Диагностические методики изучения семьи учащихся

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 10:10, курс лекций

Краткое описание

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Вложенные файлы: 1 файл

diagnosticheskiemetodikipoizucheniyusem-i.doc

— 457.50 Кб (Скачать файл)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ

УЧАЩИХСЯ

Классный руководитель при общении с семьями учащихся должен соблюдать определенные правила, а именно:

  • к родителям каждого ребенка нужно проявлять искреннее уважение;
  • общение с родителями ученика должно быть не во вред ему, а во благо;
  • изучение семей учащихся должно быть тактичным и объективным;
  • изучение семей учащихся должно предполагать дальнейшее просвещение родителей и коррекционную работу.

Классный руководитель должен постараться иметь следующую информацию о семье ученика:

  • общие сведения о родителях или людях, их заменяющих;
  • жилищные условия семьи и ее материальная обеспеченность;
  • образовательный уровень семьи, интересы родителей к школе и к жизни ребенка в классном коллективе;
  • уровень педагогической культуры родителей;
  • авторитетность семьи в глазах ребенка;
  • степень значимости воспитательного воздействия родителей на ребенка;
  • семейные традиции, обычаи и ритуалы;
  • положение ребенка в семье (благоприятное, неблагоприятное);
  • воспитательные возможности семьи.

Изучение семей учащихся позволяет педагогу ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.

Для изучения семьи классный руководитель может использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры.

Часто сетуют на то, что родители не хотят посещать собрания, не приходят на встречи с классным руководителем. Но, видимо, не стоит этому удивляться. Очень часто родительские собрания и встречи превращаются в «разбор полетов», на которых унижается человеческое достоинство родителей. Классному руководителю следует помнить - родительское собрание — это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Один из видов практики - это диагностические методики, которые позволяют родителю остаться один на один с серией вопросов и честно признаться себе в том, что получается у него хорошо в воспитании ребенка, а что не очень и требует исправления.

Можно приводить много различных исследований, с помощью которых классный руководитель сможет вызвать у родителей интерес к воспитанию своих детей и желание общаться с классным руководителем, посещать школу, однако главное, чтобы родители усвоили одно очень важное правило, продиктованное жизнью: «Воспитание детей в семье - это обучение их умению обходиться без родителей».

 

        Анкета «Знакомство с родителями»

На первой встрече с родителями можно попросить их ответить на следующие вопросы:

  1. Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребенок?
  2. Каким вы видите классного руководителя своего ребенка?
  3. Каким бы вы хотели видеть класс, в котором предстоит учиться вашему ребенку?
  4. Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в коллективе класса?
  5. Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании  коллектива класса?
  6. Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьезную тревогу и опасения?

Анкета «Перспективы обучения и воспитания ребенка»

  1. С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
  2. Как чувствует себя ваш ребенок в ученическом коллективе?
  3. Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребенка в коллективе? 
    Назовите их.
  4. Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребенка?
  5. Создает ли школа, по вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребенка?
  6. Какую помощь необходимо оказать вашему ребенку для повышения результативности его учебной деятельности?

 

Анкета «Ваш ребенок»

С целью изучения характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно использовать в анкетировании следующие вопросы:

  1. Какие положительные качества характера своего ребенка вы  можете назвать?
  2. Какие отрицательные качества характера вашего ребенка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
  3. Как ведет себя ваш ребенок дома?
  4. Делится ли ваш ребенок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
  5. Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
  6. Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребенка?

 

Методика «Незаконченные предложения»

А)        Эта методика используется для диагностики взаимоотношений родителей и учащихся. Учащиеся и родители дают ответ на одни и те же вопросы, это позволяет определить причины конфликтов во взаимоотношениях детей и родителей. Ни для кого ни секрет, что несовпадение точек зрения, взглядов, убеждений, мнений родителей и детей может привести к конфликтным ситуациям и проблемам в воспитании ребенка.

            Проанализировав ответы учащихся и их родителей, можно использовать их результаты для подготовки и проведения различных внеклассных мероприятий как с родителями, так и с учащимися.

 

Предложения для учащихся:

  • Школа для меня - это...
  • Класс, в котором я учусь - это...
  • Учителя для меня - это люди, которые...
  • Мои одноклассники - это...
  • Уроки для меня - это...
  • Предметы, которые мне нравятся, это...
  • Предметы, которые мне не нравятся, это... 

 Предложения для родителей:

  • Школа, в которой учится мой ребенок, это...
  • Класс, в котором учится мой ребенок, это...
  • Одноклассники моего ребенка - это...

- Выполнение домашних заданий для моего ребенка - это...

  • Учебные предметы, нравящиеся моему ребенку, - это...
  • Предметы, которые не нравятся моему ребенку, это...

 

 

Б)     Для изучения традиций и обычаев семей учащихся, нравственных ценностей семьи можно использовать такие незаконченные предложения.

Для учащихся

  • Я радуюсь, когда...
  • Я огорчаюсь, когда...
  • Я плачу, когда...
  • Я злюсь, когда...

  -  Мне нравится, когда... 
  - Мне не нравится, когда...

  -  Я верю, когда...

  • Если у меня хорошие новости, то я...
  • Если у меня, плохие новости, то я...
  • Если у меня что-то не получается, то я...

 

 

Для родителей

  • Я радуюсь, когда мой ребенок...
  • Я огорчаюсь, когда мой ребенок...
  • Я плачу, когда мой ребенок...
  • Я злюсь, когда ребенок...
  • Мне нравится, когда мой ребенок...
  • Мне не нравится, когда мой ребенок...
  • Я не верю, когда мой ребенок...
  • Я верю, когда говорят, что мой ребенок...
  • Если у моего ребенка хорошие новости, то...
  • Если у моего ребенка плохие новости, то...
  • Если у моего ребенка что-то не получается, то...

Сочинение-размышление

Такая диагностика возможна там, где классный руководитель и родители - единомышленники, объединенные единой целью - сделать жизнь учащихся и в школе, и в семье теплее, лучше, добрее. Темы размышления могут быть самыми разнообразными. Главное - родители и дети должны быть искренними в своих размышлениях.

Темы подобных сочинений для детей и родителей могут быть следующими:

«Быть отцом (матерью) взрослой дочери (сына) это...»,

«Мой дом - моя крепость?!»,

«Моя будущая семья... Какой ей быть?»,

«За что я люблю своих родителей»,

«Радости моего дома»,

«Люди, без которых моя жизнь была бы невозможна»,

«Праздники и будни моей семьи»,

«Истории и предания моего рода»,

«Самый печальный день в жизни моей семьи»,

«Советы родителям по воспитанию детей»,

«Законы жизни семьи» и др.

Такие сочинения-размышления заставляют родителей по-новому взглянуть на своих детей, на их отношение к жизни, к своей семье, позволяют предположить, с какими проблемами могут столкнуться их дети в будущем.

Тест «Я - родитель, я - приятель?!»

На вопросы этого теста предлагается ответить родителям.

1. Вы смотрите по телевизору фильм, но ваш ребенок требует переключить на другую программу: там выступают рок-музыканты. 
Как вы поступите?

а) выполните просьбу и смотрите передачу вместе;

б) просите подождать, так как фильм скоро закончится;

в) не обращаете внимания на просьбу ребенка;

г) злитесь на ребенка за то, что он обратился с такой просьбой.

 

2. Вы видите в своих детях:

а) людей, равных себе;

б) людей, копирующих вас в молодости;

в) маленьких взрослых;

г) благодарных слушателей.

 

3. Какую прическу вы предпочитаете?

а)    которая больше всего вам подходит;

б)   которая отвечает последней моде;

в)   которая копирует чью-то прическу;

г)   которая копирует стиль ребенка.

 

4. Немного о возрасте родителей:

а) знают ли дети ваш возраст;

б) вы подчеркиваете возрастную черту между собой и детьми;

в) вы не обращаете внимания на разницу в возрасте между собой и детьми;

г) постоянно требуете признания от детей понимания того, что вы старше.

5. Какого стиля в одежде вы придерживаетесь? 

а) стараетесь не отставать в одежде от молодежного стиля;

б) стараетесь одеваться так, как советует ваш ребенок;

в) стараетесь одевать ту одежду, которая вам подходит;

г) следуете своему пониманию стиля.

 

6. Представьте, что ваш сын-подросток вдел в ухо серьгу или 
дочь сделала пирсинг. Как вы поступите?

а) посчитаете это личным делом ребенка;

б) станете подшучивать над его (ее) поступком;

в) признаете, что это стильно;

г) сделаете то же самое.

 

7. Если музыка звучит в доме на полную громкость:

а) вы затыкаете уши ватой;

б) уменьшаете громкость;

в) миритесь с увлечением своего ребенка;

г) включаете еще громче.

 

8. Если вы спорите со своим ребенком, то:

а) стараетесь ему не возражать;

б) признаете его правоту;

в) спорите до полной победы;

г) уходите от спора.

9. Ваш ребенок празднует день рождения: 

а) вы вместе с ним за одним столом;

б) оставляете ребят одних;

в) обслуживаете детей за столом;

г) уходите из дома.

 

10.Ребенок идет на дискотеку: .

а) вы идете вместе с ним;

б) вы не разрешаете ему идти;

в) вы выясняете, с кем идет ваш ребенок;

г) вы ограничиваете его во времени.

 

11.В общении со своими детьми вы:

а) откровенны,

б) закрыты,

в) сдержанны,

г) открыты.

 

12.В отношениях со своими детьми  вы:    

а) ведете себя как приятель;       

б) как строгий судья;

в) как друг;

г) как родитель.

Оценку результатов теста родители проводят самостоятельно, так как он наглядно выявляет возможные проблемы взаимоотношений с детьми-подростками.

На основе данной диагностики можно провести с родителями учащихся вечер вопросов и ответов, в ходе которого обсудить каждое положение данного теста, его «за» и «против». Такой тест заставляет многих родителей иначе посмотреть на результаты своего воспитания, увидеть себя глазами других родителей, определить характерные черты положительного и отрицательного стиля поведения родителей.

В ходе встречи с родителями необходимо не только говорить с ними об их ребенке, обсуждать проблемы детей, но и предлагать им конструктивные решения появившихся проблем.

Определение самостоятельности ребенка

Можно предложить родителям выполнить следующее задание - определить с помощью таблицы степень самостоятельности собственного ребенка.

Перечень действий ребенка родителям предлагается. Они распределяют эти действия в две колонки таблицы самостоятельно.

 

Ваш ребенок делает

самостоятельно

Только по вашему требованию, с вашей помощью и с вашего разрешения

   

 

 

Перечень действий:

  • собирается в школу;
  • выбирает себе одежду для школы и для праздника;
  • делает уроки;
  • определяет, с кем ему дружить;
  • готовит еду, если это необходимо;
  • убирает квартиру по собственной инициативе;
  • ходит в магазин за покупками;
  • помогает по дому и на даче;
  • приглашает друзей к себе домой;
  • определяет время возвращения домой после школьного вечера и после дискотеки;
  • принимает решения в различных ситуациях повседневной жизни;
  • распоряжается денежными средствами, которые вы даете ребенку;
  • оценивает объективно себя и свои поступки;
  • сдерживает свои негативные эмоции в общении с другими людьми;
  • терпимо относится к младшим братьям и сестрам;
  • помогает в воспитании младших.

Информация о работе Диагностические методики изучения семьи учащихся