Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 13:51, контрольная работа
1. Сущность и структура воспитательной системы школы. Понятие о гуманистической воспитательной системе.
2. Этапы становления воспитательной системы, критерии ее эффективности.
3. Анализ опыта создания воспитательных систем.
4. Гуманистические воспитательные технологии.
Гуманистические воспитательные системы и технологии
1. Сущность и
структура воспитательной
2. Этапы становления
воспитательной системы,
3. Анализ опыта создания воспитательных систем.
4. Гуманистические воспитательные технологии.
1. Сущность
и структура воспитательной
Важным выводом современной педагогической науки является утверждение о том, что эффективным процесса воспитания может быть только в рамках организованной воспитательной системы школы или другого образователъного учреждения. Рассмотрим некоторые существующие подходы к определению этого понятия.
Воспитательная система школы — это:
Воспитательная система школы может быть авторитарной или гуманистической. Ведущая педагогическая идеягуманистической воспитательной системы — ориентация на личность человека, на развитие его способностей, на создание условий для саморазвития, самореализации в атмосфере защищенности и педагогической поддержки.
В теории воспитательных систем (системного построения процесса воспитания) выделены признаки гуманистических воспитательных систем, а также решен вопрос о структуре воспитательной системы школы (образовательного учреждения)
Признаки гуманистических воспитательных систем
Структура воспитательной системы школы
1. Теоретическая концепция (совокупность педагогических идей), для реализации которой создается воспитательная система;
2 Субъекты деятельности как ее участники и организаторы;
3. Развитые формы общения и гуманистические отношения;
4. Управление системой, обеспечивающее интеграцию всех компонентов в целостную систему, а также eе развитие;
5. Содержание системы (научные знания, информация, ценности, достижения культуры и т. п.), в том числе системообразующая, творческая, коллективная и личностно-значимая деятельность в сфере учения, труда, досуга и т. д.;
6. Внутренняя и внешняя среда системы, освоенная ее субъектами.
В основе создания любой воспитательной системы лежит теоретическая концепция, включающая цели, задачи, принципы, ведущие идеи, теории, положительный педагогический опыт. Теоретическая концепция реализуется через содержание, организацию, управление воспитательной системой, а также через общение и отношения между субъектами воспитательной системы. Воспитательная система проявляет свою целостность во взаимоотношении с социумом, то есть с микро- и макросредой. Содержание системообразующей деятельности в каждой школе различно. Это может быть, например, разнообразная познавательная, исследовательская деятельность в разных сферах науки и культуры, краеведение, техническое или художественное творчество, спортивная деятельность и т. п. Воспитательная система школы создается усилиями всех участников педагогического процесса учителями, учащимися, родителями, учеными, представителями производства, спонсорами и др.
Воспитательная система не статичное, а динамичное явление, поэтому для ее успешного создания и управления необходимо знать механизмы ее развития. Создание системы связано, с одной стороны, со стремлением участников и организаторов к упорядоченности компонентов, к целостности и интеграции, а с другой стороны с тенденцией к росту независимости различных элементов системы, нарушению взаимодействия между ними, то есть к дезинтеграции. Например, интеграция может проявляться в сплочении коллектива, установлении устойчивых межличностных отношений, в стандартизации ситуаций, в развитии духовно-нравственных ценностей, в создании и преобразовании материальных элементов системы и т. п. Дезинтеграция может выражаться в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, проявлении ситуаций, противоречащих принятым нормам и ценностям, в разрушении материальных элементов системы и т. п. Разрешение противоречий между процессами интеграции и дезинтеграции является движущей силой развития воспитательной системы.
2. Этапы становления
воспитательной системы,
На основе анализа процесса развития конкретных воспитательных систем выделили четыре этапа, которые проходит воспитательная система школы в ходе своего развития.
Согласно концепции А. М. Сидоркина, в результате кризиса воспитательной системы могут произойти: смена ведущих видов деятельности, способствующая восстановлению целостности системы и приводящая к новому этапу ее развития; возникновение на базе прежней воспитательной системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы; исчезновение системы, связанное с разрушением всех основных связей и форм при отсутствии нового витка развития.
Таким образом, в развитии воспитательной системы выделяются этапы становления, стабильного развития, кризисного периода, возможного обновления системы или ее «умирания».
Этапы развития воспитательной системы соотносятся со стадиями развития школьного коллектива, который является ядром (центром) воспитательной системы. Например, на этапе становления системы происходит и становление коллектива. По определению Л. И. Новиковой,школьный коллектив — это дифференцированное единство разнотипных коллективов: классов, групп продленного дня, производственных групп, детских и юношеских общественных объединений, клубов, разновозрастных, временных или ситуативных групп. Коллектив включает также объединения воспитателей: педагогический коллектив, методические комиссии, проблемные группы, совет школы, родительский комитет, попечительский совет, советы содействия школе предприятиях и т. п.), спонсоров и других. Ученический коллектив выступает субъектом воспитания по отношению к членам коллектива; от его общественного мнения, ценностных ориентации, психологического юта и других характеристик зависит влияние воспитательной системы на школьников.
Важным аспектом проблемы воспитательных систем является идея создания единого воспитательного пространства, то есть целенаправленного освоения школой окружающей среды. Это делает школу «открытой воспитательной системой». Средовой подход в теории воспитательных систем определятся как совокупность теоретических положений и действий со средой, превращающих ее в средство управления процессами формирования личности ребенка (М. Б. Чернова). Каждая воспитательная система находит свойственную ей связь с окружающей социальной и природной средой, расширяя диапазон возможностей воспитательного влияния на личность. Воспитательная система способна стать центром воспитания в школе и социуме.
Этапы:
I этап Становление воспитательной системы. Осуществляется разработка теоретической концепции, моделируется структура воспитательной системы, устанавливаются связи между компонентами.
II этап Отработка системы. Происходит развитие коллектива, органов соуправления и самоуправления, утверждаются избранные школой системообразующие виды деятельности, укрепляются традиции, отрабатываются наиболее эффективные формы и методы воспитания, педагогические технологии. Главными методами развития воспитательной системы становятся методы организации разносторонней деятельности, опыта общественного поведения, стимулирования и мотивации деятельности и поведения. Школа стремится занять позицию референтной группы для школьников.
III этап Окончательное оформление системы. Школьный коллектив — содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества и сотворчества. Усиливается внимание коллектива к каждой личности. Идет интенсивная интеграция учебно-познавательной и внеурочной воспитательной деятельности. Внимание сосредоточивается на методах самовоспитания и перевоспитания, самоуправления, саморазвития, самооценки, происходит накопление традиций и передачи их от поколения к поколению. Идет освоение и педагогизация окружающей среды. Среди педагогов утверждается ценность творчества, интерес к науке
IV этап Обновление, перестройка системы
Этот этап может быть связан с кризисным периодом в развитии системы. Кризис воспитательной системы вызывается, например, усталостью в коллективе, остановкой в совершенствовании деятельности, дефицитом новизны, творчества и т. п. Для сохранения системы необходимы: усложнение целей и задач, смена ведущей деятельности, ее содержания и методов с учетом социальной ситуации при сохранении теоретической концепции школы. Обновление воспитательной системы идет на основе инноваций, развития творчества, изменения организации управления в направлении развития демократизации и гуманизации
Процесс становления и функционирования воспитательной системы происходит благодаря целенаправленным управленческим действиям по ее развитию. Концепция управления воспитательными системами разработана А. Караковским. По его мнению, воспитательная система школы должна быть специальной и основной целью коллектива педагогов. Создавая воспитательную систему, необходимо изучить воспитательный потенциал школы, семьи, микрорайона, профессиональный уровень воспитателей, особенности контингента учащихся. Важно на каждом этапе развития системы наметить цель с учетом потребностей коллектива и возможностей их реализации также правильно выбрать системообразующую деятельность. Управленческая деятельность невозможна без изучения и оценки эффективности воспитательной системы. Условно выделяют критерии эффективности воспитательной системы на две группы: критерии факта и критерии качества.
Критерии факта помогают ответить на вопрос, есть в школе воспитательная система или ее нет; критерии качества позволяют сформировать представление об уровне развития воспитательной системы и ее эффективности
Информация о работе Гуманистические воспитательные системы и технологии