Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 02:13, курсовая работа
Взаимодействие педагога и родителей – одно из важнейших направлений в работе школы. На сегодняшний день невозможно решить задачи обучения и воспитания без усиления взаимосвязи с семьей, без тесного союза школы и семьи.
Сложность задач, стоящих перед школой и родителями в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью со стороны педагогического коллектива диктует целесообразность разработки системы взаимодействия педагога и родителей, определения эффективных путей управления школы.
ВВЕДЕНИЕ
Взаимодействие педагога и родителей – одно из важнейших направлений в работе школы. На сегодняшний день невозможно решить задачи обучения и воспитания без усиления взаимосвязи с семьей, без тесного союза школы и семьи.
Сложность задач, стоящих перед школой и родителями в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью со стороны педагогического коллектива диктует целесообразность разработки системы взаимодействия педагога и родителей, определения эффективных путей управления школы.
Решающим условием положительного взаимодействия являются доверительные отношения между педагогом и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возникли интерес к процессу воспитания и уверенность в своих силах.
Однако сам процесс взаимодействия может складываться по-разному. В настоящее время отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех институтов воспитания. В результате экономических реформ семья оказалась в нетипичной ситуации: ею утеряны многие ценности, которые веками считались основой семейного воспитания. Следствием этого является неблагополучие детей, рост девиантного поведения, растет число малолетних правонарушителей и преступников.
Выяснить, насколько эффективным складывается процесс взаимодействия «педагог-родитель» помогает диагностическое сопровождение. Без диагностирования нельзя построить процесс взаимодействия.
К сожалению, в школьной практике педагогическая диагностика, по мнению В.Г Максимова. «...пока не воспринимается как обязательный компонент педагогического процесса» [22]. К тому же далеко не всегда проводимая учителем педагогическая диагностика является эффективной. Взаимоотношения учителя и родителей не всегда нормальны, а их действия – согласованы.
Таким образом, организовать профилактическую, коррекционную работу с семьей можно только на основе взаимодействия с ней, на основе диагностики ее насущных проблем, потребностей каждой семьи в помощи, поддержке. Без диагностического сопровождения добиться каких-либо результатов в деятельности весьма сложно, также довольно проблематично проследить тенденцию изменений, выявить отличительные особенности, направить коррекционную работу. В этом заключается проблема современных школ.
Исследованиям педагогической диагностики в целом, и семьи в частности, посвящены работы таких ученых, как Кочетов А.И. [21], Максимов В.Г. [22], Щуркова Н.Е. [17], Загвязгинский В.И. и Атаханов Р. [24], Коломинский Я.Л. [10], Кухарев Н.В. [25] и др.
Следовательно, можно подчеркнуть актуальность темы курсовой работы – «Диагностическое сопровождение процесса взаимодействия педагог – родитель», которая на сегодняшний день мало изучена.
Цель написания данной работы: изучить и разработать диагностическое сопровождение процесса взаимодействия «педагог – родитель».
Объект исследования – процесс взаимодействия «педагог-родитель».
Предмет исследования – способы диагностирования процесса взаимодействия «педагог-родитель».
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены задачи:
– изучить взаимодействие «педагог-родитель» в теории и практике;
– раскрыть сущность диагностического сопровождения;
– обобщить опыт педагогов по изучению темы исследования;
– разработать диагностические процедуры.
Методы исследования – беседа, тестирование, анкетирование, наблюдение, опрос.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО
СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ПЕДАГОГ –
РОДИТЕЛЬ»
проблема
Взаимодействие является одной из философских, онтологических категорий. Это феномен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием взаимного действия друг на друга, на другие объекты. Взаимодействие – это начальная, исходная категория. Любое явление, объект, состояние может быть понято (познано) только в связи и отношении с другими, ибо все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено. Взаимодействие, предполагая действие друг на друга как минимум двух объектов, в то же время означает, что каждый из них также находится во взаимном действии с другими [7, с. 306].
Леонтьев А.Н. подходит к сущности категории «взаимодействие» с позиции диалектики, и подчеркивает: «жизнь есть процесс особого взаимодействия особым образом организованных тел» [11, с. 160].
С точки зрения Б.З. Фульфова, люди постоянно общаются, вступая друг с другом во взаимодействие, следовательно, можно сказать, что взаимодействие – «одно из воплощений связей, отношений между людьми» [14, с. 16].
В процессе взаимодействия формируются, проявляются и реализуются межличностные взаимоотношения; усваивается опыт, накапливаются знания, вырабатываются практические умения и навыки, формируются духовные потребности, взгляды и убеждения, моральные и эстетические чувства.
Коломинский Я.Л. выделил в структуре взаимодействия и общения людей три составляющих и взаимодействующих компонента: когнитивный, аффективный, поведенческий. Когнитивный компонент включает все психические процессы, связанные с познанием окружения и самого себя. Это – ощущение, восприятие, представление, память, мышление, воображение. Причем, если когнитивная взаимосвязь может не сопровождаться поведенческим взаимодействием, то эмоциональная взаимная зависимость – атрибут любой связи (отношений) людей. Эмоциональный компонент включает все то, что связано с состояниями и может быть зафиксирован на уровнях физиологической регистрации и субъективных отчетов. Это положительные и отрицательные эмоциональные состояния, конфликтность состояний, эмоциональная чувствительность, удовлетворенность собой, партнером, ... Поведенческий компонент включает результаты деятельности и поступки, мимику, жестикуляцию, пантомиму, локомоцию, речь – все то, в чем проявляется личность человека и может наблюдаться другими людьми [10].
По мнению И.А. Зимней, взаимодействие является основой любой системы, которая, как известно, всегда предполагает связь ее элементов, компонентов. Соответственно системность выступает неотъемлемой характеристикой взаимодействия объектов во всех их связях и отношениях. Во взаимодействии людей выявляются также такие существенные его характеристики, как осознанность и целеположенность. Они определяют формы этого взаимодействия, например сотрудничество (в игре, учении, труде) и общение. Обе эти формы связаны между собой, проявляясь в образовательном процессе. Взаимодействие в форме сотрудничества (противоборство, противостояние, конфликт также формы взаимодействия) предполагает и общение как его идеальную форму. Первое не может быть без второго, тогда как второе может быть без первого, что свидетельствует об их относительной, условной автономии [7, с. 308].
Можно отметить, что высшей формой взаимодействия Е.Д. Осипов выделяет сотрудничество как «гуманистическую идею совместной деятельности детей и взрослых, основанной на взаимопонимании, взаимовлиянии, взаимоподдержке, на коллективном планировании, совместном распределении сил, средств; анализе процесса и результатов этой деятельности» [13, c. 27].
Обращаясь непосредственно к теме курсовой работы, важно отметить, что повышение воспитательного потенциала семьи, педагогической культуры родителей возможно при условии положительно направленного взаимодействия семьи и школы. Такое взаимодействие рассматривается в учебно-методическом пособии В.С. Богословской, оно предполагает равноправные позиции педагогов и родителей в воспитании, развитии личности ребенка. Определенную роль играют взаимозависимость и взаимопонимание, поскольку успехи одного из субъектов взаимодействия обусловлены усилиями, действиями другого. Происходящие в обществе кризисные явления, перестройка его социально-экономических структур обостряет кризис семьи. Низкий уровень взаимоотношений внутри семьи, снижение авторитета родителей, ослабление духовных основ семьи, увеличение разрыва между поколениями отрицательно воздействуют на характер педагогических отношений. С другой стороны, ориентацию на воспитание личности нового типа, возрастание значимости процессов самовоспитания и социализации, индивидуализацию и дифференциацию учебно-воспитательного процесса и другие явления можно рассматривать как позитивные изменения [2, с. 5].
Семья сегодня нуждается в помощи и поддержке профессионалов (педагогов, психологов и др.). Следует отметить, что ближе всех к семье относится педагог, так как его взаимодействие с ребенком, с родителями имеет системный характер. И от этого, как будет функционировать система «педагог – дети – родитель», зависит ее результативность [4, с. 3].
Разрешение
этих противоречий требует
Байбородова Л.В. указывает на то, что нельзя забывать о том, что взаимодействие семьи и школы « процесс совместной деятельности по согласованию целей, форм и методов семейного и школьного воспитания. Ценностная основа такого взаимодействия – создание условий для успешной самореализации ребенка, его личностного роста, формирования мотивации к учению, сохранения физического и психического здоровья, социальной адаптации. Взаимодействие педагога и родителей – это организация общения, сотрудничества и сотворчества, педагогической поддержки родителей» [1, с. 19 – 21]. Как видим, в основе таких отношений лежат взаимодоверительные контакты, в создании которых ведущая роль принадлежит учителю.
Способность
к педагогическому
На основе вышеизложенных требований, Л.И. Маленкова выделяет пять функций работы школы с родителями:
– ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса;
– психолого-педагогическое просвещение родителей;
– вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
– корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
– работа с родительским активом, другими организациями родителей [12, c. 444 – 450].
Наряду с функциями во взаимодействии можно выделить этапы. Щуркова Н.И. в книге «Классное руководство» выделяет следующие этапы взаимодействия:
– информационное педагогическое обеспечение родителей сведениями о воспитательной концепции школы, о педагогических позициях классного руководителя, о методике воспитания, целях и задачах личностного развития школьника и т. п.;
– педагогическое
корректирование семейного
– практическая совместная работа детей и родителей, которая организуется педагогом [17, с. 15].
Немало важно, чтобы процесс взаимодействия был максимально эффективным, при этом необходимо не упускать из виду его основные составляющие, проблемные вопросы. Маленкова Л.И. подчеркивает, что педагогическое взаимодействие с родителями важно для:
– выработки единого взгляда на сущность воспитания как процесса организации жизнедеятельности ребенка с целью создания максимально приемлемых условий для его развития;
– правильного определения цели и задач воспитания, как школой, так и родителями;
– эффективной расстановки сил;
– наилучшего изучения ребенка с разных позиций, под разным углом зрения: эмоционально-чувственного – со стороны родителей и общественно-гражданского, интеллектуального, нравственного, трудового и др. – со стороны школьных учителей;
– выработки общей методики и техники необходимых воспитательных воздействий на ребенка, для координации и корректировки их в различных жизненных ситуациях;
– установления
эмоционально-положительных
Очевидно, что семья – важнейший институт социализации подрастающего поколения. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой, по мнению Т.В. Воликовой, определяется рядом параметров:
– социально-культурный зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества;
– социально-экономический определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе;
– технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни;
– демографический определяется структурой семьи. Именно она играет решающую роль в эффективности развития ребенка на том или ином возрастном этапе. Здесь его окружают близкие люди, каждый из которых влияет на становление его личности. Также Т.В. Воликова выделяет, что каждый ребенок в своей жизни должен встретить взрослого человека, который поможет ему в тяжелые моменты жизни, защитит, даст мудрый совет. Хорошо, когда этим человеком является отец или мать. Но, к сожалению, далеко не все родители справляются с этой ролью. И поэтому именно таким человеком для ребенка должен стать педагог. Детей не надо воспитывать – с ними надо дружить. Если педагогу удастся стать для ребенка старшим, опытным другом, то он лучше узнает и прочувствует его. От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Она вводит ребенка в общество, именно в ней он получает социальное воспитание, становится личностью. Семья заботится о здоровье ребенка, об образовании, воспитании гражданина, развивает его задатки. Здесь дети приобщаются к труду и выбирают профессию [5].
Информация о работе Диагностическое сопровождение процесса взаимодействия "Педагог - родитель"