Взаимосвязь регулирующей функции речи и произвольного поведения детей-логопатов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 23:35, дипломная работа
Краткое описание
На сегодняшний день главной задачей детского сада и семьи является создание условий наиболее полного общего развития ребенка с учетом его возрастных особенностей и потребностей. В процессе разнообразных видов активной деятельности происходит зарождение важнейших «новообразований» развития, подготавливающих к выполнению новых задач. Одним из важнейших новообразований дошкольного возраста является возникновение у детей произвольного поведения. Данное новообразование является важным для ребёнка, так как современными школами к первоклассникам предъявляются общие психологические требования сознательной целенаправленности и управляемости. Цель исследования: выявить особенности влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи.
Содержание
Введение Глава 1. Проблема развития произвольного поведения у детей с нарушением речи 1.1. Развитие произвольного поведения у детей 1.2. Особенности развития произвольного поведения у детей дошкольного возраста 1.3. Развитие произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи 1.4. Показатели развития произвольного поведения у детей с общим недоразвитием речи Глава 2. Связь регулирующей функции речи с произвольным поведением 2.1. Взаимосвязь речевого развития и развития произвольного поведения у дошкольников 2.2. Особенности регулирующей функции речи у детей с общим недоразвитием речи Глава 3. Экспериментальное исследование влияния регулирующей функции речи на развитие произвольного поведения у детей с нарушением речи 3.1. Организационные аспекты исследования 3.2. Результаты и анализ констатирующего эксперимента Заключение Список литературы
Взаимосвязь
регулирующей функции речи и произвольного
поведения детей-логопатов (диплом)
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. Проблема развития произвольного
поведения у детей с нарушением речи
1.1. Развитие произвольного
поведения у детей
1.2. Особенности развития
произвольного поведения у детей
дошкольного возраста
1.3. Развитие произвольного
поведения у детей с общим
недоразвитием речи
1.4. Показатели развития
произвольного поведения у детей
с общим недоразвитием речи
Глава 2. Связь регулирующей
функции речи с произвольным поведением
2.1. Взаимосвязь речевого
развития и развития произвольного
поведения у дошкольников
2.2. Особенности регулирующей
функции речи у детей с общим
недоразвитием речи
Глава 3. Экспериментальное
исследование влияния регулирующей функции
речи на развитие произвольного поведения
у детей с нарушением речи
3.1. Организационные аспекты
исследования
3.2. Результаты и анализ
констатирующего эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день главной
задачей детского сада и семьи является
создание условий наиболее полного общего
развития ребенка с учетом его возрастных
особенностей и потребностей. В процессе
разнообразных видов активной деятельности
происходит зарождение важнейших «новообразований»
развития, подготавливающих к выполнению
новых задач. Одним из важнейших новообразований
дошкольного возраста является возникновение
у детей произвольного поведения. Данное
новообразование является важным для
ребёнка, так как современными школами
к первоклассникам предъявляются общие
психологические требования сознательной
целенаправленности и управляемости.
В период дошкольного возраста ребёнок
овладевает способностью контролировать
свои действия, планировать эти действия,
после овладения данными способностями
деятельность становится целенаправленной.
Не достаточно полноценное развитие произвольного
поведения у детей дошкольного возраста
значительно затрудняет процесс усвоения
знаний, формирования учебной деятельности.
Поэтому развитие произвольного поведения
у детей на протяжении всего дошкольного
возраста является актуальным направлением
работы воспитателей.
Сегодня одной из актуальных
проблем современности становится увеличение
детей с нарушениями речи различной степени
тяжести. При этом большое количество
детей страдают такими тяжёлыми нарушениями
речи, как алалия, дизартрия. Данные нарушения
речи связаны с органическим поражением
головного мозга, при этом нарушается
весь ход психического развития ребёнка.
У детей нарушены мышление, память, внимание,
но также существенно нарушаются волевые
процессы, эмоциональное развитие, произвольное
поведение.
Коррекционная система обучения
и воспитания данного контингента детей
направлена на формирование правильного
звукопроизношения, развитие лексического
и грамматического строя языка, на развитие
связной речи, развитие дыхания, но в современной
системе коррекционной работы не рассмотрено
направление по развитию произвольного
поведения детей с нарушениями речи. Отсюда
возникают противоречия: между необходимостью
развития произвольного поведения детей
с нарушением речи и слабой разработкой
данного направления в работах исследователей.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования:
каково влияние регулирующей функции
речи на развитие произвольного поведения
у детей с нарушением речи.
Цель исследования: выявить особенности влияния регулирующей
функции речи на развитие произвольного
поведения у детей с нарушением речи.
Объект исследования: развитие произвольного поведения у
детей с нарушением речи.
Предмет исследования: регулирующая функция речи и её влияние
на развитие произвольного поведения
дошкольников.
Гипотеза исследования: мы предположили, что регулирующая функция
речи влияет на развитие произвольного
поведения детей дошкольного возраста
с нарушением речи, так как речь позволяет
фиксировать цель, последовательность,
этапы выполнения действий, результаты
действий и поэтому делает возможным управление
своим поведением. Произвольное поведение
зависит от сформированности регулирующей
функции речи.
Задачи исследования:
Изучить теоретические подходы
к проблеме развития произвольного поведения
у детей с нарушением речи.
На основании анализа психолого-педагогических
исследований выявить основные особенности
становления произвольного поведения
у детей в норме и с нарушением речи.
Экспериментально изучить влияние
регулирующей функции речи на развитие
произвольного поведения у детей с нарушением
речи.
Методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования, материалов
научных исследований;
тестирование;
эксперимент;
математические методы обработки
данных эксперимента.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА
РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ
С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
1.1. Развитие произвольного
поведения у детей
Рассмотрение произвольного
поведения у детей дошкольного возраста
начнём с основных определений, составляющий
категориальный аппарат исследования.
Понятие «произвольность» в
психологических исследованиях определено
неоднозначно. Так, ряд учёных (Л.С. Выготский,
В.И. Селиванов, Б.Н. Смирнов и др.) рассматривают
произвольность как волю. Воля является,
по Выготскому, одним из механизмов, позволяющих
человеку управлять собственным поведением,
психическими процессами, мотивацией.
В своих развитых формах произвольная
регуляция опосредована искусственными
знаками и осуществляется путем объединения
различных психических функций в единую
функциональную систему, выполняющую
регуляцию деятельности или какого-либо
психического процесса.
В. И. Селиванов также выделяет,
наряду с побудительной, регулирующую
функцию воли. Для него воля - это способность
человека сознательно регулировать свое
поведение. «...Воля есть регулирующая
функция мозга, - пишет он, - выраженная
в способности человека сознательно управлять
собой и своей деятельностью, руководствуясь
определенными побуждениями и целями».
По Л. М. Веккеру (1957), воля есть
высшая форма произвольной регуляции
поведения, а именно та, при которой регуляция
осуществляется на основе критерия интеллектуальной,
эмоционально-нравственной и общесоциальной
ценности того или иного действия. Необходимость
волевой регуляции этот исследователь
связывает с потребностью в переводе регуляции
на личностный уровень.
Регулирующую роль воли отмечали
также А. Ц. Пуни (1966), Б. Н. Смирнов (1983), П.А.
Рудик (1945, 1962), Н. П. Рапохин (1981), М. Брихцин
(1989) и другие.
Р. Мэй (1974) характеризует волю
как категорию, определяющую способность
личности организовывать свое поведение
таким образом, чтобы совершалось движение
к заданной цели, в заданном направлении.
В отличие от желания воля подразумевает
возможность выбора, несет в себе черты
личностной зрелости и требует развитого
самосознания.
В. К. Калин считает, что исследования
феномена воли в рамках анализа предметного
действия не привели к успеху в раскрытии
сущности воли. По его мнению, специфику
понятия воли нельзя выделить и при анализе
мотивации, равно как и при рассмотрении
воли только как механизма преодоления
препятствий. Специфику воли указанный
исследователь видит в регуляции человеком
собственных психических процессов (перестройке
их организации для создания оптимального
режима психической активности) и в перенесении
цели волевых действий с объекта на состояние
самого субъекта. Как и Л. С. Выготский,
В. К. Калин главную задачу воли видит в
том, чтобы обеспечить человеку овладение
своим собственным поведением и психическими
функциями. Это означает, что в воле отражаются самосубъектные отношения,
т. е. активность человека, направленная
не на внешний мир или на других людей,
а на самого себя.
В. К. Калин дает следующее ее
развернутое определение: «Волевая регуляция
(процессуальный аспект воли) есть сознательное,
опосредованное целями и мотивами предметной
деятельности создание состояния оптимальной
мобилизованности, оптимального режима
активности и концентрирование этой активности
в нужном направлении, т. е. выбор и реализация
субъектом деятельности наилучшего способа
(формы) преобразования исходной актуальной
функциональной организации психики в
необходимую, адекватную целям и условиям
деятельности, позволяющую достичь наибольшей
ее эффективности» (1989). Это, говоря другими
словами, процесс самоорганизации психики
для достижения цели наиболее эффективным
способом.
В сознании большинства людей,
несведущих в психологии, слово «воля»
выступает как синоним волевой регуляции,
т. е. способности человека преодолевать
возникающие затруднения. Однако и многие
психологи понимают волю только как психологический
механизм, способствующий преодолению
препятствий. К. Н. Корнилов, в связи с этим,
утверждает, что о воле человека судят
прежде всего по тому, насколько он способен
справляться с трудностями. Аналогичное
понимание воли можно найти и в других
публикациях. Например, по Б. Н. Смирнову
(1984), воля в единстве с разумом и чувствами
регулирует поведение и деятельность в затрудненных условиях; по
П. А. Рудику (1967), воля - способность человека
действовать в направлении сознательно
поставленной цели,преодолевая при
этом внутренние препятствия; в «Психологическом
словаре» (1983) воля определяется как способность
действовать в соответствии с целью, подавляя непосредственные
желания и стремления. В приведенных
выше определениях воля является синонимом
волевой регуляции, функция которой
- преодоление трудностей и препятствий.
При рассмотрении понятия воля
необходимо разграничить понятия волевая регуляция и произвольное управление.
С моей точки зрения, волевая регуляция
не тождественна произвольному управлению.
Очевидно, что термину «управление» соответствует
воля в широком понимании - связанная с
тем, что называют произвольной регуляцией,
а термину «регуляция» - узкое понимание
воли, соотносящееся с проявлением «силы
воли», волевых качеств, используемых
для удержания поведения человека в пределах
норм, правил, необходимых параметров
функционирования при наличии препятствий,
затруднений.
Таким образом, произвольное
управление и волевая регуляция - это не
совершенно независимые психологические
феномены, а такие, которые соотносятся
как целое и его часть.
Таким образом, произвольное
управление, являясь более общим феноменом,
организует произвольное поведение, реализуемое
через произвольные, т. е. мотивированные
(сознательные, преднамеренные) действия.
Волевая же регуляция, являясь разновидностью
произвольного управления, реализуется
через разновидность произвольных действий
- волевые действия, для которых более
существенным становится проявление волевых
усилий и которые соотносятся с волевым
поведением.
По определению Д.Б. Эльконина,
произвольность – это самоуправление
своим поведением с помощью сознания,
которое предполагает самостоятельность
человека не только в принятии решения
(свобода воли), но и в инициации действий,
их осуществлении и контроле.. Проихвольность
является одним из свойств, присущих произвольному
поведению.
Воля как самоуправление поведением
с помощью сознания включает в себя самодетерминацию,
самоинициацию и самоторможение действий,
самоконтроль (как за своими действиями,
так и за своим состоянием, эмоциями), самомобилизацию
и самостимуляцию. В соответствии с таким
пониманием общая функциональная структура
произвольного управления (воли в широком
понимании) выглядит так (рис. 1).
Рис. 1. Функциональная структура произвольного
управления
Самодетерминация – мотивационный
процесс, направленный на формирование
намерения и основания действия личности.
Основанием для волевого дейсвия будет
ценный для человека мотив, который определяет
поведение человека.
Самоинициация – сознательный
запуск волевого действия с помощью волевого
импульса (волевого усилия), который усиливает
один из альтернативных мотивов.
Самоторможение – торможение
непроизвольных проявлений с помощью
волевого импульса (волевого) усилия.
Самоконтроль - осознание и
оценка субъектом собственных действий,
психических процессов и состояний. Самоконтроль
является одной из форм самоуправления
и саморегуляции. У многих зарубежных
авторов понятие «самоконтроль» заменяет
понятие «воля».
Самомобилизация – сознательный
процесс вызывающий и поддерживающий
состояние мобилизационной готовности.
Мобилизационная готовность – это довольно
устойчивое, длящееся от нескольких часов
до нескольких дней, отражающее возникновение
целевой доминанты, направляющей сознание
человека на достижение высокого результата,
и готовность бороться с любыми трудностями
во время предстоящей деятельности. Это
готовность проявить максимум волевых
усилий, не допустить развития неблагоприятного
эмоционального состояния, направить
сознание на переживание значимости предстоящей
деятельности и ожидание успеха или неудачи,
а на контроль своих действий. Данное состояние
отражает самонастраивание не полную
мобилизацию своих возможностей, причем
именно тех, которые обеспечивают достижение
результата в данном виде деятельности.
Самостимуляция – актуализация
волевого усилия с помощью самоприказа,
самоободрения и т. п.
Все эти сложные психофизиологические
процессы участвуют в произвольном управлении.
Произвольное управление является
интегральным психофизиологическим процессом,
поскольку оно, с одной стороны, включает
помимо волевого усилия ряд других психологических
феноменов: мотивы (желания, долженствование),
интеллектуальную активность, нравственную
сферу личности, но, с другой стороны, базируется
на физиологических процессах и особенностях
их протекания (свойствах нервной системы).