Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2014 в 16:46, курсовая работа
Техника его выстраивания педагогически грамотным воспитателем определяются его фундаментальными, основополагающими характеристиками. Основные из них таковы:диагностичность, противоречность, целенаправленность, систематичность, вариативность, оптимистичность.
1. Движущие силы и логика воспитательного процесса? ...................................2 - 6 стр.
2. Основные понятия. …………………………………………………………………….7 стр.
3. Задания для самостоятельной работы. ……………………………………………8 стр.
4. Литература. ……………………………………………………………………………..9 стр.
План:
Движущие силы и логика воспитательного процесса.
Техника его выстраивания
педагогически грамотным
ДИАЛЕКТИЧНОСТЬ
В воспитательном процессе
переплетены и
Диалектичность воспитания
проявляется в непрерывном
Диагностичность процесса воспитания
проявляется в его
ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ
Общефилософский закон единства и борьбы противоположностей определяет противоречия как источник и движущую силу развития - человека (школьника), детского коллектива, содержания и методики воспитательного процесса.
Внутреннее это противоречия, порождённые конфликтом противоположных сторон внутри самого человека: между возрастающими требованиями к самому себе и потенциальными возможностями его.
Внешние противоречия, порожденные взаимодействием человека с окружающим миром.
Общие (универсальные) противор
Индивидуальные противоречия, обусловленные конкретной ситуацией развития каждого человека. На разрешение этих противоречий построен практически весь процесс самовоспитания: не мог - теперь могу, не умел - теперь умею, не знал - теперь знаю…
Воспитание как общественное явление представляет собой организационную часть всей общественной жизни. Поэтому его противоречия являются отражением более общих противоречий общественной жизни. Вместе с тем воспитание обладает собственными, специфическими, присущими только ему противоречиями.
Общественное противоречие,
возникающее в результате развития
производительных сил закосневшими
и устаревшими
Проявляется в общественном
воспитании виде упрочнения консервативных
подходов к подготовке подрастающего
поколения. Организация общественной
жизни и подготовки производительных
сил в нашем обществе на основе
исключительно государственной
собственности привела к
Противоречие возникает на стыке требований жизни и уровня готовности детей к участию в общественной жизни и производства
Осмысление требований к
жизни, приведение содержания к организации
воспитания в соответствие с этими
требованиями запаздывает, задерживается,
отстаёт от бурного развития научно-технического
процесса. По мере углубления этого
противоречия необходимо своевременно
подмечать и устранять
Противоречии воспитания
образуются между огромными, неорганическими
возможностями развития человеческой
природы, заложенными в ней
Авторитарные общества, сковывающие
свободу, губят таланты, уродуют
людей, превращая их в услужливых
чиновников и нерасторопных бюрократов,
в придаток к мещане, в звено
производственного процесса, в винтик
общественной жизни. Демократическое
общество по мере развития материально-технической
базы, совершенствования всего
Противоречие воспитания обнаруживается между активно-деятельной природой ребёнка, его стремлением к участию в общественной жизни, деятельности, многообразных отношениях, общении и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального, действенного участия в жизненном процессе, его природной и социальной незрелостью
Это противоречие является
реальной движущей силой, стимулом для
детей к познанию, к активному
участию в воспитательном процессе.
Оно обуславливает положение
ребёнка в образовательно-
ЗАКОН КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ - интерпретируется в теории воспитания так: отражая логику и механизм развития воспитанника, количественные изменения в физическом, психическом и социальном становлении в ходе воспитания приводят к существенным качественным изменениям отдельных свойств в личности и целом. Так, включенный в позитивную воспитательную деятельность трудный подросток начинает проявлять трудолюбие, чувство долга, товарищество, целеустремлённость.
ЗАКОН ДВОЙНОГО ОТРИЦАНИЯ характеризует направление процесса развития личности и коллектива, единство поступательности и преемственности, возникновение нового и относительной повторяемости старого. Хорошо видны проявления этого закона, например, при использовании воспитателем логики превращения соуправления в детском коллективе подлинное самоуправление детского коллектива, новых форм воспитания, традиционных дел в классе, становление более «взрослых» и качественно более высоких норм отношений «педагог воспитанник» (от организации и контроля педагогом всех дел к самостоятельности детей).
Как и любой процесс, воспитание
развивается от простых форм, методов
и процессов, технологий и техник
к более сложным благодаря
умелому использованию
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТЬ
На протяжении всей истории человечества существовали различные подходы к воспитанию. Существовало и существует много точек зрения и концепций воспитания. Они разнообразны и разноплановы. Но все их можно объединить в две группы:
Формирование личности, управле
Гуманистическое, обращённое к
Любая воспитательная цель имеет как бы две стороны: цель воспитателя - подарить ребёнку всю прелесть и глубину окружающего мира, ориентировать его в системе ценностных отношений к нему; а цель воспитанника - продуктивное присвоение этих ценностей, саморегуляция своих потенциальных возможностей. Но растущий человек обладает меньшим запасом знаний и меньшим жизненным опытом. И поэтому его миропринятие нуждается в корректировке, в выращивание системы ценностей подлинных и в отказе (добровольно!) от ценностей мнимых.
Имея в виду основные ценности сегодняшнего дня, принято считать, что цель современного воспитательного процесса - «человек свободный», «культурный», «человек мыслящий».
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ
Научные исследования и многовековая практика воспитания детей показали, что процесс воспитания эффективен лишь тогда, когда он систематичен, когда все элементы отлажены и включены в процесс взаимодействия. Назовём некоторые эффективные педагогические системы взаимодействия: «школа как воспитательная система», «система методов и педагогических приёмов», «система ученического самоуправления» и т. д.
ВАРИАТИВНОСТЬ
«Человек постоянно делает выбор из массы существующих возможностей, которая из них будет обречена на несуществование, а какая будет актуализирована».
(австралийский психотерапевт В. Франкл)
Так, организуя диалектический
процесс воспитания, педагог постоянно
стоит перед выбором: парадигм воспитания,
концептуальных идей стратегических и
тактических задач, средств, методов
и приёмов их наиболее эффективной
реализации; определённых педагогических
технологий и организационных форм.
Знамением нашего времени стала
тенденция роста количества (и
качества) авторских концепций
Делая выбор между «лучше - хуже», «прекрасно - безобразно», «добро - зло», «можно - нельзя»»… педагог, как любой человек, неизменно сталкивается с проблемой «здравого смысла» и постулатами науки о воспитании. Парадоксально, но много-много позитивных последствий иногда приводят к негативному результату: любимое, но балованное дитя, вырастает эгоистом; гора развивающих игрушек - и равнодушие к игре. Почему так?
В психологии есть психологии теория ассимиляции. Она-то и поможет вдумчивому педагогу сделать выбор средств, методов и приёмов, и так их инструментовать, чтобы позитивные, и негативные воздействия окружающего мира позитивно влияли на развитие ребёнка, формируя ОТНОШЕНИЕ: к позитивному - позитивное приятие их, а к негативному - отторжение, неприятие.
Знание этих законов поможет правильно выстроить логику воспитания, учитывая воздействия среды.
ОПТИМИЗМ
Процесс воспитания логично
строиться как процесс оптимист
Мир чудесный, радостный, но и противоречивый - бывает трудным, непонятным и порой жестоким. В миссию воспитания входит научить ребёнка жизни. Для этого необходимо создать условия, в которых бы дети жили и развивались, оптимистичным видением и приятием окружающего мира и себя самого в этом мире. И лишь на фоне оптимизма и любви к жизни растущего человека можно научить и приучить преодолевать жизненные трудности, препятствия, лишения.
В практике нашей воспитательной работы сложилось пять точек опоры: они и цель воспитания (кстати, доступная восприятию и пониманию детей любого возраста), и средство, и содержание воспитания, и процесс (происходит на протяжении всей жизни), и результаты воспитания (качество и воспитания). Эти пять точек опоры таковы: природа, культура, дело, окружающие люди, «Я сам(а)» - как наивысшая ценность.
ЗАКОНОМЕРНОСТИ ВОСПИТАНИЯ.
Воспитание – процесс сознательного развития
личности, разносторонне образованного
и гармонически развитого человека. Хотя
главная цель воспитания выглядит как
воздействие одного на другого, воспитание
необходимо первым делом самому воспитуемому.
Под общими закономерностями воспитательного
процесса мы понимаем те существенные
внешние и внутренние связи, от которых
зависит направленность процесса и успешность
достижения педагогических целей.
^ Первая
закономерность. Воспитание ребенка совершается
только на основе активности самого ребенка
во взаимодействии его с окружающей социальной
средой.
^ Вторая
закономерность. Единство образования и воспитания.
Образование направлено на формирование
общей культуры человека.
Третья закономерность. Целостность воспитательных
влияний, которая обеспечивается единством
декларируемых социальных установок и
реальных действий педагога (отсутствие
такого единства характеризуется тем,
что он утверждает одно, а делает другое,
призывает к активности, а проявляет пассивность
и т. п.), непротиворечивостью педагогических
требований, предъявляемых к ребенку всеми
субъектами воспитания учащихся.
Логика воспитательного процесса.
А. С. Макаренко сформулировал основные положения педагогические логики - логики организации и развития педагогического процесса.
«Ни одно действие педагога не должно стоять в стороне от поставленных целей.
Никакое педагогическое средство
не может быть объявлено постоянным
- всегда полезным либо вредным, действующим
всегда точно; отдельное средство может
быть и положительным и
Информация о работе Движущие силы и логика воспитательного процесса