Древние мыслители о воспитании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 16:51, реферат

Краткое описание

Цель работы: осветить основные черты и особенности воспитания и обучения в древних государствах, с точки зрения античных историков и мыслителей.
Основными задачами являются: проследить развитие педагогики и форм обучения и воспитания в истории, выявить основные проблемы и дать оценку способам и приемам воспитания с точки зрения известных философов, проанализировать обычаи и уклады семьи различных государств и народов, оценить весомость вклада образования в становлении человека как личности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….2
§1. Система воспитания Платона………………………………………….3
§2. Педагогическая система Аристотеля………………………………….9
Заключение ………………………………………………………………..15
Список литературы………………………………………………………..16

Вложенные файлы: 1 файл

реферат педагогика.docx

— 45.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….2

§1. Система воспитания Платона………………………………………….3

§2. Педагогическая система Аристотеля………………………………….9

Заключение ………………………………………………………………..15

Список литературы………………………………………………………..16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

На мой взгляд, для того, чтобы глубоко постичь какую-либо науку, освоить дело, необходимо окунуться  в историю, ознакомиться с корнями. К тому же, период античности, по моему  мнению, один из самых интересных и  загадочных периодов в истории человечества. Великие мыслители того времени, ознакомиться с идеями которых мы можем с помощью дошедших до нас  трудов, заложили основу многих наук, развивающихся  и по сей день. В число древнейших наук входит и педагогика, потому что  одной из главных задач философов  была передача накопленных знаний. Развитие педагогики неотделимо от истории  человечества. Педагогическая мысль  зародилась и на протяжении тысячелетий  развивалась в древнегреческой, древневосточной и средневековой  теологии и философии. Впервые педагогика вычленена из системы философских  знаний в начале XVII века английским философом и естествоиспытателем  Фрэнсисом Бэконом и закреплена как наука трудами чешского педагога Яна Амоса Коменского. К настоящему времени педагогика является многоотраслевой наукой, функционирующей и развивающейся в тесной взаимосвязи с другими науками

Цель работы: осветить основные черты и особенности воспитания и обучения в древних государствах, с точки зрения античных историков и мыслителей.

Основными задачами являются: проследить развитие педагогики и форм обучения и воспитания в истории, выявить основные проблемы и дать оценку способам и приемам воспитания с точки зрения известных философов, проанализировать обычаи и уклады семьи  различных государств и народов, оценить весомость вклада образования  в становлении человека как личности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1 Система воспитания Платона.

 

Древнегреческий философ  Платон родился в Афинах в семье, имевшей аристократическое происхождение. Пройдя с помощью лучших учителей полный курс тогдашнего воспитания (грамматика, музыка, гимнастика), Платон занялся стихотворчеством, которое оставил, когда около 407 г. познакомился с Сократом и стал одним из его самых восторженных учеников. Во время суда над «мудрейшим из эллинов» Платон был в числе его учеников, предложивших за него денежное поручительство. После смерти Сократа уехал в Мегару. В Афинах Платон основал собственную школу – Академию платоновскую.

 

Цель воспитания

Цель воспитания всегда заключается  в подготовке подрастающего поколения  к выполнению определенных общественных функций. В первом проекте, в «Государстве», мыслитель ориентируется на сословие стражей, из которого должны выйти правители и воины, соответственно исполняющие управленческую и защитную функции. Таким образом, цель воспитания состоит в формировании либо воина, либо «администратора».

Во втором проекте, в «Законах», уже не наблюдается столь выраженного  «классового подхода» к цели воспитания, мыслитель стремится охватить воспитанием практически всех граждан, а не только какую-то избранную для этого группу, то есть цель воспитания заключается в том, чтобы подготовить законопослушных граждан, способных к исполнению любой общественной и государственной должности.

Объектами воспитания у Платона  становятся граждане любого возраста, причем как мужчины, так и женщины. Мыслитель говорит об этом следующим  образом: «законодателю следует  позаботиться о … воспитании, как  мужчин, так и женщин, от ранних лет до зрелых — вплоть до старости»

Сам Платон говорит о необходимости  двоякого воспитания, “это найдено  — пишет он — еще с древнейших времен: для тела — гимнастическое воспитание, а для души — мусическое.

 

Мусическое воспитание.

Так как  предметом мусического воспитания является душа человека, а душа — это самое ценное, что в нем  есть, ибо имеет «божественную  природу» и достойна всяческого почитания («Законы», V, 726 – 728), то именно душе нужно уделять первоочередное внимание. Исходя из этого, Платон в мусическом воспитании ставит и решает задачу развития определенных нравственных качеств в человеке. В первом проекте, ориентированном на воспитание стражей основные качества будут следующие — рассудительность и мужество (бесстрашие). Во втором проекте — рассудительность, мужество и «божественный страх» (стыдливость).

 

 

 

Платон, как и  все греки, считал, что музыка оказывает  сильное  влияние на душу человека. Поэтому, он не мог обойти стороной этот вопрос, столь важный в воспитании. Философ  предлагает избегать мелодий, имеющих  печальный характер, а также мелодий  «расслабляющих», «изнеживающих» и  «свойственных  застольным песням». Поскольку  они не допустимы для  человека воинственного, которому должны быть близки дорейская и фригийская мелодии. По мнению Платона, эти мелодии, как нельзя лучше воспитывают в будущем страже необходимые нравственные качества, такие как «мужество» и «рассудительность». Это означает пользоваться действием музыки правильно. «В связи с этими  простыми мелодиями Платон советует избегать употребления многострунных  и многогармоничных инструментов». Он оставляет в своем совершенном государстве лиру, кифару и пастушеские свирели, а флейту принимать изгоняет. Возможно, этот факт является отзвуком событий, происходящих на рубеже V – VI вв. до н. э., когда флейта была запрещена, так как пришли к мнению, что она возбуждает учеников.

В данном случае Платон стремится  формировать нравственные качества с помощью методов упражнения в музыке (в песнопениях и игре на музыкальных инструментах).

Поскольку обучение грамоте  начинается с десятилетнего возраста, а обучение с тринадцатилетнего  возраста, то вполне утвердительно  можно сказать, что эти методы и средства воспитания, нацеленные на формирование нравственных качеств  у стражей, относятся к четвертой  возрастной группе (с 10 до 18 лет).

Еще  одно средство воспитания — это игровой  деятельности детей, которой мыслитель  придавал большое  значение. Положения  автора перекликаются  практически, дословно в том и  в другом диалоге. «Я утверждаю, —  говорит Платон, — ни в одном  государстве никто  не знает, что  характер игр сильно влияет на установление законов и  определяет, будут ли они прочными или нет. Если дело поставлено так, что  одни и те же лица принимают  участие  в одних и тех же играх, соблюдая при этом одни и те же правила  и радуясь одним  и тем же забавам, то все это  служит незыблемости так же серьезных  узаконений». Мыслитель хочет сказать, что ребенок, научившийся еще  с детства подчиняться правилам игр, обязательно вырастет законопослушным  гражданином — «если же дети с  самого начала будут играть как следует, то благодаря мусическому  искусству они привыкнут к законности».

Физическое (гимнастическое) воспитание.

Наряду с мусическим воспитанием для развития гармоничного человека, как уже отмечалось, должно уделяться внимание и гимнастическому воспитанию.

 

В первом проекте воспитание стражей как воинов требует от них здоровья, проворности  и  «умение упорно сражаться», а из нравственных качеств такие как  «пылкость духа», «природная отвага»  и мужество.

Во втором проекте Платон хочет сделать из своих граждан  здоровых, физически развитых, подготовленных в военном отношении, а из нравственных качеств «добавить» им смелость и  мужество.

Основными задачами физического  воспитания в обоих проектах, в  виду схожести качеств, которые необходимо воспитать, явились подготовка гражданина к военным действиям посредством  развития и тренировки тела.

В «Государстве» в отличие  от «Законов» мыслитель не дает подробных  практических рекомендаций о том, каким  должно быть это воспитание, лишь определяются общие его принципы и положения. В «Законах» же Платон подробнейшим образом излагает, с учетом возрастных особенностей, все практические мероприятия  в деле гимнастического воспитания.

Для первой возрастной группы, воспитание начинается уже с утробы матери, до появления на свет. Платон обращает внимание на необходимость  определенного режима матери, ожидающей  появление ребенка. «Беременная  женщина должна гулять — говорит  Платон, — а также воздерживаться в период беременности от излишеств  в удовольствии и мрачного расположения духа».

Затем мыслитель обращается к кормилицам и настоятельно им советует носить детей вплоть до трех лет (как  тут не вспомнить спартанских  кормилиц, так славившихся в Афинах), поскольку детям нужны движения, «в поля или к святилищам» 

В этом возрасте, до трех лет, — «младенца надо лепить … пока он гибок» и внимательно следить  за развитием его «членов».

О гимнастическом воспитании во второй возрастной группе Платон ничего не говорит, возможно, по причине того, что оно мало чем отличается от первой возрастной группы.

Об изменении методов  гимнастического воспитания Платон начинает говорить с шестилетнего возраста, то есть с третьей возрастной группы. Шесть лет это точка раздела  в физическом воспитании по половому признаку (хотя, если девочки хотят, то могут продолжить развиваться  физически наряду с мальчиками). В этом возрасте физическое воспитание должно включать в себя также «телесные  упражнения в ратных трудах: стрельбу из лука, всякие виды метания, обращения  и легким и различным тяжелым  оружием, строевой порядок, умение отправиться  в поход, разбить лагерь. А также  все знания по верховой езде».

Это означает, что упражнения в военном деле начинаются и будут носить регулярный характер, являясь обязательными для детей. Так начинается подготовка ребенка к военному делу.

Помимо частых упражнений в «ратных делах», как метода приобщения ребенка к «поведению»  воина, Платон использует метод воспитывающей  ситуации — «малым детям, пока они  еще не идут на войну, надо было бы во время шествий и торжественных  процессий в честь всех богов, всегда украшаться оружием, сидеть на коне, плясать…». Таким образом, Платон пытается приобщить детей  к жизни полисного коллектива и его ценностям через подражание ребенка поступкам взрослых, то есть он, начиная с детства, целенаправленно  с помощью воспитания формирует  у ребенка тип поведения приемлемый для данного общества.

Следующим средством гимнастического  воспитания должны стать хороводы в  целом и танцы в частности. Платон предлагает заниматься хороводами вновь с учетом возрастных особенностей, как и в мусическом воспитании (те же возрастные группы: третья, четвертая, пятая и шестая). Одну часть танцев для мусического воспитания мы разобрали, осталась часть, касающаяся телодвижений. Платон пишет, что если телодвижения ведут «к усовершенствованию тела», то их воздействие на человека можно назвать гимнастическим искусством. Мыслитель подробно останавливается на видах плясок, которые должны быть направлены на воспитание определенных качеств. Первый вид пляски «служит для придания здоровья, ловкости и красоты членам и частям самого тела с помощью подобающих каждому из них сгибаний и разгибаний». Другой вид пляски называется «военный» — «пирриха». При  исполнении пляски этого вида танцующий  подражает движениям воина. Другими словами можно сказать, что Платон с помощью пляски не только пытается активно развивать тела танцующих физически, но и приучить граждан к военному делу.

Для девушек, мыслитель предлагает образцы «плясок в полном вооружении», которые имели место в Спарте и на Крите. Платон всячески поощряет занятия женщин физическими упражнениями.

Наряду с танцами, по–мнению  философа, борьба тоже способна развить  человека в физическом отношении, при  частом в ней упражнении.

В качестве следующих методов  гимнастического воспитания можно  выделить методы стимулирования. Например, состязания, которые всегда несут  в себе дух соперничества. Платон говорит об их необходимости и  пригодности «для ратного дела», поскольку они не только развивают  человека, но и проверяют его способности  в беге, в рукопашной схватке, различных  боях с оружием и разновидностями  в количественном составе, в конных состязания. Гимнастические состязания устроены с учетом возраста состязающихся. Состязания предусматривают, с точки зрения Платона, наличие поощрений за показ лучших результатов, для чего устанавливаются награды. При этом мыслитель вводит новый метод — общественное мнение, который заключается в том, что «граждане должны друг друга или порицать или восхвалять, смотря потому, каким кто себя выкажет на состязаниях. Того, кто будет признан самым лучшим, будут увенчивать, а самого худшего подвергать порицанию».

Роль религии в воспитании.

Наряду с мусическим и гимнастическим воспитанием Платон много внимания уделяет вопросам религии в деле воспитания. Таким образом, видится возможным выделить в качестве отдельной части системы воспитания Платона — религиозное воспитание. Оно должно наделить гражданина, в первом проекте, необходимыми представлениями о божествах, во втором проекте — научить исполнять необходимые культовые функции.

Во втором проекте, мыслитель  опять же, больше останавливается  на практической части воспитания. Основное положение в том вопросе можно выделить следующее — «Прекраснейшее и вернейшее правило: для хорошего человека в высшей степени прекрасно, хорошо и полезно во имя счастливой жизни совершать жертвоприношения богам, общаться с ними путем молитв, приношений всякого иного служения». Затем Платон дополняет — ''жертвоприношения, песни, пляски, чтобы уметь снискать к себе милость богов» Поэтому такие средства, как песни и пляски, переносятся в религиозное воспитание из других частей, в частности мусического и гимнастического, посредством обозначения их «священными». Платон предлагает это сделать по примеру Египта и установить закон о том, что «никто не должен петь либо плясать несообразно со священными общенародными песнями и всеми принятыми у молодых плясками». Таким образом, хороводы (песни и пляски), жертвоприношения, молитвы, а также состязания мусические и гимнастический представляют собой совокупное религиозное воспитание и называются Платоном «божественными празднествами», формируя тип поведения гражданина для жизни в обществе. Учитывая, что система взглядов Платона на воспитание формировалась под определенным влиянием исторической действительности, можно было бы предположить у него подробное рассмотрение проблемы трудового воспитания, в частности занятия земледелием. Но об этой части воспитания мы находим информацию лишь во втором проекте, в «Законах». Поскольку в «Государстве» высшее сословие —«стражи», в отличие от низшего сословия — дельцов не занимается ни какой трудовой деятельностью, как высшее сословие в Спарте или Египте, то и трудовое воспитание вроде бы вводить ни к чему.

Информация о работе Древние мыслители о воспитании