Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 16:50, курсовая работа
Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм
1.Введение…………………………………………………......1
2.Что же такое «духовность»?..............................................2
3 Что же такое «нравственное воспитание»?..........………...3
4. Школа — один из очагов воспитания духовности………4
5. Духовно-нравственное воспитание школьников…………5
6.Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства……………………………………..6
Грибова. А.С
Научный руководитель
«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически»
Фридрих Шиллер
Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является одной из серьезных современных проблем в преподавании изобразительного искусства. Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.
Удивительно, но уже маленькие дети приносят в школу художественные штампы: синие тучки на белом небе, белая земля с изображенной на ней черной дорогой и т. д. Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества обучающихся, а также специальные, предметные и общеинтеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его. Таким образом, необходимо развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь, отличать подлинное от подделки.
Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.
2. Что же такое «духовность»?
Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим главную роль в нравственном воспитании отводят классному руководителю.
Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.
Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных отношений.
В ходе этого процесса осуществляется последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим людям, обществу, Отечеству и миру в целом. Целью воспитания и развития духовных и нравственных идеалов становится воспитание достойного гражданина своей страны, высоконравственной, творческой, инициативной личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Общество требует от нас, педагогов, полной ответственности за судьбы наших учеников. Это значит, что мы должны максимально сконцентрировать в своих руках все виды воздействия на личность ребенка. Ведь человек – не только плоть, но и душа, у которой тоже есть большие потребности. Самой надежной гарантией того, что творческие замыслы и действия человека пойдут на пользу и ему, и его окружению, являются только его духовность и нравственность.
В наше время зачастую у молодежи наблюдается отсутствие общественного идеала. Но без него нельзя выпускать их в жизнь. Аксиома такая: мы ценим человека по тому главному, что в нем есть – по его отношению к обществу, к родине, труду, по его знаниям, уму, взглядам, интересам, умениям – всему тому, что составляет нравственное, профессиональное, гражданское, духовное богатство личности. Проблема соотношения внутренней и внешней культуры – очень сложная проблема.
Информация о работе Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства