Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2015 в 16:50, курсовая работа

Краткое описание

Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм

Содержание

1.Введение…………………………………………………......1
2.Что же такое «духовность»?..............................................2
3 Что же такое «нравственное воспитание»?..........………...3
4. Школа — один из очагов воспитания духовности………4
5. Духовно-нравственное воспитание школьников…………5
6.Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства……………………………………..6

Вложенные файлы: 1 файл

педагогика курсовая.docx

— 37.97 Кб (Скачать файл)

Казанский Федеральный Университет 
Институт Филологии и Межкультурной Коммуникации 
Высшая школа искусств им. Салиха Сайдашева 
Кафедра Изобразительного искусства и Дизайна.

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ТЕМА: Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства.

 

 

 

 

 

 

 

Студент ка  3 курса

Группа  10.3-208

Грибова. А.С

 

Научный руководитель

Ахмадуллина Р.М.

кандидат педагогических наук

 

 

 

г. Казань.2015.г

Содержание

1.Введение…………………………………………………......1

2.Что же такое «духовность»?..............................................2

     3 Что же такое «нравственное воспитание»?..........………...3

     4. Школа — один из очагов воспитания духовности………4

     5. Духовно-нравственное воспитание школьников…………5

     6.Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках       изобразительного искусства……………………………………..6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

«Чтобы воспитать человека чувствующим и думающим, его следует, прежде всего, воспитать эстетически»

Фридрих Шиллер

 

Сегодня в мир наших детей вошли слишком громкая и грубая песня, слишком яркие и агрессивные мультфильмы, слишком жестокие компьютерные игры, слишком упрощенное «мобильное» общение, лишенные подлинных чувств детские книги. Дети подчас «зависают» перед компьютерами, что сейчас считается современным. Но что они с этого имеют? С одной стороны, когда ребенок с компьютером на «ты», у него вырабатывается быстрота реакции, он учится выбирать стратегию поведения и обучения. С другой стороны, привычка действовать в компьютерном виртуальном мире может нарушить адекватное восприятие мира реального, что может вызвать такие отклонения личности как уход в себя, аутизм. Может ли ребенок в жестоких компьютерных играх познать мир и обрести опыт гуманного общения с другими людьми? Постоянное длительное общение с компьютером ограничивает интеллектуальную активность ребят, приучает действовать по определенному образцу, алгоритму, и закрепляет шаблонность мышления, заглушая их творческий потенциал. И это является  одной из серьезных современных проблем в преподавании изобразительного искусства. Одна из причин бездуховности молодежи – в недостатке образцов настоящего, высокого искусства, которое призвано воспитывать душу. Именно предметы эстетического цикла должны восполнить этот пробел.

Удивительно, но уже маленькие дети приносят в школу художественные штампы: синие тучки на белом небе, белая земля с изображенной на ней черной дорогой и т. д.  Чтобы дети видели мир во всем великолепии, богатстве красок, необходимо развивать духовно-нравственные качества обучающихся, а также специальные, предметные и общеинтеллектуальные умения; анализировать состояние души и окружающего мира, осознанно выбирать средства для их отображения, прогнозировать создаваемый художественный образ, то есть результат деятельности, оценивать его. Таким образом, необходимо развить у учащихся умения организации самостоятельной деятельности, чтобы дети могли украшать свою жизнь, отличать подлинное от подделки.

Одним из основных принципов программы «Изобразительное искусство и художественный труд» является принцип «от жизни через искусство к жизни». Этот принцип постоянства связи искусства с жизнью предусматривает широкое привлечение жизненного опыта детей. Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность осознания своих собственных переживаний, своего внутреннего мира, являются важными условиями духовного развития личности, то есть, формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Что же такое «духовность»?

 

Платонов Г. В., Косичев А. Д. в своей статье дают следующие определения:

  • Личностное качество, проявляющееся в совокупности сознания, умственных и нравственных сил, веры и воли, направленности на доброту;

  • Идеальная потребность человека в познании сущности своего предназначения, в стремлении преодолеть конечность своего бытия и строить свои отношения с окружающим миром на принципах любви, красоты, творчества;

  • Комплекс морально-нравственных качеств человека, характеризующихся способностями мотивировать свое поведение; морально-нравственный суверенитет или морально-нравственная несвобода человека, обоснованная этапом развития общества и личностного самосознания.

Истинная, праведная духовность — целостная совокупность идей и чувств, добра и любви, возвышенного и прекрасного, совести и милосердия, жажды знаний и сохранении мира с другими людьми и природой — вдохновляет личность на героические подвиги и самоотверженный труд, вселяет оптимизм, уверенность в успехе доброго дела.

 

 

3.Что же такое «нравственное воспитание»?

 

Нравственное воспитание молодёжи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. В связи с этим  главную роль в нравственном воспитании отводят классному руководителю.

Нравственное воспитание – целенаправленное формирование морального сознания, развитие нравственных чувств и выработка навыков и привычек нравственного поведения.

Нравственное воспитание – двухсторонний процесс. Он заключается в воздействии воспитателей на воспитанников и в их ответных действиях, т.е. в усвоении ими нравственных понятий, в переживании своего отношения к нравственному и безнравственному в поступках и во всем поведении. Нравственные понятия становятся руководством к действию только тогда, когда они не просто заучены, а глубоко осмыслены и превращены в моральные убеждения. Наличие таких убеждений и устойчивых привычек нравственного поведения свидетельствует о воспитанности человека в нравственном отношении, его нравственной зрелости. Единство нравственного сознания, воплощенное в устойчивых нравственных качествах, - важнейший показатель соответствия между процессом воспитания и нравственным развитием личности.

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Школа — один из очагов воспитания духовности.

 

Духовное воспитание — одно из главных направлений образовательной и воспитательной работы школы. Одной из важнейших задач духовно-нравственного воспитания считается осознание учащимися духовных ценностей, их значения для людей, извлечение личностного смысла этих ценностей. Большое внимание уделяется воспитанию патриотических чувств, уважения и почтения к старшим, бережного отношения к природе, культурным традициям России, любви и уважении к человеческой личности и вместе с тем формированию умения отличать хорошее от плохого, полезное от вредного и т.д. 
 
Одним из средств воспитания духовности учащихся является изобразительное искусство. Главная цель художественного образования определяется как формирование духовной культуры личности, которая осуществляется в ходе приобщения школьников к общечеловеческим ценностям и высоким эстетическим идеалам.

 
В 1974 году была создана проблемная группа под руководством народного художника Б.М. Неменского, которая занялась разработкой новой программы изобразительного искусства. 
 
Б. М. Неменский определил задачи, стоящие перед художественным образованием, и сгруппировал их в следующие категории:

  • Искусство как культура отношения ко всем явлениям жизни — эта группа задач вбирает в себя содержание искусства, выраженные через него нравственно-эстетические, эмоционально ценностные критерии общества.

Сюда входит культура отношения к самому обществу (политическая, социальная стороны воспитания), культура отношения к человеку и к миру вещей (нравственная сторона отношений), культура отношений к миру природы (экологическая сторона).

  • Искусство как творчество — развитие ассоциативно-образного мышления, способности связывать в своем сознании далекие друг от друга явления, видеть общности, видеть систему там, где она только в намеке; способность рождать в своем сознании на основе восприятия жизни художественный образ и уметь его воспринимать в произведениях искусства.

  • Искусство как язык, как система знаков, основывается на таких элементах, как композиция, линия, цвет, объем, пространство. Постижение языков искусства необходимо не только художникам, но и зрителям искусства.

Борис Михайлович считал, что ни одна из задач не может заменить другую. Подлинно художественно грамотным, развитым человеком может считаться только тот, кто получил от искусства (художественного образования) эти три развития в гармонии. 
 
Программа была разработана. Определены ее принципы, определено содержание с 1 по 11 класс. Первый ее вариант был издан в 1975 году. Программа предполагала сочетание двух предметов — изобразительное искусство и художественный труд. 
 
В настоящее время в школах преподавание изобразительного искусства осуществляется по программе «Изобразительное искусство и художественный труд», авторами которой являются: Б.М. Неменский, В.Г. Горячев, Л.А. Неменская, Н.А. Горячева, А.С. Питерских, М.Т. Ломоносова, Е.И. Коротеева. В ее основу положен ранее разработанный курс. 
 
Программа построена так, чтобы дать младшим школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В основе лежит метод наблюдений и эстетическое переживание окружающей реальности, что является важным условием усвоения детьми программного материала. Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. 
 
Основной задачей начальной школы в художественном образовании явилась следующая: через искусство заложить основы художественного, эстетического восприятия явлений окружающей жизни. 
 
Рассмотрев содержание программы, можно сделать выводы:

  1. Авторами осознается высокая социально-формирующая, а не развлекающая роль искусства;

  1. Искусство способно духовно обогатить ребенка;

  1. Средства изобразительного искусства способствуют становлению творческой, эстетически развитой личности;

  1. Школа играет важную роль в духовном воспитании детей, прежде всего этому способствуют предметы эстетического цикла, приобщающие учащихся к искусству.

Итак, духовное воспитание школьников должно занимать важное место во всем учебно-воспитательном процессе, так как оно развивает не только личностные качества ребенка, но и всю личность в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Духовно-нравственное воспитание школьников.

 

Духовно-нравственное воспитание - это педагогически организованный процесс  усвоения и принятия базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных отношений.  

 

В ходе этого процесса осуществляется последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, к другим людям, обществу, Отечеству и миру в целом. Целью воспитания и развития духовных и нравственных идеалов становится воспитание достойного гражданина своей страны, высоконравственной, творческой, инициативной личности, подготовленной к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Общество требует от нас, педагогов, полной ответственности за судьбы наших учеников. Это значит, что мы должны максимально сконцентрировать в своих руках все виды воздействия на личность ребенка.  Ведь человек – не только плоть, но и душа, у которой тоже есть большие потребности. Самой надежной гарантией того, что творческие замыслы и действия человека пойдут на пользу и ему, и его окружению, являются только его духовность и нравственность. 

 

В наше время зачастую у  молодежи наблюдается отсутствие общественного идеала. Но без него нельзя выпускать их в жизнь. Аксиома такая: мы ценим человека по тому главному, что в нем есть – по его отношению к обществу, к родине, труду, по его знаниям, уму, взглядам, интересам, умениям – всему тому, что составляет нравственное, профессиональное, гражданское, духовное богатство личности. Проблема соотношения внутренней и внешней культуры – очень сложная проблема. 

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках изобразительного искусства