Инновационные технологии. Методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 01:55, реферат

Краткое описание

Образование третьего тысячелетия – это образование для конкретного человека и человечества вообще. Главное в новой парадигме образования - это ориентация на интересы личности, адекватные современным тенденциям развития общества, признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
1.Инновационные технологи:
I. Интегральная образовательная технология………………………… 5
II. Технология разноуровневого обучения……………………………. 7
III Технология игрового обучения…………………………………….. 8
IV. Информационно-коммуникационные технологии……………….. 9
V. Адаптивная система обучения……………………………………...10
2.Методы обучения……………………………………………………… 12
Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки…………………………………………………..…………17
Дистанционное обучение…………………………………………….20
Проблемное обучение. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения……………………………………………….21
3.Анализ урока, построенного на основе использования в процессе обучения инновационных технологий…………………………………26
Заключение……………………………………………………………....29
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

Инновационные технологии, методы обучения.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

    Введение……………………………………………………………………3

    1.Инновационные технологи:

    I. Интегральная образовательная технология………………………… 5

    II. Технология разноуровневого обучения……………………………. 7

    III Технология игрового обучения…………………………………….. 8

    IV. Информационно-коммуникационные технологии……………….. 9

    V. Адаптивная  система обучения……………………………………...10

    2.Методы обучения……………………………………………………… 12

    • Программированное обучение: сущность, достоинства и недостатки…………………………………………………..…………17
    • Дистанционное обучение…………………………………………….20
    • Проблемное обучение. Проблемные ситуации как основа проблемного обучения……………………………………………….21

    3.Анализ урока, построенного на основе использования в процессе обучения инновационных технологий…………………………………26

    Заключение……………………………………………………………....29

Библиографический список 
 
 
 
 
 
 

 

Введение

     Образование третьего тысячелетия – это образование для конкретного человека и человечества вообще. Главное в новой парадигме образования - это ориентация на интересы личности, адекватные современным тенденциям развития общества, признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Обучение и развитие человека взаимосвязаны с его творчеством а последнее с познавательной деятельностью: развивается лишь тот, кто познает, создает и творит новое, реализует возможности своего внутреннего мира.

     Но  познание и творчество возможно только в условиях свободы выбора. Творчество результата можно ожидать только тогда, когда ученик обеспечен правом выбора смысла и целей своего образования, когда деятельность, организованная учителем, воспринимается учеником как своя собственная. То есть одной из главных проблем образования является приобщение учащихся к познавательной творческой деятельности в процессе обучения. В основе лежит психология творческого мышления, процедура поиска нового, попытка формализации творческой деятельности, формирование учебно-познавательной эвристической деятельности.

Таким образом, субъектом нашего исследования является ученик, объектом – познавательная деятельность.

     Такой подход обуславливает важность постановки и разрешения современной школой проблем:

- развитие  творческой личности;

- формирование  творческого коллектива;

- управление  процессом развития творческими  коллективами.

     Выбирая инновационные технологии одним  из методов решения данных проблем, мы понимаем, что инновации относительно педагогики – это не использование отдельных способов обучения, а целенаправленные изменения в системе обучения, преобразования, которые улучшают развитие, управление и результаты. Они должны касаться сущности педагогической системы, комплексно охватывать все ее элементы, т. е. речь идет об оптимизации системы. Но нововведения могут и ухудшать систему. Поэтому, на наш взгляд, суть не в них самих, а в их целесообразности в конкретных условиях, т.е. в данном учебном заведении. Поскольку мы имеем дело с процессом, то прежде всего следует определить следующие цели: глобальную (стратегическую) для образовательного учреждения, цели долгосрочного планирования и тактические цели.

     Глобальная ( стратегическая) цель образовательного учреждения – формирование и развитие социально зрелой, творческой личности. Целями долгосрочного планирования есть: оптимизация преподавания; формирование устойчивой потребности к саморазвитию, превращение ребенка в активного субъекта собственного учения, развитие положительной Я - концепции каждого участника учебно-воспитательного процесса.

     Одной из тактических целей является развитие познавательной деятельности учащихся. Инструментарием для развития познавательной деятельности учащихся являются инновационные технологии обучения. Ожидаемый ближайший результат от внедрения инновационных технологий обучения :

- оптимизация  системы специальных, предметных  знаний и умений со стороны  всех участников учебно-воспитательного  процесса

- умение осуществлять учебно-познавательную деятельность и самостоятельно добывать информацию

- умение  оценивать собственную учебно-познавательную  деятельность, учебные достижения  и уровень образования.

 

      Современный образовательный процесс  немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся. Необходимо добиваться, что бы ученик стал активным участником учебного процесса, а учитель, забыв о роли информатора, являлся организатором познавательной деятельности ученика. Предлагаю вашему вниманию некоторые инновационные технологии, часть из которых использую в своей практике на уроках математики.

I. Интегральная образовательная технология.

Принципы: многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности. Изучение крупными блоками, применение опор, ориентировочных основ деятельности.

Эта технология используется при изучении математики в старших классах. Это активные формы обучения: уроки – лекции, семинары, консультации.

     Теоретический материал излагается “блоком”. Используется двукратное объяснение: сначала в  форме лекции с применением средств  наглядности, затем кратко, с выделением опорных знаний и вычленением  наиболее существенного в изложенном. Новый материал, изучаемый на лекции, неоднократно повторяется учащимися и рассматривается в разных связях на семинарских занятиях. Основные направления работы на семинаре определяются девизом. Например: “Все познается в сравнении”, “Практика – есть критерии истины” и т.д. Лекции проводятся вводные, текущие, заключительные. Преподавание материала “блоком” дает экономию учебного времени, позволяет больше его затрачивать на формирование умений, обсуждение изученного, обучение учащихся высказывать своё мнение, оценивать содержание материала. В зависимости от подготовленности класса лекции проводятся дедуктивно или индуктивно. На индуктивной лекции развиваются мыслительные способности учащихся, их умения строить гипотезы, делать обобщения. На лекции учащиеся привлекаются к самостоятельному разъяснению вопросов, имеется возможность вести проблемное изложение, активизировать мыслительную деятельность, их способность к построению рассуждений в процессе решения поставленных перед ними задач. На лекции учащиеся ведут поиск скрытых от них существующих связей, закономерностей, получают удовлетворение и проявляют большой интерес к предмету, когда найденный ими вариант решения признается истинным, правильным. Для осмысления содержания лекции включаются вопросы. Например – Как вы думаете? – В чем ошибочность такого высказывания? – Как подтвердить правильность высказанного положения? – Каковы области применения данных знаний?

     Каждую  лекцию стараемся делать проблемной. Вначале ставится проблема, а учащиеся подводятся к решению этой проблемы.

     Таким образом учебная лекция – очень важная, активная форма работы по развитию мышления учащихся. Учащимся рекомендуется составлять конспекты, схемы по теме, блоку. По всем темам курса математики составлены конспекты. Теоретический материал, изученный на лекции, закрепляется на уроках семинарах. На семинарах учащимся предлагается основное задание. Оно идет по трем программам I, II, III. Основное задание выполняют все учащиеся. Но каждый выбирает свою программу. Вторая часть семинара посвящена работе по вариантам 1,2,3,4 избранной программы. Над программами работают индивидуально, парами, группами (по желанию учащихся). По каждой теме запланированы семинарские занятия, консультации. Проводятся несколько видов семинаров: обучающий; самостоятельное приобретение знаний по заданной разработке; семинар – практикум по решению расчетных задач; обучающе-практические семинары. Преобладающей функцией семинара является обучающая. Но на них обязательно осуществляется контроль. Затем проводится итоговый контроль.

II. Технология разноуровневого обучения.

   Эффективная организация образовательного процесса невозможна без использования индивидуально-дифференцированного  подхода к учащимся, в соответствии с их наклонностями, интересами и  возможностями. В обучении математике дифференциация имеет особое значение. Это обусловлено спецификой предмета: У одних учащихся усвоение математики вызывает значительные трудности, а у других проявляются явно выраженные способности к изучению предмета. Проблему прочности знаний по математике можно решить через технологию уровневой дифференциации. Реализуя ее, определяем следующую последовательность действий:

  1. Определение содержания учебного материала;
  2. Разработка технологической карты для учащихся;
  3. Блочное изучение материала;
  4. Создания методического инструментария /задания разноуровневого характера/ для подготовки к зачету;
  5. Устный зачет по теме /учащиеся делятся на однородные группы, каждой группе предлагаются задания, соответствующие уровню развития учащихся группы /;
  6. Письменный зачет;
  7. Диагностика результатов обучения.

   В организации процесса обучения учащихся ориентируюсь на введение трех стандартов:

  1. обязательной общеобразовательной подготовки (уровень, которого должен достичь каждый ученик): усвоение ЗУН в рамках учебной программы;
  2. повышенной подготовки, определяющейся заданной глубиной овладения содержанием учебного предмета;
  3. обучение на уровне углубленного изучения предмета для интересующегося, способного ученика. Обучение происходит на индивидуальном максимально возможном уровне трудности.

   В условиях дифференциации ученик определяет направления собственной реализации на основании имеющихся способностей, склонностей, интересов и выбирает ту образовательную траекторию, которая ему наиболее близка. Выбор уровня сложности достаточно подвижен и делается не “навсегда”. К самостоятельному выбору заданий учеников надо готовить, советовать какое задание выбрать, но право выбора остается за учеником. Осуществляя контроль и оценку знаний учащихся, важно добиться, чтобы оценка отражала не только обученность, но и обучаемость, т.е. чтобы ученик стал субъектом учебной деятельности. Не будем забывать о том, что изучение каждого предмета в школе – не цель, а средство развития ребенка. Для оценки успехов учащихся необходимо определить, как усвоено содержание: на уровне воспроизведения фактов, их реконструирования или на вариативном уровне (уровне мыслительных операций).

III. Технология игрового обучения.

Данная  технология способствует повышению  интереса учащихся к различным видам  учебной деятельности и познавательной активности. Игры рассматриваются как вид деятельности, как форма организации работы учащихся и метод обучения. “Игра – едва ли не единственный вид деятельности, специально тренирующий творчество не как отдельную способность к чему-либо, а как качество личности. Игра на уроке активизирует мысль и разряжает обстановку”. Это уроки-сказки, общественные смотры знаний, уроки-соревнования, брейн-ринги и т.д. Кроме того, обобщающие уроки провожу в форме игр – путешествий. Технология игрового обучения помогает достичь прочного усвоения учащимися знаний по предмету.

IV. Информационно- коммуникационные технологии.

     Использование информационных и коммуникационных технологий открывает новые перспективы  и поразительные возможности  для обучения. ИТ можно использовать на различных этапах урока: для проведения разминки, на этапе объяснения нового материала, для коррекции знаний, умений, навыков. Информационные технологии делают уроки яркими и содержательными, развивают познавательные способности учащихся и их творческие силы. Эти задачи решаются через технологию мультимедийных уроков. Одновременное воздействие на два важнейших органа (слух и зрение) облегчает процесс восприятия и запоминания информации.

     Применение  на уроках интерактивных презентаций, созданных учителем и учащимися, позволяет эффективно проводить проверку выполненных заданий и убедиться в правильности ответа, активизирует познавательную деятельность учащихся. Учащиеся имеют возможность принимать активное участие в создании уроков (поиск и систематизация информации), тем самым, формируя навыки самостоятельной работы по предмету, а так же навыки владения информационными компьютерными технологиями. При подготовке к урокам ученики могут использовать Интернет-ресурсы, образовательные сайты как информационное поле, позволяющее получить дополнительную оперативную, актуальную информацию по темам урока.

     На  своих уроках учитель может использовать интерактивное тестирование учащихся в режиме On-line, развивающее интеллектуальные способности учащихся, так как  один и тот же тест они могут проходить по несколько раз, пока не будет получен положительный результат.

Таким образом, использование компьютерных технологий дает увеличение плотности  урока без ущерба качеству усвоения, позволяет учителю повысить темп урока, помогает лучше усвоить логику рассуждений. Все это повышает уровень обучения и вызывает интерес учащихся к предмету.

Информация о работе Инновационные технологии. Методы обучения