Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 21:53, реферат
1.Понятие, особенности и признаки правонарушений.
2.Классификация составов правонарушений.
3.Нарушения законодательства о налогах и сборах содержащих административные правонарушения.
4.Налоговые преступления.
Тема: Характеристика налоговых правонарушений.
1.Понятие, особенности и признаки правонарушений.
2.Классификация составов правонарушений.
3.Нарушения законодательства
о налогах и сборах содержащих
административные
4.Налоговые преступления.
1.Понятие, особенности и признаки правоотношений.
Термин «правонарушение» имеет определенный юридический смысл и по своему содержанию отличается от термина «нарушение права». Нарушение права, закона вовсе не тождественно термину «правонарушение». О правонарушении можно говорить только в том случае, когда есть виновное противоправное деяние, совершенное дееспособным лицом.
Правонарушение – это нарушение норм права, а именно акт, который является противным праву, его предписаниям, законам. Считается, что совершить правонарушение – это значит нарушить право. Правонарушитель, преступая запрет или не исполняя обязанности, которые устанавливают нормы права, своим поведением противопоставляет личные интересы интересам всего общества. Деформация поведения, которая вызвана социальными и психологическими причинами, может привести в отдельных случаях к противозаконному поступку, а именно к правонарушению.
Каждое отдельное правонарушение является конкретным, так как оно:
1.совершается конкретным человеком;
2.происходит в определенном месте и в определенное время;
3.приходит в противоречие с действующим правовым предписанием;
4.характеризуется точными конкретными признаками, при том что отдельные правонарушения и их типы различны, хотя как антисоциальное явление они обладают общими чертами.
Можно выделить следующие признаки правонарушения, которые вместе и образуют это понятие:
Во-первых, правонарушение - акт поведения, выражающийся в действии или бездействии . Не могут считаться правонарушениями мысли, чувства, политические и религиозные воззрения, не выраженные в действиях. Не считаются правонарушениями и качества, свойства личности, национальность, родственные связи человека и т.д.
Во-вторых, правонарушениями считаются только волевые действия, т.е. действия, зависящие от воли и сознания участников, осуществляемые ими добровольно. Нельзя назвать правонарушением поведение, не контролируемое сознанием, или поведение, совершаемое в ситуации, лишающей человека выбора иного варианта поведения, кроме противоправного. Поэтому правонарушениями являются варианты поведения только дееспособных людей. Малолетних и душевнобольных закон дееспособными не считает.
В-третьих, правонарушением признается только такое деяние, совершая которое, индивид сознает, что действует противоправно, что своим поступком наносит ущерб общественным интересам, действует виновно.
В-четвертых, правонарушение - действие противоправное, нарушающее требование норм права. Это или нарушение запретов, или невыполнение обязанностей. Воздержание от активной реализации права правонарушения собой не представляет. Признак противоправности характеризует правонарушение с формально-юридической стороны. Общеизвестно, что никто не может быть ограничен в своих правах и свободах и никакие действия, совершаемые в пределах правовых предписаний, не могут быть признаны противоправными.
В-пятых, правонарушение всегда социально вредно. Всякое правонарушение наносит вред интересам личности, общества, государства (имущественный, социальный, моральный, политический и т.п.). Повреждение или уничтожение имущества, смерть человека, ущемление его достоинства, потеря рабочего времени, бракованная продукция - все это негативные последствия правонарушения. Деяние может и не причинить реального вреда, а лишь поставить социальные ценности под его угрозу (таково, например, нетрезвое состояние водителя). Степень общественной вредности деяния может быть различной, но ее наличие обязательно для отнесения его к правонарушениям.
Отсутствие хотя бы одного
из названных признаков не позволяет
рассматривать деяние как правонарушение.
Следовательно, не является правонарушением
вариант поведения, хотя и нарушающий
правовые предписания, но не наносящий
ущерба, социально полезный. Действие,
хотя и социально опасное, но осуществляемое
в рамках правовых предписаний, тоже
не считается правонарушением, как
не считается таковым и
В силу формальной определенности
права его нормы четко
Итак, правонарушения – это:
-противоправные, виновные действия;
-противоречащие нормам права деяния;
-общественно опасные деяния;
-нарушение общественных и личных интересов, общественного правопорядка и субъективных прав.
Правонарушения весьма разнообразны. Это разнообразие определяется различным содержанием общественных отношений, которые подвергаются посягательству со стороны правонарушителей, а также различным характером целей и мотивов поведения субъектов, спецификой жизненных ситуаций и др.
Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения- наличие хотя бы одного из предусмотренных налоговым законодательством обстоятельств служит основанием, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности.
К числу
названных обстоятельств
1.Отсутствие события
правонарушения;
2.Отсутствие вины лица
в совершении налогового
3. Совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения физическим лицом, не достигшим шестнадцати лет.
4. Истечение сроков давности
привлечения к ответственности
за совершение налогового
Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения- Законодатель предусмотрел случаи, когда налоговое законодательство нарушено, но налицо обстоятельства, исключающие вину налогоплательщика.
К названным обстоятельствам отнесены:
1.Совершение деяния, содержащего
признаки налогового
2. Совершение деяния, содержащего
признаки налогового
3. Выполнение налогоплательщиком
или налоговым агентом
пределах их компетенции.
2.Классификация составов правонарушений.
Видовое многообразие налоговых
правонарушений предполагает классификацию их составов по различным основаниям.
Во-первых,
в зависимости от степени общественной
опасности составы
налоговых правонарушений подразделяются
на три вида:
Основным
(простым) является состав налогового
правонарушения, содержащий минимально
необходимую совокупность объективных
и субъективных признаков, всегда имеющих
место при совершении какого-либо конкретного
вида налогового правонарушения. Простой
состав налогового правонарушения не
предполагает и не требует дополнительных
признаков, повышающих или понижающих
уровень общественной опасности противоправного
деяния.
Так, к простому
составу налоговых
Привилегированным является состав налогового
правонарушения, требующий для своего
определения дополнительные признаки
противоправного деяния, понижающие уровень
общественной опасности содеянного в
сфере нормального функционирования налогового
законодательства. Учитывая высокую значимость
соблюдения налоговой дисциплины, законодатель
почти не дифференцирует ответственность
за налоговые правонарушения в сторону
ее снижения.
Вторым
критерием для классификации
составов налоговых правонарушений выступают особенности
конструкции их объективной стороны.
В зависимости от того, учитываются
ли при привлечении
За совершение налогового
правонарушения с материальным составом ответственность может наступить
только при наличии негативных последствий,
образовавшихся в результате действия
(бездействия) правообязанного лица. Квалифицируя
налоговое правонарушение с материальным
составом, обязательно необходимо устанавливать
причинную связь между совершенными деяниями
и наступлением негативных общественно
опасных последствий. Отсутствие причинной
связи исключает привлечение к налоговой
ответственности. Например, к налоговым
правонарушениям с материальным составом
относятся: ведение деятельности организацией
или индивидуальным предпринимателем
без постановки на учет в налоговом органе;
нарушение налогоплательщиком срока представления
в налоговый орган информации об открытии
или закрытии им счета в банке; непредставление
налогоплательщиком в срок до 180 дней налоговой
декларации в налоговый орган по месту
учета.
За совершение налогового
правонарушения с формальным составом для привлечения виновного
к ответственности достаточно самого
факта совершения деяния, наличие (или
отсутствие) негативных последствий не
учитывается. Так, налоговыми правонарушениями
с формальным составом можно считать такие
деяния, как неуплата или неполная уплата
сумм налога в результате занижения налоговой
базы, иного неправильного исчисления
налога или других неправомерных действий
(бездействия).
Третьим
критерием классификации
составов налоговых правонарушений выступает форма
совершения противоправного деяния.
В зависимости от наличия
действий или бездействия в объективной
стороне налогового правонарушения
выделяют налоговые правонарушения,
совершенные:
— в результате действия налогоплат
— в результате бездействия налогоп
— в результате совокупности действий
и бездействия — налоговые правонарушения
с так называемой «смешанной» объективной
стороной.
Четвертым критерием классификации налоговых правонарушений является непосредственный объект состава этих правонарушений.
В данной группе выделяются
правонарушения, посягающие на:
— материальные
фискальные права государства, т. е. нарушающие урегулированные
налоговым законодательством общественные
отношения, обеспечивающие уплату или
изъятие налога;
— процессуальные
фискальные права государства, т. е. нарушающие урегулированные
налоговым законодательством общественные
отношения, обеспечивающие учет налогоплательщиков,
производство налогового контроля, осуществление
производства по делам о налоговых правонарушениях.
3.Нарушения законодательства
о налогах и сборах содержащих
административные
Административным
правонарушением признается противоправное, виновное действие
(бездействие) физического или юридического
лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ
об административных правонарушениях
установлена административная ответственность.
Основное отличие административной ответственности
от налоговой заключается в том, что санкции
за административные правонарушения установлены
в КоАП РФ. Административные санкции за
нарушения законодательства о налогах
и сборах урегулированы гл. 15 КоАП РФ.
Юридическое лицо признается виновным
в совершении административного правонарушения,
если будет установлено, что у него имелась
возможность для соблюдения правил и норм,
за нарушение которых КоАП или законами
субъекта РФ предусмотрена административная
ответственность, но им не были приняты
все зависящие от него меры по их соблюдению.
Назначение административного наказания
юридическому лицу не освобождает от административной
ответственности за данное правонарушение
виновное физическое лицо, равно как и
привлечение к административной или уголовной
ответственности физического лица не
освобождает от административной ответственности
за данное правонарушение юридическое
лицо.
В главе 15 КоАП РФ установлены следующие составы административных правонарушений:
Нарушение
порядка работы с денежной наличностью
и порядка ведения кассовых операций.
Объект - общественные отношения по осуществлению
наличных денежных расчетов.
Объективная сторона - деяние, выразившееся:
в осуществлении расчетов наличными деньгами
с другими организациями сверх установленных
размеров, либо
1) в неоприходовании (неполном оприходовании)
в кассу денежной наличности.
2) в несоблюдении порядка хранения свободных
денежных средств.
3) в накоплении в кассе наличных денег
сверх установленных лимитов.
Субъект - организация либо ее работник,
обслуживающий денежные средства, при
условии достижения им возраста 16 лет.
Субъективная сторона - умышленная (прямой,
косвенный) или неосторожная (как небрежность,
так и самонадеянность).
Санкция - наложение административного
штрафа:
1) на должностных лиц в размере от сорока
до пятидесяти МРОТ (4000-5000 руб.);
2) на юридических лиц - от четырехсот до
пятисот МРОТ (40 000-50 000 руб.).
Нарушение
срока постановки на учет в налоговом
органе.
Объект - общественные отношения по
налоговому контролю.
Объективная сторона - нарушение установленного
срока подачи заявления о постановке на
учет в налоговом органе или органе государственного
внебюджетного фонда.
Субъект - должностное лицо налогоплательщика,
достигшее 16 лет, обязанное осуществить
постановку на учет организации (например,
руководитель, юрист, главный бухгалтер
и т.п.).
Субъективная сторона - умышленная (прямой,
косвенный) или неосторожная (как небрежность,
так и самонадеянность).
Санкция - наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от
пяти до десяти МРОТ (500-1000 руб.).
Квалифицирующие признаки - нарушение
установленного срока подачи заявления
о постановке на учет в налоговом органе
или органе государственного внебюджетного
фонда, сопряженное с ведением деятельности
без постановки на учет в налоговом органе
или органе государственного внебюджетного
фонда. Санкция - административный штраф
на должностных лиц в размере от двадцати
до тридцати МРОТ (2000-3000 руб.).
Нарушение
срока представления сведений об открытии
и о закрытии счета в банке или иной кредитной
организации.
Объект - общественные отношения по налоговому
контролю.
Объективная сторона - нарушение установленного
срока представления в налоговый орган
или орган государственного внебюджетного
фонда информации об открытии или о закрытии
счета в банке или иной кредитной организации.
Субъект - должностное лицо налогоплательщика,
достигшее 16 лет, обязанное сообщать в
налоговый орган сведения об открытии
(закрытии) расчетных счетов в банке.
Субъективная сторона - умышленная (прямой,
косвенный) или неосторожная (как небрежность,
так и самонадеянность).
Санкция - наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от
десяти до двадцати минимальных размеров
оплаты труда.
Нарушение
сроков представления налоговой декларации.
Объект - общественные отношения по налоговому
контролю.
Объективная сторона - нарушение установленных
законодательством о налогах и сборах
сроков представления налоговой декларации
в налоговый орган по месту учета.
Субъект - должностное лицо организации,
достигшее 16 лет, обязанное сдавать бухгалтерскую
(налоговую) отчетность либо контролировать
этот процесс.
Субъективная сторона - умышленная (прямой,
косвенный) или неосторожная (как небрежность,
так и самонадеянность).
Санкция - наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от
трех до пяти минимальных размеров оплаты
труда.
Непредставление
сведений, необходимых для осуществления
налогового контроля.
Объект - общественные отношения по
налоговому контролю.
Объективная сторона:
1) непредставление в установленный законодательством
о налогах и сборах срок оформленных в
установленном порядке документов и (или)
иных сведений, необходимых для осуществления
налогового контроля;
2) отказ от представления в налоговые органы,
таможенные органы и органы государственного
внебюджетного фонда оформленных в установленном
порядке документов и (или) иных сведений,
необходимых для осуществления налогового
контроля;
3) представление таких сведений в неполном
объеме или в искаженном виде.
Субъект - граждане; должностные лица налогоплательщика,
плательщика сбора, налогового агента.
Субъективная сторона - умышленная (прямой,
косвенный) или неосторожная (как небрежность,
так и самонадеянность).
Санкция - наложение административного
штрафа:
1) на граждан в размере от одного до трех
МРОТ (100-300 руб.);
2) на должностных лиц - от трех до пяти МРОТ
(300-500 руб.).
Непредставление
сведений, необходимых для осуществления
налогового контроля должностным лицом
государственного органа.
Объект - общественные отношения по
налоговому контролю.
Объективная сторона:
1) непредставление в установленный срок
в налоговые органы сведений, необходимых
для осуществления налогового контроля;
2) представление таких сведений в неполном
объеме или в искаженном виде.
Субъект:
1) должностное лицо органа, осуществляющего
государственную регистрацию юридических
лиц и индивидуальных предпринимателей,
выдачу физическим лицам лицензий на право
занятия частной практикой, регистрацию
лиц по месту жительства, регистрацию
актов гражданского состояния, учет и
регистрацию имущества и сделок с ним;
2) нотариус или должностное лицо, уполномоченное
совершать нотариальные действия.
Субъективная сторона - умышленная (прямой,
косвенный) или неосторожная (как небрежность,
так и самонадеянность).
Санкция - наложение административного
штрафа в размере от пяти до десяти МРОТ
(500-1000 руб.).
Нарушение порядка
открытия счета налогоплательщику.
Объект - общественные отношения между
банком, налогоплательщиком и налоговым
органом по открытию расчетных счетов.
Объективная сторона - действия по открытию
счета организации или индивидуальному
предпринимателю без предъявления ими
свидетельства о постановке на учет в
налоговом органе.
Субъект - должностное лицо банка или иной
кредитной организации, правомочное совершать
действия по открытию расчетных счетов
налогоплательщикам.
Субъективная сторона - умышленная (прямой,
косвенный) или неосторожная (как небрежность,
так и самонадеянность).
Санкция - наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от
десяти до двадцати МРОТ (1000-2000 руб.).
Квалифицирующий признак - открытие банком
или иной кредитной организацией счета
организации или индивидуальному предпринимателю
при наличии у него решения налогового
органа либо таможенного органа о приостановлении
операций по счетам этого лица. Санкция -
наложение административного штрафа на
должностных лиц в размере от двадцати
до тридцати МРОТ (2000-3000 руб.).
Нарушение
срока исполнения поручения о перечислении
налога или сбора (взноса).
Объект - общественные отношения по оплате
налогов и сборов.
Объективная сторона - нарушение установленного
срока исполнения поручения налогоплательщика
(плательщика сбора) или налогового агента
о перечислении налога или сбора (взноса),
а равно инкассового поручения (распоряжения)
налогового органа, таможенного органа
или органа государственного внебюджетного
фонда о перечислении налога или сбора
(взноса), соответствующих пеней и (или)
штрафов в бюджет (государственный внебюджетный
фонд).
Субъект - должностное лицо банка или иной
кредитной организации, достигшее 16 лет,
правомочное проводить операции по счетам
клиента.
Субъективная сторона - умышленная (прямой,
косвенный) или неосторожная (как небрежность,
так и самонадеянность).
Санкция - наложение административного
штрафа на должностных лиц в размере от
сорока до пятидесяти МРОТ (4000-5000 руб.).
Неисполнение
банком решения о приостановлении операций
по счетам налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента.
Объект - общественные отношения по осуществлению
расходных операций по расчетным счетам.
Объективная сторона - осуществление расходных
операций, не связанных с исполнением
обязанностей по уплате налога или сбора
либо иного платежного поручения, имеющего
в соответствии с законодательством Российской
Федерации преимущество в очередности
исполнения перед платежами в бюджет (внебюджетный
фонд), по счетам налогоплательщика, плательщика
сбора, налогового агента, сборщика налогов
и (или) сборов или иных лиц при наличии
у банка или иной кредитной организации
решения налогового органа, таможенного
органа или органа государственного внебюджетного
фонда о приостановлении операций по таким
счетам.
Субъект - должностное лицо банка или иной
кредитной организации, достигшее 16 лет,
правомочное проводить операции по счетам
клиента.
Субъективная сторона - умышленная (прямой,
косвенный) или неосторожная (как небрежность,
так и самонадеянность).
Санкция - наложение административного
штрафа в размере от двадцати до тридцати
МРОТ (2000-3000 руб.).
Неисполнение
банком поручения государственного внебюджетного
фонда.
Объект - общественные отношения по
осуществлению расходных операций по
расчетным счетам.
Объективная сторона - неисполнение поручения
органа государственного внебюджетного
фонда о зачислении во вклады граждан
сумм государственных пенсий и (или) других
выплат.
Субъект:
1) банк или иная кредитная организация
как юридическое лицо;
2) должностное лицо банка или иной кредитной
организации, достигшее 16 лет, правомочное
проводить операции по счетам клиентов.
Субъективная сторона - умышленная (прямой,
косвенный) или неосторожная (как небрежность,
так и самонадеянность).
Санкция - наложение административного
штрафа:
1) на должностных лиц в размере от сорока
до пятидесяти МРОТ (4000-5000 руб.);
2) на юридических лиц - от четырехсот до
пятисот МРОТ (40 000-50 000 руб.).
Грубое
нарушение правил ведения бухгалтерского
учета и представления бухгалтерской
отчетности.
Объект - общественные отношения по
ведению бухгалтерского учета и представлению
бухгалтерской отчетности.
Объективная сторона - грубое нарушение
правил ведения бухгалтерского учета
и представления бухгалтерской отчетности,
а равно порядка и сроков хранения учетных
документов.
Под грубым нарушением правил ведения
бухгалтерского учета и представления
бухгалтерской отчетности понимается:
1) искажение сумм начисленных налогов
и сборов не менее чем на 10%;
2) искажение любой статьи (строки) формы
бухгалтерской отчетности не менее чем
на 10%.
Субъект - должностное лицо юридического
лица или индивидуального предпринимателя,
достигшее 16 лет и обязанное вести бухгалтерский
учет и представлять в налоговый орган
бухгалтерскую отчетность.
Субъективная сторона - умышленная (прямой,
косвенный) или неосторожная (как небрежность,
так и самонадеянность).
Санкция - наложение административного
штрафа в размере от двадцати до тридцати
МРОТ (2000-3000 руб.).
4.Налоговые преступления.