Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 17:31, реферат
Лингвистика – наука, изучающая различные языки мира и человеческий язык вообще как уникальное явление.
Языки многочисленны и разнообразны. Точно определить количество естественных языков невозможно: называют цифры от 2500 до 7000.
Языкознание
как наука о языке
Место языкознания
в системе наук; его основные разделы
1. Предмет языкознания
Лингвистика – наука, изучающая различные языки мира и человеческий язык вообще как уникальное явление.
Языки многочисленны и разнообразны. Точно определить количество естественных языков невозможно: называют цифры от 2500 до 7000. Причины:
1. Сложно разграничить язык и диалект.
Русский язык и белорусский язык понятнее для их носителей, чем диалекты немецкого или тем более китайского языков. è Учитываются не столько языковые, сколько внеязыковые (в первую очередь политические) критерии: «Язык – это диалект с армией и флотом» (У. Вайнрайх).
2. Количество языков постоянно меняется: языки рождаются и умирают.
Мертвый язык – язык, который ни для кого не является родным (не усваивается в детстве первым), не используется как язык повседневного общения и не развивается (латынь, готский).
По данным ЮНЕСКО, каждый месяц умирает 1-2 языка. По разным прогнозам, в конце XXI в. количество языков сократится в несколько раз (от 2 до 10).
Примеры новых языков: после распада Югославии сербо-хорватский язык разделился на сербский и хорватский, после отделения Черногории от Сербии встал вопрос о выделении черногорского языка.
3. Не все языки известны и описаны.
В международном издании «Этнолог: языки мира» число языков увеличивается от издания к изданию: 1988 г. – 6170 языков, 2009 г. – 6909.
Полевая лингвистика – раздел лингвистики, изучающий ранее не описанные языки на основании работы с носителями. Описать исчезающие языки очень важно, т.к. иначе нельзя узнать, что возможно и невозможно в человеческом языке. Для лингвиста нет «ущербных», «отсталых» и «высокоразвитых» языков: любой язык способен удовлетворять потребности общества, которое им пользуется, и изменяться с изменением потребностей.
Языки значительно различаются. Некоторые примеры различий:
Несмотря на различия в структуре и социальных функциях (умирающие языки vs. мировые языки с большим количеством говорящих) языков, выделяются общие свойства, присущие всем языкам, а значит, и человеческому языку вообще (языковые универсалии):
2. Языкознание в системе наук, разделы языкознания
Язык – многоаспектное явление è Лингвистика – многоаспектная наука.
Основные разделы лингвистики
Направления прикладной лингвистики:
Направления теоретической лингвистики:
Лингвистика в системе наук
Связь лингвистики и гуманитарных наук:
Связь языкознания и естественных и точных наук:
Некоторые разделы лингвистики, появившиеся на стыке наук: психолингвистика, социолингвистика, лингвокультурология, математическая лингвистика и др.
Значение лингвистики
Язык возникает одновременно с человеком и сопровождает человека почти во всех сферах деятельности. Понять, как устроен и функционирует язык, – значит приблизиться к пониманию того, что такое человек, как он думает и живет.
Человек устроен так, чтобы говорить. За очень короткое время (обычно в возрасте 1,5-2,5 лет) ребенок овладевает языком на достаточно высоком уровне, т.е. самостоятельно создает в своей голове очень точный учебник родного языка.
Существует радикальная идея врожденности языка (языковой способности человека) (автор – Ноам Хомский (род. в 1928), самый известный лингвист современности).
В качестве опровержения этой теории приводят пример детей-маугли – детей, воспитанных животными. Многие дети-маугли так и не научились говорить. Это связано с тем, что нервная система является пластичной лишь в раннем возрасте («критический период» – max. до 6-7 лет), если в этом возрасте не стимулировать мозг речью, то речь не разовьется никогда.
Функции языка
Функция языка – это его роль, назначение в обществе и в жизни человека.
Основные функции языка:
1. Коммуникативная: язык – это средство общения. Цели коммуникации разнообразны: передать информацию, т.е. сообщить некоторые значимые и доступные для понимания сведения (основная функция), оказать влияние на адресата, поделиться чувствами и т.д.
2. Когнитивная (лат. cognitio ‘знание, познание’): язык – это орудие мышления и познания.
По словам Л.С. Выготского (1896–1934), «мысль совершается в слове» (см. «Язык и мышление»).
В самом языке (в значениях слов, устойчивых выражений и т.д.), а также в текстах на языке хранится колоссальное количество информации. При этом необходимо учитывать, что в языке нередко отражаются архаичные или просто специфические представления о мире, отличные от научных: к примеру, давно известно, что земля вертится вокруг солнца, а мы говорим, что солнце всходит и заходит.
Коммуникативная и когнитивная функция взаимосвязаны: коммуникация – это обмен мыслями, а многие новые мысли в процессе коммуникации (в т.ч. в процессе чтения книг или восприятия произведений искусства – особые случаи коммуникации). Когнитивная деятельность происходит обычно в сотрудничестве с другими людьми: без других людей и знаний, накопленных в ходе развития человечества, отдельный индивид вряд ли способен на многое. В этом отношении человечество можно сравнить с муравьями: муравьи способны совершать достаточно сложные действия (успешно занимаются «животноводством», разводя тлей и т.п.), хотя мозг отдельно взятого муравья очень просто устроен.
Частные функции языка (выделяют отдельные аспекты коммуникативной и когнитивной функций):
1. Номинативная (назывная): при помощи языка человек дает названия важным для него объектам действительности. Номинация тесно связана с познанием, поэтому в частности появление новых предметов и понятий влечет за собой появление новых слов.
Для разных народов значимыми являются различные объекты (названия верблюдов в арабском). Лакуна – отсутствие в слова для обозначения того или иного понятия.
Примеры слов, для которых нет соответствий (лакуны) в русском языке:
2. Эмоционально-экспрессивная: при помощи языка человек выражает свое субъективно-психологическое отношение к тому, о чем он говорит (эмоции и т.д.). Междометия (oops, черт!) – особый класс слов, реализующий эмоционально-экспрессивную функцию.
3. Регулятивная: при помощи языка можно воздействовать на адресата: побудить его к какому-то действию или запретить ему что-либо делать, заставить ответить на вопрос и т.д. Ярко реализуется в рекламе, политике.
4. Фатическая: установление и поддержание контакта, «общение ради общения» (приветствие, прощание и другие средства речевого этикета, разговоры о погоде и т.п.).
5. Эстетическая: язык является материалом для искусства (в первую очередь – художественной литературы) и может оцениваться с эстетических позиций (как что-то прекрасное или, наоборот, безобразное).
6. Магическая (специфическая реализация регулятивной функции): при помощи языка человек вступает в коммуникацию с Богом, потусторонними силами и т.п. Пример: молитвы, заклинания.
7. Метаязыковая: язык используется для того, чтобы говорить о языке (например, узнавать значения слов, исправлять ошибки, отвечать на экзамене по языкознанию).
8. Этническая: язык объединяет нацию (разделение сербо-хорватского языка на сербский, хорватский и др.). Этническая функция является важной для белорусского языка в настоящее время: количество белорусов, считающих белорусский язык родным, значительно превышает количество белорусов, использующих белорусский язык в повседневном общении.