Информационно – коммуникационные технологии обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 13:05, реферат

Краткое описание

Информационные технологии обучения – это совокупность электронных средств компьютера, компьютерных сетей, компьютерных телекоммуникаций, других средств связи и способов их функционирования, используемых для реализации образовательного процесса. Очевидно, что перечисленные в этом определении средства, будут достаточно эффективны не только для непосредственной информатизации учебного процесса, но и для информатизации всего комплекса процессов, характерных для системы традиционного и открытого образования.

Содержание

Введение …………………………………………………………………3
1.Средства ИКТ, применяемые в образовании…………………………4
2.Современные информационно - коммуникационные технологии обучения…………………………………………………………………...8
3.Пути применения телекоммуникационных средств в обучении…….9
4.ИКТ и дистанционное обучение……………………………………….11
5.Виртуальная среда как основа дистанционного обучения…………..12
6.Заключение………………………………………………………………14
7.Список литературы………………………………………………………15

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Инф. ком. техн. обучения.docx

— 39.37 Кб (Скачать файл)

 

Институт экономики, управления и права(г.Казань)

 Альметьевский филиал

Отделение педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: Информационные технологии обучения

на тему:

«Информационно – коммуникационные технологии обучения»

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         Выполнила:

                                                                      Студентка 1 курса

                                                                         Заочного отделения

                                                                   Группа № 934у

                                                                  Гарипова Л.Ш.

   Научный руководитель:

                                                                                         Мельниченко Я.И.

 

 

 

                                               Альметьевск- 2014

 

Содержание

 Введение  …………………………………………………………………3                                                                                  

1.Средства ИКТ, применяемые в образовании…………………………4

2.Современные  информационно - коммуникационные     технологии обучения…………………………………………………………………...8

3.Пути применения телекоммуникационных средств в обучении…….9

4.ИКТ и дистанционное обучение……………………………………….11

5.Виртуальная среда как основа дистанционного обучения…………..12

6.Заключение………………………………………………………………14

7.Список литературы………………………………………………………15     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           3

                                                     Введение 

Информационные технологии обучения – это совокупность электронных средств компьютера, компьютерных сетей, компьютерных телекоммуникаций, других средств  связи и способов их функционирования, используемых для реализации образовательного процесса. Очевидно, что перечисленные в этом определении средства, будут достаточно эффективны не только для непосредственной информатизации учебного процесса, но и для информатизации всего комплекса процессов, характерных для системы традиционного и открытого образования. 
    В основе разработки новых научных  продуктов  информатизации образования  должно использоваться положение о  том, что повышение эффективности  работы связано, прежде всего, с возможностью информационного моделирования и оптимизации новейших технологий образования, позволяющих производить: 
оперативный мониторинг и статистический анализ данных обо всех участниках образовательного процесса; 
информационное моделирование работы образовательного учреждения; 
рассмотрение альтернативных исходов принятия того или иного решения; 
осуществление выбора оптимального решения и путей его реализации; 
контроль эффективности принятого решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          4

2.Средства ИКТ применяемые  в образовании  

Средствами  информационных технологий является «…комплекс технических, аппаратных, инструментальных программных средств, систем и устройств, функционирующих на базе вычислительной техники». В состав компьютерных средств входят локальные сети, глобальные сети (Internet), спутниковые связи.  
           Средства  ИКТ, применение которых  целесообразно непосредственно в учебном процессе системы открытого образования представляют собой компьютерные средства хранения, визуализации (воспроизведения), обработки и передачи информации.   
    Любой электронный информационный ресурс разрабатывается в соответствии с некоторым сценарием – детальным планом взаимодействия электронного информационного ресурса с пользователем, содержащим точную разбивку на отдельные структурные единицы, включающим описание содержательного, логического и временного взаимодействия структурных единиц.  
          Существует несколько подходов к позиционированию средств ИКТ, используемых в учебном процессе. Наиболее перспективным и содержательным представляется подход, при котором в качестве критерия классификации выступает область методического назначения средства ИКТ.  
     
     Классификация  средств ИКТ, нацеленных на непосредственное использование в учебном процессе 
     Современные средства ИКТ, применяемые в системе  открытого образования предоставляют  студенту возможность в удобном  для него индивидуальном темпе изучать  теорию, проводить экспериментальные  исследования, приобретать практические навыки и умения путем тренировочных действий, осуществлять самоконтроль. Одно и то же средство, вне зависимости от формы и технологии его применения в открытом образовании может быть использовано на лекции, на лабораторно-практическом занятии, при выполнении курсового и дипломного проектирования, для организации самостоятельного обучения или при проведении текущего и итогового контроля. 
      Информатизация образования. 
     а) Цели применения средств  ИКТ в образовании. 
     б) Направления применения средств ИКТ в  образовании. 
     Под информатизацией учебного процесса можно понимать весь комплекс мероприятий по использованию средств информационных технологий в

                                                             5

автоматизации всех процессов обработки информации, характерных всем, без исключения, видам деятельности современного учреждения образования.   

Выделяет  следующие основные педагогические цели использования средств современных  информационных технологий:

1) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса за счет применения средств современных информационных технологий: 
повышение эффективности и качества процесса обучения; 
повышение активности познавательной деятельности; 
увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.

2) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни  в условиях информационного общества: 
развитие различных видов мышления; 
развитие коммуникативных способностей; 
формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации; 
эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа; 
формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации; 
развитие умений моделировать задачу или ситуацию; 
формирование умений осуществлять экспериментально–исследовательскую деятельность.

3) Работа  на выполнение социального заказа  общества:подготовка информационно грамотной личности; 
подготовка пользователя компьютерными средствами; осуществление профориентационной работы в области информатики.   
Безусловно, тематические направления подобных педагогических измерений всегда корректируют с содержанием, методами, формами и средствами реализуемой педагогической деятельности.        Существует  распространенная классификация форм и видов тестовых заданий. Выделяют четыре основные формы тестовых заданий: закрытой формы, в которой тестируемые выбирают правильные ответы из нескольких предложенных; открытой формы, где ответы дают сами испытуемые; на соответствие, при ответе на которые элементам одного множества требуется поставить в соответствие элементы другого множества; на установление правильной последовательности, в которых устанавливается требуемая заданием последовательность действий, операций, вычислений.

                                                        6

 Современные средства ИКТ и информационные инструментальные среды позволяют строить педагогические тесты с выборочными, числовыми, конструируемыми ответами. На практике в системе открытого образования  чаще всего применяют закрытые тестовые задания с выборочными ответами. Такие тесты более просты в подготовке и использовании. В тестах с выборочными ответами студенты затрачивают основные усилия на выполнение задания, а не на набор ответов.   Одной из неотъемлемых для учебных заведений  сфер деятельности были и остаются научные исследования, в которые, как правило, вовлечены как педагоги, так и обучаемые. Это неслучайно, поскольку образование всегда тесно связано с новейшими достижениями научно-технического прогресса, а учебные заведения зачастую являются кузницей таких достижений. Проводимый учебный процесс интенсифицирует и поднимает на качественно новый уровень исследовательскую деятельность, а проводимые научные исследования не только являются «поставщиком» требуемого содержательного материала для организации обучения, но и сами являются компонентом учебной деятельности.  Необходимо знакомство педагогов и обучаемых с современными средствами ИКТ, позволяющими хранить и обрабатывать информацию. Они обязаны хорошо знать и разбираться в информационных и коммуникационных технологиях и использовать их при проведении своих научных изысканий.  
          В сфере проведения научных исследований в рамках системы высшего образования стоит еще одна немаловажная проблема, не считаться с которой при формировании соответствующих средств ИКТ невозможно. Указанная проблема заключается в огромном количестве постоянно обновляющейся информации, которая за последнее время появляется у человечества и необходимости знакомства с ней как преподавателей, так и учащихся. Благодаря появлению новейших средств распространения и обмена информацией, таких как всемирная компьютерная сеть Интернет, информации с каждым днем становится все больше и больше. Вместе с тем, качество и содержание информации является одним из определяющих факторов, влияющих на ход исследовательской деятельности в учебных заведениях.  
          Учащихся и сотрудников учреждений образования следует готовить к оперированию с большими информационными потоками, обучать механизмам выжимки и свертывания информации из традиционных и электронных информационных источников. Высшая степень свертывания информации – это простой перечень прочтенных статей, книг или других печатных или электронных изданий. В таком случае, выбираемые для списка названия обычно структурируют по смыслу или по алфавиту, создавая так

                                                              7

называемые библиографические картотеки.  
          Аналогичные телекоммуникационные средства, могут оказаться полезными при организации удаленных дистанционных взаимодействий коллег в сфере технологий и результатов научных исследований. Такие, достаточно традиционные, средства общения как электронная почта, научные теле - и видеоконференции, тематические чаты, научные форумы, новостные ленты и доски объявлений должны стать неотъемлемой частью системы научно-исследовательских средств ИКТ, применяемых в образовании. На  сегодняшний день учебная деятельность в рамках системы традиционного и открытого образования с большей или меньшей  степенью обеспечена теорией и практикой  разработки и использования средств  современных ИКТ, важнейшими компонентами которых являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением, и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией. В то же время, сфера вне учебной деятельности учебных заведений на практике использует преимущества подобных средств и технологий достаточно редко, а порядок подобных использований носит отпечаток эпизодичности и бессистемности.       
     И, наконец, нельзя не отметить очевидную  целесообразность использования ИКТ  в межличностном вне учебном общении (использование электронной почты, тематических телеконференций, чатов, форумов и пр.) и организации досуга студентов (использование электронных художественных и развлекательных изданий, учебно-игровых и игровых средств).      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                              8

3.Современные информационно - коммуникационные технологии обучения.    
  
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» - более ёмкий, чем «технологии обучения», ибо он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.

С одной стороны, технология обучения - это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой - это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство учителя состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Существует множество интересных определений сущности педагогических технологий - термина, ставшего довольно популярным в последнее десятилетие:

Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве.

Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). Отличием педагогических технологий от любых других является то, что они способствуют более эффективному обучению за счет повышения интереса и мотивации к нему у учащихся. Педагогические технологии, используемые в образовательном процессе, ориентированы на развитие: 
- универсальных учебных умений 
- общей культуры личности; 
- самостоятельности, - логического мышления; 
- коммуникативной культуры.

                                                           9

4. Пути применения телекоммуникационных средств в обучении.

В практике открытого и дистанционного образования, которое успешно развивается во всем мире уже на протяжении не одного десятка лет, можно выделить три основных технологии, основанных на применении средств ИКТ:

1.Кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у специальных преподавателей;

2.TV-технология, базирующаяся на использовании телевизионных лекций с консультациями у преподавателей;

3.Сетевая технология, базирующаяся на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемых учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия между преподавателем и обучаемыми.

Существуют и другие технологии (например обучение по переписке), однако они получили существенно меньшее распространение на практике. 
          Исторически изначально была создана кейс-технология. В нашей стране в этом направлении была проведена и ведется сейчас большая работа по разработке стандартов учебно-методических материалов и самих материалов. Результатом этой работы является фонд учебно-практических пособий, обеспечивающих ряд специальностей с первого по пятый курс, созданный в учебных заведениях – участниках эксперимента по дистанционному обучению. Каждый курс обеспечивается учебным пособием, программой и методическими указаниями, помогающими осваивать учебный материал. Разработанные курсы объединены в учебные планы по ряду специальностей определяемых образовательным стандартом. При формировании этих планов использован модульный принцип формирования учебных планов, позволивший успешно сочетать потребности студентов с требованиями стандартов высшей школы. В рамках эксперимента Министерства образования были детально проработаны и внедрены на практике: технология создания и работы региональных учебных центров; система работы с авторами курсов и преподавателями; порядок взаимоотношений учебных заведений с их региональными учебными центрами; множество других технических и административных аспектов, без которых невозможно создать сложную действующую систему. Проводились эксперименты по использованию TV-технологии. Однако, в условиях

Информация о работе Информационно – коммуникационные технологии обучения