Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2015 в 14:54, доклад

Краткое описание

Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости понятий «долг», «честь», «совесть», «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры

Вложенные файлы: 1 файл

публик.панова л.а..doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

 

Панова Людмила Алексеевна

Воспитатель МАДОУ № 49 г.В.Новгород

89052394501

 

Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода

на ФГОС ДО.

 

    «Руководить нравственным воспитанием – это значит создавать тот моральный тонус жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печется и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».                                                                В.А.Сухомлинский

  Ценности прошлых лет сменились иными духовными ориентирами: добро, истина и красота постепенно отодвигаются на периферию жизни. Происходящие в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности людей, что привело к изменению ценностных ориентаций, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов, к размытости  понятий «долг», «честь», «совесть»,  «духовность», «патриотизм». В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет духовно-нравственное развитие и воспитание детей первостепенной задачей современной образовательной системы.

   Грядущие  перемены в системе российского образования обязывают нас, педагогов, быть готовыми к ним. Цель работы – выявить эффективность современной воспитательной технологии как средства воспитания направленного на формирование и развитие личности, используемой в воспитательной работе для формирования личности дошкольников.

Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

- обосновать задачи и  принципы воспитания дошкольника;

- выявить методы и приемы  воспитания дошкольников;

- показать эффективность  современной технологии воспитания в ДОУ.

Обозначим новые требования ФГОС к духовно-нравственному воспитанию:

- перестройка взглядов педагога на новое (принятие нового);

- целостность направления;

- система мероприятий, тематических  модулей, направлений в условиях  непрерывного образования и преемственности;

- просветительная работа  среди родителей;

- интегративность программ духовно-нравственного воспитания;

-духовно - нравственное воспитание - сквозная линия всего дошкольного уклада жизни;

-интеграция усилий детсада, семьи, учреждений культуры и спорта, общественных объединений;

-развитие и воспитание  ребенка не самими проведенными  мероприятиями, а испытанными эмоциональными  переживаниями ребенка и душевными  порывами.

      Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – все это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.

       Цель  и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности дошкольника формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала. На его основе в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного общего образования обоснован «портрет выпускника детского сада» и сформулирована основная цель духовно-нравственного развития и воспитания личности дошкольника.

      Целью духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления личностных характеристик выпускника детского сада, а именно:

– умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;

– владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международного уровней;

– обладающий основами коммуникативной культуры (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать своё мнение);

-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;

– любящий свою семью, свой край, свою Родину;

– уважающий и принимающий ценности общества;

– готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и своими товарищами;

– выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих;

          В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования мною поставлены следующие задачи. Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и его своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе – внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и принятие ребенком культурной нормы как своей собственной цели и желаемого будущего.

 Я предлагаю перечень проводимых воспитательных форм и мероприятий:

 

 

Формы

Мероприятия

 (средняя.гр.)

Беседы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

участие в

подготовке  и проведении мероприятий,

конкурсов 

 

 

 

 

 

 

спортивные соревнования 

 

 

 

 

 

проектная деятельность

«Здравствуй, детский сад», «Правила поведения в детском саду», «Что такое доброта?», «Государственные символы России», цикл бесед «Трудиться - всегда пригодиться», «Твоё здоровье». «Что значит - быть учеником?» , «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Краски природы», «Любимое время года», «Моя семья»; «Моя малая Родина», «Народные приметы», «Мой домашний любимец».  

Праздники и социально значимые мероприятия: «Новогодняя сказка», «Рождество Христово»

Неделя Добра, Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!»

Спортивные соревнования «Мама, папа, я-спортивная семья», «Масленица» , «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки»,  

 

 

 

«Правила безопасности» 

«Я и мир вокруг меня» «Доброта»

 (старшая- подг.гр.)

Беседы 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

участие в

подготовке и проведении мероприятий,

конкурсов 

 

 

 

 

 

спортивные соревнования, 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

проектная деятельность

«Здравствуй, детский  сад», «Все мы - дружная семья», «Как появилась религия», «Что такое -Конституция ?»

цикл бесед «Учись учиться», «Береги здоровье смолоду»;

«Все мы разные, но все мы равные» , «Здорово, когда на свете есть друзья…»,  «Хочу и надо- трудный выбор», «Профессии моих родителей», «Народный костюм», «Моя родословная», «Я и мое имя», «Моя любимая книга».

Школьные праздники и социально значимые мероприятия: «Мисс Осень», «Новогодняя сказка», Весенняя Неделя Добра, Фестиваль патриотической песни.

Конкурсы рисунков «Осторожно, дети!» «Зимняя сказка», «Лучшая открытка» ( к 23 февраля и 8 марта»); конкурс чтецов «Салют, Победа!»

Спортивные соревнования «Мама, папа, я -спортивная семья»,

«Масленица», «А, ну- ка, мальчики», «А, ну- ка, девочки», 

 

«Вместе весело шагать», «Мои друзья». 

«История моей семьи в истории моей страны»,

«Мир моих увлечений». 

«Я и мир вокруг меня».


 

Тема проекта: «Добро и доброта»

Тип проекта: социально-личностный, общественно-полезный, практико-ориентированный, краткосрочный.

Срок реализации проекта: 1 неделя.

Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.

Эпиграф проекта:       

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.    (Н. Тулупова)

 

Гипотеза проекта: Дети будут проявлять доброжелательность к окружающему и совершать добрые поступки, если будут созданы специальные условия и развивающая среда в группе.

Цель проекта: Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплочению коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.

Задачи:

● формировать доброжелательные дружеские взаимоотношения между детьми;

● воспитывать умение оценивать поступки окружающих;

● развивать негативное восприятие и отношение к плохим поступкам в жизни и литературных произведениях;

● поощрять стремление ребенка совершать добрые поступки;

● развивать представления детей о понятиях «добро» и «зло», их важности в жизни людей;

● сохранение и укрепление здоровья детей.

Направленность проекта: Формирование нравственных чувств; привитие моральных норм поведения ребенку с окружающим миром.

Актуальность проекта:

В последние годы много говорят о кризисе нравственности и бездуховности. Этот кризис проявляется, прежде всего, в доминировании материальных ценностей над духовными, что приводит к искажению представлений детей о таких добродетелях, как доброта, отзывчивость, милосердие, великодушие, справедливость. В обществе отмечается общий рост социальной напряженности и агрессии, а это отражается на детях и проявляется в детской агрессивности и враждебности. Искажения нравственного сознания, эмоциональная, волевая, душевная и духовная незрелость прослеживаются сегодня у детей дошкольного возраста. Поэтому работа педагогов ДОУ, главной целью которой является формирование первоначальных представлений о нравственных чувствах и эмоциях представляется на сегодняшний момент очень актуальной.Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям, доброта – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте.

Формы реализации проекта:

● Непосредственно образовательная деятельность

● Игры

● Беседы

● Театрализованные постановки с участием детей

● Консультации родителям.

Продукты реализации проекта:

● Выставка детских рисунков «Какого цвета доброта?»

● Открытое занятие по теме: «В мире доброты».

План реализации проекта:

Первый этап. Раздел «Нравственное воспитание» включен почти во все образовательные программы, адресованные детям дошкольного возраста. Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Второй этап. Разработка проекта.

1. Довести до детей и родителей важность данной темы.

2. Подбор методической  литературы.

3. Подбор  наглядно-дидактического  материала, художественной литературы (по теме проекта).

Третий этап. Выполнение проекта.

Интеграция образовательных областей 

Формы организации совместно-образовательной деятельности

Рассматривание иллюстраций к сказкам с изображением добрых и злых героев, этические беседы с использованием наглядных дидактических пособий «Уроки доброты».Ситуативный рассказ о хороших и плохих поступках в течение дня, расширение словаря за счет слов-понятий «хороший - плохой», «добрый - злой», «смелый - трусливый», «честный - лживый». Беседы «Как заботиться о близких людях?», «Играем дружно», «Умей извиниться», «Почему любят честных и смелых?», «Мы умеем вежливо разговаривать».Чтение сказок и рассказов по теме, воспроизведение диалогов сказочных героев, разучивание стихов по теме, чтение и объяснение смысла пословиц и поговорок о доброте.Наблюдение за поступками взрослых и детей, побуждение детей к выражению доброго отношения к окружающим (во время приветствия, во время игр, в режимных моментах). Дидактические игры «Вежливые слова», «Что такое хорошо и что такое плохо?».Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад».«Лечим» книжки, ухаживаем за комнатными растениями, помогаем поддерживать порядок в группе (убираем игрушки, наводим порядок в уголках).Рисование «Какого цвета доброта?» (смешивание красок).Беседа «Добрые слова улучшают настроение».Дидактическая игра «Скажи другу доброе слово».Прослушивание песен «Дружба начинается с улыбки»; «Друзья» (группа «Барбарики»).Беседа «Добрый человек не оставит в беде».Подвижные игры и физкультминутки с тематическим содержанием.

 Четвертый этап. Итоги проекта.

1. Выставка детских рисунков  «Какого цвета доброта?»

2. Открытое занятие по  теме: «В мире доброты».

 Пятый этап. Определение задач для новых проектов.

1. Продолжать формировать  добрые дружеские взаимоотношения  в детском коллективе;

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание детей в условиях перехода на ФГОС ДО