Дидактические средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:49, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы: изучить дидактические средства обучения и методику их применения.
Задачи исследования:
- дать характеристику дидактических средств ;
- раскрыть методику их применения;
- спроектировать занятие с использованием дидактических средств обучения

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Дидактические средства профессионального обучения……………...5
1.1. Средства профессионального обучения и их виды…………............5
1.2. Функции дидактических средств…………………………………….8
1.3.Классификация дидактических средств……………………………....8
Глава 2. Применения дидактических средств обучения в практической деятельности учителя………………………………………………………........13
2.1. Методика использования дидактических средств на уроках……..13
2.3. Комплексное методическое обеспечение профессий………….….15
Глава 3. Проектирование занятия с применением дидактических средств обучения…………………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………………………...
Литература………………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая МПО карабасова.docx

— 39.52 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3 
Глава 1. Дидактические средства профессионального обучения……………...5 
           1.1. Средства профессионального обучения и их виды…………............5 
           1.2. Функции дидактических средств…………………………………….8

1.3.Классификация дидактических  средств……………………………....8 
Глава 2. Применения дидактических средств обучения в практической деятельности учителя………………………………………………………........13 
           2.1. Методика использования дидактических средств на уроках……..13 
           2.3. Комплексное методическое обеспечение профессий………….….15

Глава 3. Проектирование занятия  с применением дидактических средств обучения…………………………………………………………………………

Заключение……………………………………………………………………... 
Литература………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сравнительный анализ современных  направлений разработки проблемы учебно-профессиональной деятельности позволил выделить ряд  подходов к сущности этой деятельности и условиям ее возникновения и  развития у будущих специалистов. 
          Система профессионального обучения служит не только для передачи специальных знаний, но и для развития и воспроизведения особого культурного слоя, важнейшим элементом которого является и сам специалист. Специалиста как представителя и носителя определенной культуры характеризует специфический набор знаний, умений, а также определенное мировоззрение, жизненные установки и ценности, особенности профессионального поведения. 
        В настоящее время преобладают общие тенденции самоопределения через профессиональную школу, связанные с изменениями на рынке труда. Как показывают исследования, усиливается потребность инструментального наполнения образования: оно должно дать те знания и умения, сформировать те качества личности, которые пригодятся в любой сфере трудовой деятельности. Прагматические мотивы и планы характерны для молодежи, только еще вступающей в жизнь. С годами ценностный смысл образования для личности меняется, и на первый план выдвигается потребность в развитии своей культуры и миропонимания. Познавательные интересы взрослых людей концентрируются вокруг потребности в научном понимании многообразных явлений жизни и осмыслении собственного опыта; в формировании своей позиции по отношению к происходящему вокруг и использовании полученных знаний в практической деятельности. 
Содержание учебно-профессиональной деятельности изменяется вместе с личностным ростом молодого специалиста. Развитие личности стимулирует преобразование учебно-профессиональной деятельности, углубление представлений о профессии. Преобразование учебно-профессиональной деятельности, ее качественно новый уровень, в свою очередь, приводят к дальнейшему развитию личности.

Целью работы: изучить дидактические средства обучения и методику их применения.

Объект исследования: теория и практика применения дидактических средств профессионального обучения.

Предмет исследования: дидактические средства обучения.

Задачи исследования:

- дать характеристику дидактических средств ;

- раскрыть методику их применения;

           - спроектировать занятие с использованием дидактических средств обучения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Дидактические  средства профессионального обучения

1.1.Средства профессионального обучения и их виды

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Дидактические средства обучения – это все элементы учебной среды, которые педагог сознательно использует для целенаправленного учебно-воспитательного процесса, для более плодотворного взаимодействия с обучаемыми.

Средства обучения помогают лучшему оснащению учебного процесса.

Дидактические средства по сути происхождения, существования  и назначения подразделяются на следующие  категории (виды):

1.  Трансцендентальные – существующие независимо от социального сознания индивида, присутствующие на всех стадиях обучения и обеспечивающие непрерывную многократную проверку истинности приобретаемых знаний.

2. Искусственно создаваемые – для использования в процессе обучения и подчиненные учебному процессу и преподавателю, как его автору, либо привлекаемые для обеспечения учебного процесса. При этом дополнительно выделяются:

  • общепознавательные наглядные материалы – синтезируемые, как правило, для обеспечения учебного процесса в общеобразовательных предметах и совершенствования общей теории дидактики;
  • конструируемые в виде различных блоков, элементов, учитывающих специфические характеристики участников, время обучения, функции оценивания, образовательные ценности;
  • определяющие структуры системы и жестко ограничивающие алгоритмы системы, а также ее практические, прикладные разработки – технологии, методы, методики;
  • средства искусственного интеллекта — понимаются как «тонкая материя», некая материализация продуктов мышления, активно и, в определенной степени, независимо существующие в пространстве образовательного процесса; являются неотъемлемой частью интерактивных способов обучения.

3. Мотивационно  ориентированные – обеспечивающие психофизиологическую ориентацию процесса обучения, стимулирующие воспитательные процессы, в т.ч. с использованием средств поощрения и наказания.

4. Технолого-образующие – предопределяющие теоретическое обоснование и задающие причинностные основы практико-ориентированного синтеза педагогических методик, методов, теорий, направленных на управление учебным процессом, использующих и раскрывающих методические основы процессов обучения; дополнительно выделяются по преимущественному признаку проявляемой деятельности:

  • анализирующие, дискретизирующие знания – несущие в себе признаки единиц расчленения изучаемой реальности;
  • синтезирующие – суммирующие, перманентно накапливающие знания, использующие в качестве инструмента конструирования идеальные структуры образования (законы педагогики, связи между видами дидактических средств, выражение отношений(между классами дидактических средств), понятия, обобщающие предметы классов и др.);
  • функциональные – вырабатывающие специальные алгоритмы, процедуры, функции, являющиеся составными элементами методов, педагогических технологий, методик и т.д.;
  • модифицирующие - сообщающие новационные трактовки, расширительные обозрения прежним педагогическим структурам, изменяющие форму, содержание, время действия, целеполагание, степень дискретности учебного материала и т.д.;
  • трансформирующие – амбивалентные, стимулирующие креативную деятельность обучаемых; подразделяемые на активные и пассивные. Активные отличаются интенсивным воздействием на элементы и участников процесса обучения; вариативные по форме, ониопределяют параметры интенсивности этого влияния, учитывают степень обязательности восприятия учебного материала, уровни результативности в построении структур и единиц потока учебного материала, задают качественные характеристики адресности – в личностном, временном, ситуативном и других аспектах. Пассивные – твердо выполняют практически неизменный алгоритм преобразований учебных структур в соответствии с требованиями педагогической системы.

5. Оценочно-контролирующие – обеспечивающие связь изложения (преподнесения), методов (технологии) обучения и объективности регистрации результатов анализа обучения.

Диапазон прикладного  целеполагания дидактических средств определяется совершенством педагогической парадигмы и требованиями социума, предъявляемыми им ко всей педагогической системе.

Поясним это. Анализ представленной схемы позволяет выделить следующие  положения. Основные элементы процесса обучения, консолидируясь на базе и  с помощью дидактических средств, выстраивают на основе их конструктивных свойств пространство цели, т.е. образуют многомерный базис возможных вариантов маршрутов обучения. Конкретный путь выбирает каждый обучаемый самостоятельно с участием и необходимой помощью преподавателя. Исполненные в режиме реального времени, с использованием конкретных, строго подчиненных сформулированным задачам учебного процесса дидактических средств, переходы от одной частной позиции этого пространства к другой образуют некоторые пути достижения запроектированной заранее степени повышенной обученности. Совокупность финальных вариантов маршрутов достижения искомой степени обученности представляет собой суммарный целевой контур, наивысшая функциональная эффективность которого достигается только на основе принципов деятельностной ориентации дидактических средств.

1.2. Функции дидактических  средств.

В процессе обучения дидактические  средства выполняют следующие функции:

         -  дидактическую, так как представляют собой важный источник знаний, умений и навыков, приобретаемых студентами; облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения и усвоения знаний;

       - формирующую, поскольку являются средством развития познавательных способностей, а также чувств и воли студентов;

       - познавательную, так как служат непосредственному познанию студентами определенных фрагментов действительности.

1.3.Классификация  дидактических средств

Существует множество  различных классификаций дидактических  средств. Чаще всего используются классификации, основания которых связаны с  характером воздействия этих средств, а именно визуальным, аудиальным и аудиовизуальным. В соответствии с этим критерием дидактические средства также подразделяются на визуальные (оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты, диаграммы, карты и т. п.), аудиальные (радио, магнитофон и т. п.) и аудиовизуальные (звуковой фильм, телевидение).

Кроме того, известна классификация, основанная на своеобразно понимаемом принципе: «от простого и конкретного  к сложному и абстрактному».

Авторы этой классификации  выделяют следующие виды дидактических  средств:

• оригиналы, демонстрируемые  в естественных условиях;

• оригиналы, помещенные в искусственные условия;

• модельные эквиваленты оригиналов;

• символы;

• программированные учебники и дидактические машины

Наконец, существует классификация  дидактических средств с точки зрения их степени сложности. В соответствии с таким делением различают дидактические средства простые и сложные. К числу простых относятся естественные образцы в естественных условиях, естественные образцы, демонстрируемые в искусственных условиях, препарированные образцы, модели, картины, карты, диаграммы и т. д. Сложными средствами являются разнообразные механические и электрические устройства: кинопроекторы, телевизионная аппаратура, устройства, автоматизирующие процесс учения, и т. п. При таком делении виды чувственных воздействий оказались подчиненными критерию сложности самих средств. Поэтому как среди простых, так и среди сложных средств можно выделить визуальные, аудиальные и аудиовизуальные средства, а также не входящие в эти группы программированные учебники и дидактические машины [см: Okon W. 1968].

Еще одну классификацию дидактических  средств предложил М. Годлевский, который разделил их на:

1) доски — для написания мелом, фланелевые, магнитные, специальные (перфорированные), монтажные и др.

2) устройства для светопроекции — проекторы неподвижных изображений, проекторы немого фильма, оптические скамьи и лампы для теневой проекции, устройства для освещения поля наблюдения, специальные устройства (стробоскопы, эластооптические устройства и др.), вспомогательные устройства, каковыми являются разнообразные экраны, затемнения и т. п.;

3) устройства для усиления записи и воспроизведения звука — устройства для озвучивания учебных помещений, магнитофоны, адаптеры и проигрыватели, совмещенные устройства (радиолы и др.);

4) аудиовизуальные средства — видеофоны, проекторы звукового фильма, совмещенные устройства диафильмо-магнитофоны, школьное телевидение в замкнутой системе, видеомагнитофо ны;

5) дидактические машины — устройства для закрепления знаний (репетиторы, информационно-инструктирующие и другие машины), устройства для быстрого контроля успехов учащихся (экзаменаторы и др.), тренинговые устройства и симуляторы, полифункциональные устройства, специальные устройства, например лаборатория для изучения иностранных языков, и др.;

6) устройства для воспроизводства текстов и образов — множительный аппарат клише, ротапринты, ксерографы, фотокопирующие устройства;

7) средства массовой информации — радио, телевидение;

8) электронные цифровые машины — ЭЦМ общего назначения, ЭЦВМ дидактические;

Информация о работе Дидактические средства обучения