Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 22:14, контрольная работа
Дефектология – (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.
Основной задачей дефектологии является разработка теоретических и прикладных основ системы комплексной – медико-психолого-педагогической – помощи детям различных возрастов с различными нарушениями в развитии.(1)
О детях, имеющих отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля. Тогда такие дети просто уничтожались.
Введение – с. 3
Л. С. Выготский о дефектологии - с. 4-6
Дефектология. История обзор – с. 7-9
Предмет и задачи дефектологии как науки – с. 10- 11
Заключение – с. 12
Список литературы – с. 13
Дефектология как наука о детях с ОПРФ
Содержание
Введение – с. 3
Л. С. Выготский о дефектологии - с. 4-6
Дефектология. История обзор – с. 7-9
Предмет и задачи дефектологии как науки – с. 10- 11
Заключение – с. 12
Список литературы – с. 13
Введение
Дефектология
– (от лат. defectus – недостаток и греч. logos
– слово, учение) наука о закономерностях
и особенностях развития детей с физическими
и психическими нарушениями, о принципах,
методах, формах организации их воспитания
и обучения.
Основной задачей дефектологии является
разработка теоретических и прикладных
основ системы комплексной – медико-психолого-
О детях, имеющих отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля. Тогда такие дети просто уничтожались.
В дальнейшем, с развитием медицины, стали вставать и вопросы помощи таким детям. Большой вклад в развитие данного направления внесли ученые того времени, такие, как французский врач-психиатр Филипп Пинель, его ученик Жан-Этьен-Доминик Эскироль, Жан Итар.
В России вопросами, связанными со слабоумными детьми, занимались И. В. и Е. X. Маляревские, Е. К. Грачева и др.
Большой вклад в развитие дефектологической науки внесли Т. А. Власова, Д. И. Азбукин, В. М. Бехтерев, В. П. Сербский и многие другие современные ученые.(3; 3)
Л.
С. Выготский о дефектологии
Еще недавно вся та область теоретического знания и научно-практической работы, которую мы условно называем общим именем "дефектология", считалась чем-то вроде малой педагогики, наподобие того, как медицина выделяет малую хирургию. Все проблемы в этой области ставились и решались как проблемы количественные.
Практическая дефектология избрала наиболее легкий путь числа и меры и пыталась осознать себя как малую педагогику.
Если в теории проблема сводилась к количественно ограниченному, уменьшенному в пропорциях развитию, то на практике, естественно, была выдвинута идея сокращенного и замедленного обучения.
Чисто арифметическая концепция дефективности — характерная черта отживающей, старой дефектологии. Реакция против этого количественного подхода ко всем проблемам теории и практики составляет самую существенную черту дефектологии современной. Борьба двух дефектологических мировоззрений, двух полярных идей, двух принципов составляет живое содержание того благотворного кризиса, который переживает сейчас эта область научного знания.
Представление о дефективности как о чисто количественной ограниченности развития, несомненно, находится в идейном родстве со своеобразной теорией педологического преформизма, согласно которой внеутробное развитие ребенка сводится исключительно к количественному нарастанию и увеличению органических и психологических функций. Дефектология проделывает сейчас идейную работу, похожую на ту, которую в свое время проделали педагогика и детская психология, когда они защищали положение: ребенок не есть маленький взрослый. Дефектология борется сейчас за основной тезис, в защите которого видит единственный залог своего существования как науки, именно тезис, гласящий: ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не есть просто менее развитой, чем его нормальные сверстники, ребенок, но иначе развитой.
Мы никогда не получим по методу вычитания психологии слепого ребенка, если из психологии зрячего вычтем зрительное восприятие и все, что с ним связано. Точно так же и глухой ребенок не есть нормальный ребенок минус слух и речь. Дефектология сейчас овладевает сходной идеей. Как ребенок на каждой ступени развития, в каждой его фазе представляет качественное своеобразие, специфическую структуру организма и личности, так точно дефективный ребенок представляет качественно отличный, своеобразный тип развития. Как из кислорода и водорода возникает не смесь газов, а вода, так же, личность слабоумного ребенка есть нечто качественно иное, чем просто сумма недоразвитых функций и свойств.
Специфичность органической и психологической структуры, тип развития и личности, а не количественные пропорции отличают слабоумного ребенка от нормального.
Есть, действительно, полное соответствие между своеобразием каждой возрастной ступени в развитии ребенка и. своеобразием различных типов развития. Как переход от ползания к вертикальной походке и от лепета к речи есть метаморфоза, качественное превращение одной формы в другую, так речь глухонемого ребенка и мышление имбецила суть качественно иные функции по сравнению с мышлением и речью нормальных детей.
Только
с идеей качественного
Было бы, однако, величайшей ошибкой думать, что с нахождением этой идеи методологическое оформление новой дефектологии закончено. Напротив, оно лишь начинается. Как только определяется возможность особого вида научного знания, так сейчас же возникает тенденция к его философскому обоснованию. Поиски философской основы — чрезвычайно характерная черта современной дефектологии и показатель ее научной зрелости. Как только утверждено своеобразие изучаемого дефектологией мира явлений, так сейчас же возникает вопрос о принципах и способах познания и изучения этого своеобразия, т. е. проблема философская.
Помимо
тенденции к философскому оформлению,
перед современной
Дефектология
имеет свой, особый объект изучения;
она должна овладеть им. Процессы детского
развития, изучаемые ею, представляют
огромное многообразие форм, почти безграничное
количество различных типов. Наука должна
овладеть этим своеобразием и объяснить
его, установить циклы и метаморфозы развития,
его диспропорции и перемещающиеся центры,
открыть законы многообразия. Далее встают
проблемы практические: как овладеть законами
этого развития.(1)
Дефектология. История обзор
Появление
и закрепление термина «
В
СССР с 1936 г., после известного постановления
«О педологических извращениях в
системе наркомпросов», педология
и все, связанное с ней, были уничтожены
(педологическая специальность, учебники
и научные работы), репрессированы
выдающиеся ученые. Труды Л. С. Выготского,
например, были запрещены почти на 30 лет.
Дефектология была отделена
от педологии, но в отличие от нее проблемное
поле дефектологии осталось почти нетронутым
репрессиями. На протяжении более полувека
в структуре дефектологии, практически
закрытой по идеологическим причинам
отрасли педагогического знания, продолжали
свое развитие те самостоятельные сферы
психологического знания (специальная
психология, психодиагностика), социальная
педагогика профориентация и др., развитие
которых было приостановлено в соответствующих
научных отраслях. Дефектология защитила
и сохранила, как сопутствующие ей, эти
и другие направления, начавшие развиваться
в педагогике и психологии в 20—З0 - е гг.
На рубеже 80-х и 90-х гг., с изменениями в социально-политической жизни страны, сущностный смысл термина «дефектология» был утрачен. Из «науки о дефектах» дефектология превратилась по сути в самостоятельную отрасль педагогического знания, опирающегося на ряд смежных научных отраслей, и в первую очередь на медицину и специальную психологию. Отпала необходимость защиты, сохранения развития указанных выше научных направлений в одной структуре. (3; 10-11).
Ведущим и на долгие годы
единственным в России научно-
Исключительную
роль в создании и закреплении
интегративного характера и целостности
дефектологии сыграли работы Л.С.Выготского,
в которых уже 30-х гг. 20 века были
сформулированы и обоснованы общие
для всех разделов дефектологии (сурдо-,
тифло- и др.) положения о природе и сущности
аномального развития, основанные на культурно-исторической
теории развития высших психических функций
(см. Специальная психология, Нарушения
в психо-физическом развитии у детей).
В процессе развития дефектология
систематически расширяла сферу своих
исследований. Если исходно предметом
внимания дефектологии являлись дети
с выраженными и легко определяемыми нарушениями
в развитии (слепота, глухота), то на последующих
этапах развития дефектологии изучались
дети с менее выраженными трудностями,
а именно слабовидящие, слабослышащие,
дети с речевыми нарушениями, задержкой
психического развития, двигательными
нарушениями.
Со временем в дефектологии выделяются
и специальные разделы, охватывающие вопросы
воспитания и обучения детей со сложными
нарушениями (слепоглухих, слабовидящих
глухих, слепых и глухих детей с интеллектуальными
нарушениями). Начинаются исследования
детей с ранним детским аутизмом, с тяжелыми
двигательными нарушениями, с выраженными
нарушениями интеллекта. Разворачиваются
исследования детей дошкольного возрастая
Результаты дефектологических
Предмет и задачи дефектологии как науки
Предметом изучения дефектологии являются дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.
В задачу дефектологии входит выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций и изучение социально-педагогических условий жизни ребенка.
Одним из основных направлений развития современной дефектологии является единство педагогического процесса (воспитание, образование, обучение). Воспитание представляет собой воздействие одного человека на другого в целях становления личности. Образование основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях. Обучение проходит под руководством подготовленного человека, который призван проводить воспитательный, образовательный и развивающий процессы в рамках дошкольного и школьного обучения.
В основу коррекционно-педагогической деятельности положены специальные педагогические принципы:
1) принцип целенаправленности