельности и функционирования механизма налогообложения.
СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОГО ПРАВА
Сущность налогового
права следует одновременно рассматривать
в нескольких аспектах:
– как отрасль права; – как самостоятельную
научную правовую теорию;
– как учебную дисциплину (учебный курс),
изучаемую в юридических и налоговых высших
и средних учебных заведениях. Налоговое право относится к публичным
отраслям права и представляет особым
образом систематизированную совокупность
правовых норм, которые регулируют общественные
отношения, возникающие в процессе осуществления
налоговой деятельности и функционирования
механизма налогообложения.
Предметом налогового права являются
общественные отношения, возникающие
в процессе реализации налоговых правоотношений.
Эти отношения отличаются большим разнообразием
по своему содержанию и кругу участников,
но одной из сторон в них всегда выступает
орган государственной власти. Методом налогового права можно назвать
те специфические способы, с помощью которых
нормы налогового права регулируют поведение
участников налоговых правоотношений.
Основным методом правового регулирования
налогового права является метод «власти и подчинения». Этот метод
применяется, как правило, при регулировании
налоговых правоотношений, которые основаны
не на принципе субординации – подчинения
«по вертикали», а на исполнении властных
предписаний соответствующих органов,
от которых другие участники налоговых
отношений не зависят в административном
порядке.
ИСТОЧНИКИ НАЛОГОВОГО ПРАВА
Налоговое законодательство включает
совокупность нормативных актов, действующих
на территории РФ и регулирующих налоговые
отношения. В его состав входят: международное
законодательство, действующее на территории
РФ; законодательство о налогах и сборах
и иные нормативные акты (в том числе и
органов исполнительной власти), которые
регулируют отношения в сфере налогообложения.
Законодательство о налогах и сборах является
составным элементом налогового законодательства.(п.
1 ст. 2 НК). Законодательство РФ о налогах и сборах (п.
1 ст. 1 НК) состоит: из НК и федеральных
законов о налогах и сборах, принятых в
соответствии с НК.
Законодательство субъектов РФ о налогах
и сборах (п. 4 ст. 1 НК) состоит из законов
и иных нормативных правовых актов о налогах
и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии
с НК.
Нормативные правовые акты муниципальных
образований о местных налогах и сборах принимаются
представительными органами муниципальных
образований в соответствии с НК.
Международные Договоры Российской Федерации
В НК подтвержден приоритет норм
международного законодательства,
признанного Российской Федерацией, над
ее национальным законодательством (ст.
7 НК). Правила и нормы международных договоров
РФ являются источниками национального
налогового права и подлежат применению
в случаях, если:
– они содержат положения, касающиеся
налогообложения и сборов;
– в них установлены иные правила и нормы,
чем предусмотренные НК и принятыми в
соответствии с ним нормативными правовыми
актами о налогах и (или) сборах.
Наиболее распространенными формами международных
договоров РФ, содержащих положения, касающиеся
налогообложения и сборов, являются:
– соглашения (договоры) об избежании двойного
налогообложения;
– соглашения о борьбе с налоговыми правонарушениями.
Отдельные положения, касающиеся вопросов
налогообложения, могут содержаться в
заключенных РФ консульских конвенциях.
Налоговый Кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ – это кодифицированный
нормативный правовой акт, определяющий
основные положения действующего механизма
налогообложения.
Задачи НК. НК (п. 2 ст. 1 НК) устанавливает
систему налогов и сборов, взимаемых в
федеральный бюджет, а также общие принципы
налогообложения и сборов в Российской
Федерации, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской
Федерации;
2) основания возникновения (изменения,
прекращения) и порядок исполнения обязанностей
по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие
и прекращения действия ранее введенных
налогов субъектов Российской Федерации
и местных налогов;
4) права и обязанности налогоплательщиков,
налоговых органов и других участников
отношений, регулируемых законодательством
о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых
правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых
органов и действий (бездействия) их должностных
лиц.
Структура НК. НК РФ
Нормативные Правовые Акты Органов Исполнительной Власти
Акты по вопросам, связанным с
налогообложением и сборами, не могут
изменять или дополнять законодательство
о налогах и сборах (п. 1 ст. 4 НК).
Состав органов исполнительной власти,
издающих нормативные правовые акты по
вопросам, связанным с налогообложением
и сборами. В предусмотренных законодательством
о налогах и сборах случаях нормативные
правовые акты по вопросам, связанным
с налогообложением и сборами, могут издавать
(п. 1 ст. 4 НК):
– Правительство РФ;
– федеральные органы исполнительной
власти, уполномоченные осуществлять
функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию
в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного
дела;
– органы исполнительной власти субъектов
РФ;
– исполнительные органы местного самоуправления.
Федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные осуществлять функции
по контролю и надзору в области налогов
и сборов и в области таможенного дела,
и их территориальные органы не имеют
права издавать нормативные правовые
акты по вопросам налогов и сборов.
Изданные до введения в действие части
первой НК нормативные правовые акты Президента
РФ и Правительства РФ по вопросам, которые
согласно этой части НК могут регулироваться
только федеральными законами, действуют
впредь до введения в действие соответствующих
федеральных законов.
Порядок Исчисления Сроков,
Установленных
Сроки, установленные
Квартал считается равным трем календарным
месяцам, отсчет кварталов ведется с начала
календарного года. Срок, исчисляемый
кварталами, истекает в последний день
последнего месяца срока. Срок, исчисляемый
месяцами, истекает в соответствующие
месяц и число последнего месяца срока.
Если окончание срока приходится на месяц,
в котором нет соответствующего числа,
то срок истекает в последний день этого
месяца. Срок, определенный днями, исчисляется
в рабочих днях, если срок не установлен
в календарных днях. При этом рабочим днем
считается день, который не признается
в соответствии с законодательством Российской
Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным
днем. В случаях, когда последний день
срока приходится на день, признаваемый
в соответствии с законодательством Российской
Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным
днем, днем окончания срока считается
ближайший следующий за ним рабочий день.
Особенности Толкования
Норм Законодательства О Налогах
И Сборах (п. 7 ст. 3 НК).
Институт Налоговой Тайны В Законодательстве
РФ О Налогах И Сборах (п. 1 ст. 102 НК) Налоговая Система Российской Федерации
Действующая система налогообложения
допускает установление специальных налоговых режимов (систем
налогообложения). Специальны
Установление и введение в действие СНР
не идентично установлению и введению
в действие новых налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся:
– система налогообложения для сельскохозяйственных
товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный
налог) (гл. 26.1 НК);
– упрощенная система налогообложения
(гл. 26.2 НК);
– система налогообложения в виде ЕНВД
для отдельных видов деятельности (гл.
26.3 НК);
– система налогообложения при выполнении
соглашений о разделе продукции (гл. 26.4
НК). Участники Налоговых Правоотношений
С усложнением механизма налогообложения
в налоговые правоотношения помимо налогоплательщика (плательщика
сборов) и представителей казны (фиска) стали
вовлекаться и иные органы и лица. На сегодняшний
день в систему участников налоговых правоотношений
входят: – налоговообязанные лица; – сборщики
налогов и сборов; – органы налоговой администрации; – фискальные
органы; – временные участники налоговых
правоотношений.
Налоговообязанными лицами признаются
лица, на которых возложена обязанность
уплачивать налоги и сборы. Налоговообязанными
лицами в России являются налогоплательщики и п
Действующее законодательство допускает
возможность участия в налоговых правоотношениях
налогоплательщиков и плательщиков сборов
как лично, так и при посредстве своих представителей. Однако такие представители
не имеют собственных целей участия в
налоговых правоотношениях, а лишь исполняют
поручения налогоплательщика или представляют
его интересы в пределах, установленных
законом. По этой причине, представители
налогоплательщика (плательщика сбора)
не рассматриваются в качестве самостоятельных
участников налоговых отношений.
Сборщики налогов и сборов в налоговых
правоотношениях осуществляют деятельность
по непосредственному получению от налогоплательщиков
налоговых платежей с последующей передачей
аккумулированных сумм и записей об исполненных
налоговых обязанностях в уполномоченные
государственные органы. Функции сборщиков
налогов и сборов в России в настоящее
время фактически выполняют налоговые агенты, банки, почтовые отделения,
органы местного самоуправления и
др. Права и обязанности сборщиков могут
различаться.
Органы налоговой администрации осуществляют
непосредственное управление системой
налогообложения в государстве. Такие
органы наделены контрольными и правоохранными
полномочиями в налоговой сфере. В настоящее
время в состав налоговой администрации РФ входят:система налоговых органов; уполномоченные
финансовые органы; специализированные
подразделения ОВД.
Фискальные органы – органы, ответственные
за формирование и использование финансовых
ресурсов государства, аккумулируемых
в бюджете страны и государственных внебюджетных
фондов. В России функции фискальных органов
выполняют органы казначейства игосударственных внебюджетных фондов (например, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ).
Следует отметить, что на определенных
этапах развития налоговой системы осуществление
фискальных функций и функции в сфере
налогового администрирования могут быть
возложены на один и тот же орган государственной
власти. Так, до недавнего времени государственные
внебюджетные фонды при определенных
обстоятельствах наделялись и функциями
по налоговому контролю и в связи с этим
принимали участие в налоговых правоотношениях
и как фискальный орган, и как орган, входящий
в систему налоговой администрации.
Временные участники налоговых правоотношений. В
определенных случаях, предусмотренных
законодательством, участники налоговых
правоотношений обладают правом привлечь
к участию в налоговых отношениях иные
лица и организации, обладающие специфическими
знаниями и навыками, необходимыми для
разрешения конкретной проблемной ситуации.
Участие таких лиц в налоговых правоотношениях,
как правило, ограничивается выполнением
профессиональной функции, ради которой
указанные лица и организации и были приглашены.
К числу временных участников налоговых
правоотношений можно отнести, к примеру,
экспертов, специалистов и переводчиков,
привлекаемых для участия в проведении
конкретных действий по осуществлению
налогового контроля.
Роль регистрационных органов в налоговых
правоотношениях. НК предусмотрена
обязанность регистрационных органов
исполнительной власти извещать налоговые
органы о тех зарегистрированных ими действиях
налогоплательщиков, которые могут привести
к возникновению, изменению или прекращению
их налоговых обязательств.
Информацию налоговым органам в настоящее
время предоставляют:
– органы юстиции, выдающие лицензии на
право нотариальной деятельности;
– советы адвокатских палат субъектов
РФ;
– органы, осуществляющие регистрацию
физических лиц по месту жительства;
– органы, осуществляющие регистрацию
актов гражданского состояния физических
лиц;
– органы, осуществляющие учет и (или) регистрацию
недвижимого имущества;
– органы, осуществляющие регистрацию
транспортных средств;
– органы опеки и попечительства, воспитательные,
лечебные учреждения, учреждения социальной
защиты населения и иные аналогичные учреждения,
которые в соответствии с федеральным
законодательством осуществляют опеку,
попечительство или управление имуществом
подопечного;
– органы (учреждения), уполномоченные
совершать нотариальные действия;
– нотариусы, осуществляющие частную практику;
– органы, производящие учет и (или) регистрацию
пользователей природными ресурсами,
а также лицензирование деятельности,
связанной с пользованием этими ресурсами;
– органы, осуществляющие выдачу и замену
документов, удостоверяющих личность
гражданина Российской Федерации на территории
РФ;
– органы и организации, осуществляющие
аккредитацию филиалов и представительств
иностранных юридических лиц.
Порядок предоставления такой информации
и ее состав урегулирован в ст. 85 НК.
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ, ПЛАТЕЛЬЩИКИ СБОРОВ И ИХ ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Права Налогоплательщиков И Плательщиков Сборов
Налогоплательщиками признаются
организации и физические лица, на которых
в соответствии с НК возложена обязанность
уплачивать налоги. Плательщиками сбора признаются организации
и физические лица, на которых в соответствии
с НК возложена обязанность уплачивать
сборы.
Права налогоплательщика и плательщика
сборов совпадают. В НК для указанных
лиц названы такие права: – право на информацию
(подп. 1, 9 п. 1 ст. 21); – на получение официального
письменного разъяснения (подп. 2 п. 1 ст.
21); – на управление собственными налоговыми
выплатами (право осуществлять налоговый
менеджмент) (подп. 3, 4 п. 1 ст. 21); – на возврат
излишне уплаченных денежных сумм в процессе
реализации налогового правоотношения
(подп. 5 п. 1 ст. 21); – лично или через представителя
участвовать в налоговых правоотношениях
(подп. 6, 8, 15 п. 1 ст. 21, п. 1 ст. 26); – давать
пояснения о характере собственных действий
в сфере налоговых правоотношений (подп.
7 п. 1 ст. 21); – на корректное отношение со
стороны иных участников налоговых правоотношений
(подп. 10, 13п. 1 ст. 21); – не соблюдать незаконные
предписания и требования (подп. 11 п. 1 ст.
21); – на обжалование (подп. 12 п. 1 ст. 21); – на
возмещение неправомерно нанесенных убытков
(подп. 14 п. 1 ст. 21); – на защиту нарушенных
прав и законных интересов (ст. 22). Право на информацию означает возможность
налогоплательщика беспрепятственно
бесплатно (в том числе в письменной форме)
получать от налоговых органов по месту
своего учета информацию. Установленное
право налогоплательщика на информацию
включает и процедуру бесплатного получения
этим лицом необходимых бланков отчетности
и разъяснений о порядке их заполнения.
Право налогоплательщика получать соответствующие
бланки и требовать разъяснений о порядке
их заполнения теперь применимо только
в отношении налоговых деклараций и налоговых
расчетов. Право на получение официального письменного
разъяснения означает возможность
налогоплательщика или плательщика сбора
получить от налоговых и других уполномоченных
государственных органов официальные
письменные разъяснения по вопросам применения
законодательства о налогах и сборах.
Состав компетентных органов, в которые
налогоплательщик имеет возможность обратиться
за разъяснениями, зависит от вида самого
нормативного правового акта. Он имеет
право получать письменные разъяснения
по вопросам применения:
– законодательства РФ о налогах и сборах
– от Минфина России;
– законодательства субъектов РФ о налогах
и сборах – от финансовых органов, созданных
в субъектах РФ по решению региональной
власти;
– нормативных правовых актов органов
местного самоуправления о местных налогах
и сборах – от органов местного самоуправления.
Лицо, нарушившее действующее законодательство,
следуя официально полученному разъяснению
компетентного органа, не подлежит ответственности
за совершение налогового правонарушения.
Право на налоговый менеджмент предполагает
возможность управления налогоплательщиком
(плательщиком сборов) собственными выплатами
налогового характера, в частности:
– использовать налоговые льготы при наличии
оснований и в порядке, установленном
законодательством о налогах и сборах;
– изменять срок уплаты налога, сбора,
а также пени путем получения отсрочки,
рассрочки, инвестиционного налогового
кредита;
– досрочно исполнить обязанность по уплате
налогов.
Налоговый менеджмент означает:
– систему управления налоговыми обязательствами
и выплатами налогоплательщика, а также
ресурсами, составляющими его налогооблагаемую
базу;
– деятельность налогоплательщика, направленную
на повышение эффективности его взаимодействия
с государственным механизмом налогообложения.
Существует три базовых компонента налогового
менеджмента: налоговая логистика; налоговая
оптимизация; налоговая минимизация. Каждый
из них является разновидностью налогового
менеджмента и имеет свои особенности.
Налоговая логистика – это деятельность,
заключающаяся в управлении ресурсами
налогоплательщика для достижения приемлемых
размеров налоговых выплат. Цель налоговой
логистики – первоначальная организация
определенного направления деятельности
налогоплательщика, с тем чтобы легальными
путями достичь того уровня налоговых
выплат, при котором реализуемый проект
или осуществляемая операция останутся
экономически целесообразными. Методики
налоговой логистики предусматривают
возможность легального использования
налогоплательщиком всех предоставленных
законодательством льгот и налоговых
освобождений. Осуществление комплекса
мероприятий в ходе реализации указанных
методик может принимать различные формы
и содержание в зависимости от конкретного
этапа, на котором они осуществляются.
Налоговая оптимизация – вид деятельности,
осуществляемый путем оптимизации схемы,
порядка, размера, сроков (периодов) налоговых
и других обязательных выплат в бюджеты
различных уровней с целью создания наиболее
благоприятной модели исполнения налогоплательщиком
своих налоговых обязательств. Налоговая
оптимизация состоит из фактических и
аналитических действий, позволяющих
оптимизировать уплату налоговых платежей
без изменения их размеров. Это касается
сокращения косвенных издержек при уплате
налогов, а также создания наиболее удобных
условий для совершения налоговых выплат.
В результате применения методик налоговой
оптимизации уплата налогов будет произведена
в наиболее удобный для налогоплательщика
срок (с учетом требований налогового
законодательства).
Налоговая минимизация – это любые
целенаправленные действия налогоплательщика,
которые позволяют ему в максимальной
степени уменьшить обязательные выплаты
в бюджет, производимые им в виде налогов,
сборов и других платежей. Ее целью является
максимальное снижение издержек, связанных
с уплатой налоговых отчислений.
Право на возврат излишне уплаченных
денежных сумм в процессе реализации
налогового правоотношения означает своевременный
зачет или возврат налогоплательщику
(плательщику сборов) сумм излишне уплаченных
либо излишне взысканных налогов, сборов,
пеней, штрафов.
Право лично или через представителя
участвовать в налоговых правоотношениях означает
право налогоплательщика участвовать
в отношениях, регулируемых законодательством
о налогах и сборах как лично, так и через
своего законного или уполномоченного
представителя.
Право давать пояснения о характере собственных
действий в сфере налоговых правоотношений означает
возможность налогоплательщика (плательщика
сборов) представлять налоговым органам
и их должностным лицам пояснения по исчислению
и уплате налогов и актам проведенных
налоговых проверок.
Право на корректное отношение со стороны
иных участников налоговых правоотношений дает
возможность налогоплательщикам (плательщикам
сборов) требовать от иных участников
налоговых правоотношений соблюдения
законодательства о налогах и сборах при
совершении ими действий по отношению
к данному налогоплательщику (плательщику
сборов) и соблюдения и сохранения налоговой
тайны.
Право не соблюдать незаконные предписания
и требования дает налогоплательщикам
(плательщикам сборов) возможность не
выполнять неправомерные акты и требования
налоговых органов, иных уполномоченных
органов и их должностных лиц, не соответствующие
НК или иным федеральным законам.
Право на обжалование означает возможность
налогоплательщика (плательщика сборов)
обжаловать в установленном порядке акты
налоговых органов; акты иных уполномоченных
органов; действия (бездействие) должностных
лиц указанных органов.
Право на возмещение неправомерно нанесенных
убытков позволяет налогоплательщикам
(плательщикам сборов) возместить в полном
объеме убытки, причиненные незаконными
решениями налоговых органов и незаконными
действиями (бездействием) их должностных
лиц.
Право налогоплательщика на защиту нарушенных
прав и законных интересов конкретизировано
нормами ст. 22 НК. В ней налогоплательщикам
(плательщикам сборов) гарантирована административная
и судебная защита их прав и законных интересов.
Порядок защиты прав и законных интересов
налогоплательщиков (плательщиков сборов)
определяется НК и иными федеральными
законами. Неисполнение или ненадлежащее
исполнение обязанностей по обеспечению
прав налогоплательщиков (плательщиков
сборов) влечет ответственность, предусмотренную
федеральными законами.