Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 06:41, курсовая работа
Актуальность данной темы обусловлена тем, что интеллект - важнейший структурный компонент психики. Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Интеллект заключает в себе продуктивное начало.
Интеллектуальное развитие близнецов
Содержание
Актуальность данной темы обусловлена тем, что интеллект - важнейший структурный компонент психики. Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт. В данном случае интеллект фактически отождествляется со способностью к учению. Интеллект заключает в себе продуктивное начало. Самое существенное для человеческого интеллекта состоит в том, что он позволяет отражать закономерные связи и отношения предметов и явлений окружающего мира, тем самым дает возможность творчески преобразовывать действительность.
Задача установления уровня интеллекта является одной из самых главных в психологии с момента оформления этой науки. Именно интеллектуальный показатель человека позволил охарактеризовать его психические и моральные качества. Установление количественных и качественных зависимостей этих показателей от уровня развития интеллекта позволил разработать разнообразные методики исследования интеллекта и связанных с ним качеств. Оценка интеллекта как специфической деятельности человека дала начало методикам подобно тесту Айзенка. Установление его структуры породило огромное количество тестов, исследуемых различные аспекты.
Хотя психическое развитие близнецов и подчиняется тем же законам, что и развитие детей, рождающихся поодиночке, оно, безусловно, имеет некоторые особенности. Ведь с момента рождения близнецы постоянно находятся вместе и уже после 5 - 6 месяцев они начинают осознавать присутствие друг друга. Со временем каждый из них все более сильно испытывает на себе влияние настроения другого.
Наибольшее внимание в литературе уделяется медицинским аспектам развития близнецов. Можно отметить работы, написанные, в основном, в соавторстве: Е.Т.Лильин, П.Б. Гофман-Кадошников «Близнецы, наследственность, среда», В. В.Семенов, Б. И. Кочубей «Близнецы: проблемы воспитания и развития», Е. А.Сергиенко, Т.Б.Рязанова, Г.А.Зиленская, А.В. Дозорцева «Развитие близнецов и особенности их воспитания», М.С.Егорова, Н.М. Зырянова «Генотип. Развитие. Среда», И.И. Канаев «Близнецы и генетика». Все перечисленные выше работы носят общий характер.
Исследованием интеллекта близнецов занимались А.Сибурина, Р.Стернберг, Ан. А.Фингелькурц, Ал. А. Фингелькурц.
Объект исследования - интеллектуальное развитие близнецов.
Предмет исследования - особенности интеллектуального развития близнецов.
Цель данного исследования - определить особенности интеллектуального развития близнецов.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Особенности условий развития психики близнецов определяются кроме генетических, в первую очередь, следующими факторами: а) пренатальным развитием; б) отношением окружающих людей к близнецам и, прежде всего, отношением к ним их родителей; в) отношениями близнецов друг с другом. К такому выводу приходят многие ученые, занимающиеся проблемами психологии близнецовой пары1.
Однояйцовые близнецы - монозиготные близнецы - получаются, если одна оплодотворенная яйцеклетка по неизвестным причинам расщепляется на две равные части. Они всегда одного пола и очень похожи внешне, у них идентичный набор генов, одинаковые группы крови.
Двуяйцовые близнецы - дизиготные близнецы - это два ребенка, развившиеся из разных яйцеклеток, оплодотворенных одновременно, т.к. у некоторых женщин ежемесячно созревает не одна яйцеклетка, а несколько. Они могут быть как одного, так и разных полов и различаются и внешне, и по набору генов.
Широко распространенное мнение об «одинаковости» МЗ близнецов действительно базируется на своеобразном проявлении идентичности их генотипов. Это утверждение хорошо документировано многочисленными исследованиями по изучению разлученных в детстве близнецов, которые многие годы даже не знали о существовании друг друга. Разлученные МЗ близнецы значительно больше похожи не только внешне, но и по поведению, выбранной профессии, привычкам, количеству детей (одинакового пола), их именам, событиям в жизни – они в одно и то же время женятся, разводятся, поступают на одни и те же курсы, чем даже ДЗ близнецы выросшие вместе! Однако, отталкиваясь от наблюдаемых внешне проявлений сходных или различных генотипов, люди, имеющие дело с близнецами, начинают приписывать им сходство или различие черт, которые не определяются генотипически, во всяком случае, непосредственно2.
Это «приписывание» не может пройти бесследно для формирования психики близнецов, особенно в тех случаях, когда оно превращается в четко формулируемую стратегию воспитания. Другим, не менее важным, негенетическим фактором, характеризующим специфику развития МЗ близнецов, является фактор отношений самих близнецов внутри пары.
Специфика этих отношений характеризуется тем, что два ребенка одного возраста вынуждены постоянно находиться вместе. Такая ситуация приводит обычно к возникновению двух полярно действующих факторов их развития. Постоянное общение близнецов друг с другом, общие условия их развития, отношение к ним окружающих как к паре приводят к возникновению специфических условий развития самосознания у близнецов, к их взаимной идентификации и большей привязанности и взаимозависимости, к стремлению во всем и всегда походить друг на друга. Это фактор, получивший название «реакции близнецовости», действует в сторону нивелирования различий между членами близнецовой пары. То же самое постоянное общение близнецов друг с другом, а также общение их как пары с другими детьми часто приводит к возникновению у них распределения социальных ролей, что способствует их большей дивергентности и формированию у них различных психических свойств.
Действие «реакции близнецовости» сказывается на формировании самосознания близнецов и определяемых им психических черт. Этот факт связан с тем, что основной проблемой при становлении самосознания и проявления высших психических функций у близнецов является преодоление их связи друг с другом. Им нужно пройти через отделение образа «Я» от образа «Мы», который первоначально формируется у близнецов под влиянием отношения окружающих к ним как к паре, а также под воздействием абсолютного сходства внешнего облика МЗ близнецов.
Близнецы, особенно МЗ, внешнее сходство которых очень высоко, так привыкают смотреть на партнера как на свое зеркальное отражение, что так же легко и часто отзываются на имя со-близнеца, как и на свое собственное, иногда называют себя одним общим именем, приписывают близнецу-партнеру свои собственные личностные черты и свойства, а в крайних случаях могут смешивать события, которые происходили с ними и с их партнерами по близнецовой паре. Все это чрезвычайно затрудняет процесс индивидуализации близнецов по сравнению с одиночно-рожденными детьми.
Следствием затрудненного формирования самосознания у близнецов является их сильно развитая взаимная идентификация. Описанные особенности развития МЗ близнецов с неизбежностью сказываться и на параметрах их интеллектуального развития. Смена стадий развития мышления в онтогенезе определяется усложнением опосредования мыслительных процессов. При этом важнейшим средством управления собственной деятельностью является речь. Поэтому развитие речи представляет для нас особый интерес.
Таким образом, большинство авторов заключает, что развитие речи у близнецов в целом отстает от нормы. Близнецы позже начинают говорить, лексический запас слов близнецов более беден, чем у одиночно-рожденных. В первую очередь отмечаются дефекты в развитии развернутой социализированной речи. Особенно сильны отставания в развитии коммуникативной речи. Кроме того, МЗ близнецы отстают от одиночно-рожденных и по ряду других показателей психического и физического развития. Это отставание, с одной стороны, является следствием неблагоприятных условий их пренатального развития3. С другой стороны, причиной является специфика их совместного развития. Поскольку обычно одиночно-рожденный ребенок постоянно находится в обществе взрослых, он вынужден осваивать нормальную социализированную речь для того, чтобы понимать их и быть понятым самому. У близнецов, которые имеют постоянного партнера того же возраста и того же уровня психического и физического развития, нет такой необходимости, поскольку они обычно находят средства для понимания друг друга.
Здесь необходимо отметить, что в случае если рождается только один из близнецов (или они разлучены с младенчества), то отмеченные негативные стороны совместного близнецового развития в постнатальный период не наблюдаются.
Е. Торндайк считал интеллектом общую способность, которая проявляется в большом числе задач. Это способность формирования связей между идеями, концепциями. Личностями высокого интеллекта следует считать тех, кто способен формировать большое число связей и уже имел возможность (через опыт, образование) проявить свои способности4.
А согласно Полани Л., интеллект относится к одному из способов приобретения знаний. Но, на взгляд большинства других авторов, приобретение знаний (ассимиляция, по Пиаже Ж.) выступает лишь побочной стороной процесса применения знаний при решении жизненной задачи. Важно, чтобы задача была действительно новой или, по крайней мере, имела компонент новизны. С проблемой интеллектуального поведения тесно связана проблема «трансфера» - переноса «знаний - операций» из одной ситуации на другую (новую).
Но в целом развитый интеллект, по Пиаже Ж., проявляется в универсальной адаптивности, в достижении «равновесия» индивида со средой5.
Любой интеллектуальный акт предполагает активность субъекта и наличие саморегуляции при его выполнении. По мнению Акимовой М. К., основой интеллекта является именно умственная активность, в то время как саморегуляция лишь обеспечивает необходимый для решения задачи уровень активности. К этой точке зрения примыкает Голубева Э.А, полагающая, что активность и саморегуляция являются базовыми факторами интеллектуальной продуктивности, и добавляет к ним еще и работоспособность6.
Таким образом, можно дать первичное определение интеллекта как некоторой способности, определяющей общую успешность адаптации человека к новым условиям. Механизм интеллекта проявляется в решении задачи во внутреннем плане действия («в уме») при доминировании роли сознания над бессознательным. Однако подобное определение столь же спорно, как и все другие.
В своем интеллектуальном развитии близнецы в основном подобны одиночнорожденным детям, за распространенным исключением в сфере развития речи. Согласно данным исследований, интеллектуальный уровень большинства близнецов находится в пределах нормы - хотя в среднем у близнецов коэффициент интеллекта на несколько баллов ниже, чем у одиночнорожденных детей7.
Существует несколько возможных причин этого небольшого расхождения. Среди близнецов больше недоношенных детей и детей с малым весом, а у них выше риск возникновения трудностей в обучении. Установлено, что если промежуток времени между появлением детей в семье небольшой, для них складываются менее благоприятные условия интеллектуального развития. Это относится как к младшему, так и к старшему ребенку и объясняется тем, что каждый ребенок получает меньше родительского внимания. Конечно, это в полной мере относится и к близнецам.
Результаты исследования, в котором сравнивался интеллект близнецов и детей, потерявших своего соблизнеца в детстве и поэтому воспитанных как одиночнорожденные, показали, что интеллект последних в среднем выше. Этот факт имел место даже несмотря на то, что многие из этих выживших близнецов в детстве имели больше проблем развития. Это исследование показывает, что фактор воспитания более важен для интеллектуального развития близнецов, чем условия их физического развития.
Тем не менее, эти различия не столь значительны, чтобы о них следовало беспокоиться. Результаты всех исследований подчеркивают, что родители и учителя должны уделять особое внимание трудностям развития близнецов и попытаться компенсировать его недостатки8.
По уровню интеллекта, как и по физическому росту, однояйцовые близнецы больше похожи друг на друга, чем разнояйцовые. Между разнояйцовыми близнецами по мере взросления обнаруживается все меньше и меньше сходства, и в итоге они становятся похожими по своему интеллектуальному развитию не больше, чем обычные братья и сестры. Напротив, у однояйцовых близнецов «скачки» и «задержки» умственного развития, как и физического роста, происходят одновременно.
В однояйцовых близнецовых парах с разным весом при рождении меньший близнец обычно находится в менее выигрышном положении с точки зрения интеллектуального развития. Однако часто реальные различия в школьной успеваемости между близнецами оказываются меньше, чем можно было бы ожидать по результатам тестов на интеллект. Это во многом объясняется тем, что меньший ребенок получает постоянную стимуляцию от своего более способного соблизнеца.
Различия физического развития в паре разнояйцовых близнецов могут стать очень очевидными в подростковом возрасте. В норме время наступления полового созревания сильно варьирует, поэтому неудивительно, если у одного близнеца скачок роста произойдет на несколько лет раньше, чем у другого. Иногда эти различия очень смущают меньшего близнеца, которого начинают принимать за младшего брата или сестру.
Порой более ранее начало пубертата у одного из близнецов может восстановить равновесие между ними. Л. и М. были разнояйцовыми братьями-близнецами, и первые 12 лет жизни М. был выше и сильнее. Незнакомые люди всегда принимали Л. за младшего брата. Мальчики стремились соответствовать этим ожиданиям, к несчастью для Л., который был плохо развит для своего возраста и зависел от М. В 13 лет Л. первым вступил в период пубертата и за год вырос на 12 см, перегнав своего брата. По мере роста тела то же происходило и с его уверенностью в себе. Два года спустя М. тоже вытянулся в росте и в итоге стал на 5 см выше брата. Но от этого ничего не изменилось. У Л. была возможность обрести уверенность в себе, и он ею воспользовался.