Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:29, контрольная работа
Благодаря современным методам исследования у части детей с разными нарушениями развития кроме основного дефекта удается установить наличие одного или даже двух дополнительных нарушений, значительно усложняющих психическое развитие ребенка. У большинства детей, обучающихся в специальных школах разного вида, выявляют осложненный или сложный тип нарушений; так, многие дети с выраженной умственной отсталостью имеют множественные нарушения.
1. Определите понятия «дети со сложными нарушениями развития»; «осложненные нарушения развития».
2. Приведите примеры возможных сочетаний нарушений у детей со сложными нарушениями развития.
3. В чем заключаются особенности клинико-психолого-педагогического изучения детей со сложными нарушениями развития?
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ СОЦИАЛЬНО-
КАФЕДРА Логопедии
Дисциплина: «ППД»
Контрольная работа № 11
тема
Студентки 4 курса
Пиюренко Т. А.
Москва, 2013
Контрольная работа 11:
1. Определите понятия «дети
со сложными нарушениями
2. Приведите примеры возможных
сочетаний нарушений у детей
со сложными нарушениями
3. В чем заключаются
особенности клинико-психолого-
Благодаря современным методам
исследования у части детей с
разными нарушениями развития кроме
основного дефекта удается
Сложными нарушениями развития называют наличие двух или более выраженных первичных нарушений у одного ребенка. При этом первичные нарушения, входящие в состав сложного дефекта, связаны с повреждением разных систем организма.
Так, могут сочетаться выраженные нарушения:
Именно эти достаточно выраженные комплексные нарушения развития должны диагностироваться у детей как сложные виды нарушений как можно раньше. Именно по отношению к этим детям необходимо понимать, что сочетание таких дефектов у одного ребенка дает особую картину нарушений психического развития, которая требует особой коррекционной помощи.
Однако только один вид сложного дефекта — сочетание нарушений зрения и слуха у одного ребенка, который принято относить к слепоглухоте, можно считать достаточно изученным, и только по отношению к этим детям разработаны специальные программы и методы обучения.
В настоящее время выделяются группы детей со сложным дефектом:
Одновременное поражение нескольких
функций внутри одной системы
организма как результат
Например, результатом перинатального
поражения ЦНС может стать
сочетание ликвородинамических, двигательных
и поведенческих расстройств, которые
могут рассматриваться как
Исходя из этого, дискуссионной проблемой остается отнесение к сложному дефекту тех видов глубокого органического поражения ЦНС, следствием которого является глубокое отставание в умственном развитии, осложненное сенсорными, двигательными и речевыми нарушениями как результат недоразвития или локального поражения ряда областей коры головного мозга ребенка. Эти случаи часто относят к множественному виду нарушений.
Для своевременной диагностики
сложного и множественного нарушения
развития требуется комплексное
клинико-психолого-педагогическ
Единая комплексная программа обследования детей с выраженным нарушением в психическом развитии должна включать:
Медицинское или клиническое обследование должно проводиться с участием врачей разных специальностей (педиатра, невролога, психиатра, офтальмолога, отоларинголога и генетика), с учетом данных лабораторных (биохимических), рентгенологического (компьютерная томография и МРТ) и других исследований. Для своевременной диагностики сложных нарушений развития у ребенка очень важны знания о причинах, которые могут привести к поражению сразу нескольких систем организма человека. Анализируя причины первичного нарушения у ребенка, принято обсуждать вероятность его наследственного либо экзогенного происхождения. Сложное и множественное нарушение развития у ребенка может быть вызвано одной или двумя причинами, разными по происхождению. Например, один дефект может иметь генетическое, а другой — экзогенное происхождение; каждый из дефектов может иметь причиной разные экзогении и т. д.
В случае сложного нарушения развития, когда у ребенка имеется два первичных дефекта, можно рассматривать шесть разных нозологических вариантов:
1) первый дефект имеет
2) первый дефект имеет экзогенное, а второй генетическое происхождение;
3) оба дефекта обусловлены
4) оба дефекта обусловлены
5) оба дефекта представляют собой разные симптомы одного и того же наследственного синдрома или заболевания;
6) оба дефекта возникли в
Литература
Основная
Басилова Т. А. Психология детей со сложными нарушениями развития // ? Основы социальной психологии / Под ред. Л. В. Кузнецовой. — М., 2002. — С. 374-397.
Мещеряков А. И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. — М., 1974.
Розанова Т. В. Методы прихолого-педагогического изучения глухих детей со сложными дефектами //Дефектология. — 1992. — № 2, 3.
Дополнительная
Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. — 1980. — № 3.