Использование комнатных растений в процессе преподавания биологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 21:45, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы - изучить особенности использования комнатных растений уголка живой природы в процессе преподавания биологии.
В ходе работы определить особенности организации уголка живой природы в школе; рассмотрена характеристика основных комнатных растений уголка живой природы; выявлены особенности использования комнатных растений на уроках биологии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....
Глава 1. Растения уголка живой природы………………………………
1.1 Организация уголка живой природы………………………………...
1.2 Характеристика растений уголка живой природы…………………
Глава 2. Использование комнатных растений на уроках биологии……
Заключение…………………………………………………………………
Литература…………………………………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Комнатные растения.docx

— 59.89 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………....

3

Глава 1.  Растения уголка живой природы………………………………

5

1.1 Организация уголка  живой природы………………………………...

5

1.2 Характеристика растений  уголка живой природы…………………

11

Глава 2. Использование комнатных растений на уроках биологии……

16

Заключение…………………………………………………………………

21

Литература…………………………………………………………………

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Специфической особенностью преподавания биологии является широкое  использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми объектами. Умелое использование  натуральных объектов в сочетании  с другими средствами обучения, организация  самостоятельной работы учащихся с  живыми растениями на уроках и во внеурочное время активизирует детей. Изучение биологии не должно сводиться к рассматриванию изображений объектов на таблицах и  запоминанию символов. Каждый ребенок  и интуитивно, и сознательно стремится  к познанию природы, естественной среды, окружающей человека.

В жизни городского человека очень редки контакты с естественной природой, ее отдельными биоценозами. Вместе с тем есть великолепные объекты  природы, интересные для изучения со всех точек зрения и явно недостаточно оцененные педагогами, - это комнатные  растения. Превосходный живой материал, который можно успешно использовать и для образования, и для воспитания детей. И что особенно важно –  независимо от сезонных или погодных неудобств.

Огромное значение имеют  комнатные растения для оформления интерьера, очищения воздуха, создания благоприятной эмоциональной обстановке в классе.

Комнатные растения можно  широко использовать как демонстрационный материал для постановки опытов и  наблюдений практически во всех темах  ботаники, общей биологии, а также  при изучении некоторых вопросов зоологии и анатомии, физиологии и  гигиены человека. Кроме того, комнатные  растения могут служить учителю  и во внеурочной и внеклассной  работе.

Выполнение работ, связанных  с проведением опытов и наблюдений за комнатными растениями, способствуют выработке у учащихся приемов  и навыков самостоятельной познавательной деятельности, которые впоследствии могут стать основой для более серьезных исследований. Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, пересадке и размножению их. Эти приемы могут оказаться полезными в повседневной жизни, а, возможно, и в будущей профессии. Если школьник начинает увлекаться выращиванием комнатных растений, то у него обязательно появляется обязательно стремление узнать о них как можно больше: откуда происходят эти растения? Каковы условия их жизни на родине? Какие условия необходимо создать для их лучшего произрастания в помещении. Важно поддержать любознательность ученика, подсказать, в какой литературе он сможет найти ответы на вопросы. Это будет способствовать формированию школьника потребности в приобретении новых знаний. Интерес к комнатным растениям, познание их жизнедеятельности могут развить стремление познания разнообразия живой природы.

Объектом данного исследования являются комнатные растения уголка живой природы.

Предмет исследования - использование  комнатных растений в процессе преподавания биологии.

 Цель исследования - изучить  особенности использования комнатных  растений уголка живой природы в процессе преподавания биологии.

 Для достижения данной  цели необходимо решить следующие  задачи:

  1. Определить особенности организации уголка живой природы в школе;
  2. Рассмотреть характеристику основных комнатных растений уголка живой природы;
  3. Выявить особенности использования комнатных растений на уроках биологии.

 

 

Глава 1.  Растения уголка живой природы

1.1 Организация уголка живой природы

Уголок живой природы — это не только место для хранения живых растений и животных и для подготовки опытов с ними и демонстрации на уроках, но и место для проведения внеурочных и внеклассных работ. В нем заложены богатые возможности для развития познавательных интересов, кругозора учащихся [1].

Для уголка живой природы  отводят специальное помещение  площадью от 15 до 18 м2 [2].

Обычно вначале уголок живой природы организуется силами учащихся на подоконниках кабинета биологии и даже класса.

Учащиеся приносят из дома комнатные растения или черенки, а с экскурсий — животных и дикорастущие растения. Затем, и довольно быстро при должном внимании, уголок живой природы разрастается и требует специального помещения. Его организация, размещение и содержание живых организмов должны соответствовать биологическим требованиям. Растения группируются по биоценозам. Некоторые растения, например кактусы, можно высадить в плошки между красивыми разноцветными камнями. Ряд растений высаживают в длинные, во весь подоконник, ящики, создавая ландшафтные группировки.

В уголке живой природы  воспитывается культура труда по уходу за растениями, прививаются общественно-организационные навыки и бережливое отношение к общественному — школьному — достоянию. Большие возможности имеются и для эстетического воспитания: как красивее, в каких сочетаниях расставить растения. Учащимся предлагается начертить эскизы, просмотреть журналы, книги. Каждое предложение обсуждается.

Таким образом, уголок живой  природы — место не только учебной, но и многосторонней воспитательной работы.

В живом уголке в течение  всего учебного года содержат растения:

1) комнатные;

2)  дикорастущие травянистые  (семенные и споровые);

3) культурные, выращиваемые  из семян, корней, клубней и  луковиц;

4) ветки деревьев и  кустарников.

Комнатные растения как многолетние и наиболее жизнеспособные в зимнее время составляют постоянную часть живого уголка.

При подборе объектов для  кабинета в первую очередь учитывается, насколько они необходимы для  учебного процесса [2].

В подборе растений можно  руководствоваться следующими объектами:

1) комнатные растения с декоративными формами;

2) дикорастущие травянистые  (семенные и споровые);

3) растения, размножаемые  семенами, корнями, черенками побегов,  листьями, клубнями и луковицами:

4) ветки деревьев и  кустарников (в безлистном и  облиственном состоянии).

Постоянную экспозицию составляют комнатные растения. Среди многообразия комнатных растений выбирают такие, которые можно многократно использовать в разных учебных целях.

В коллекцию желательно включить растения, дающие возможность поставить с ними не один, а несколько опытов. Пять — десять таких растений, не занимая много места, обеспечивают материалом занятия по курсам ботаники и общей биологии. К ним относятся следующие комнатные растения: пеларгония (герань), примула, фуксия, монстера, традесканция, бегония; элодея, кактусы.

Кроме этих растений, для  курса общей биологии интересны  аралия, плющ (возрастная изменчивость, прививки); хлорофитум пучковатый, камнеломка, аспидистра, папоротник живородящий, бриофиллюм (вегетативное размножение); амариллис, кринум, кливия (искусственное опыление); кактусы, алоэ, иглица, лигуструм, циперус (экологические факторы) [1]. Особое внимание следует уделить растениям в запечатанных аквариумах и сосудах. Например, кактус хорошо растет в перевернутой колбе, на слегка увлажненной почве. Такие опыты развивают понятия о круговороте и обмене веществ в замкнутом пространстве, что можно связать с вопросами о полетах в космос.

Учитывают отношение каждого растения к свету, теплу и влажности. Затем составляют экологические группы и распределяют их в живом уголке в определенной системе.

Например, растения сухих  мест: кактусы, алоэ, агава, эхеверия, иглица.

Растения влажных мест: арум, монстера, бегония, традесканция, циперус.

Растения мест средней  влажности: фикус, аспидистра, лимон, кливия, пеларгония.

Можно распределить растения на географические группы.

Растения тропиков: сухих  — кактусы, агавы, алоэ; влажных— монстера, бегония, традесканция, циперус, фикус.

Растения субтропиков: лимон, апельсин, пеларгония, олеандр, аспидистра, кливия.

Растения умеренного пояса: примула, плющ, иглица.

Растения, помещенные на постоянные места, освещаются неравномерно. Из-за положительного фототропизма листья и стебли ориентируются в сторону освещения, растение приобретает однобокую форму. Поэтому растение надо периодически поворачивать так, чтобы оно получало достаточно света со всех сторон. На примере этого явления можно показать движение растений.

Многие комнатные растения очень чувствительны к изменению  температурного режима. Так, в зимнее время для растений тропиков и субтропиков (бальзамин африканский, бегония королевская, восковой плющ, цереусы, маммилярии, зигокактус, колеус, монстера, пассифлора и др.) необходима температура 18 — 20 °С. При более низких температурах они могут погибнуть.

Многие растения в зимнее время плохо переносят как  излишнее тепло, так и холод, они еще страдают от сухости воздуха. В связи с этим следует учитывать биологические особенности растений при их размещении в уголке живой природы — подальше от отопительных приборов и форточек. Для поддержания необходимой влажности в помещении устанавливают плоские сосуды с водой, которую доливают ее по мере испарения. Эффективный способ поддержания влажности — регулярный полив и опрыскивание растений.

При проветривании нельзя допускать сильных и длительных сквозняков, они опасны для многих растений.

Земля в почвенных горшках  должна быть умеренно влажной. Учащихся следует ознакомить с внешними признаками влажности почвы:

1) по внешнему виду  — сухая почва светлее, чем  влажная;

2) по звуку — если  постучать по горшку с сухой  почвой, звук получится звонкий,  а по горшку с влажной почвой  — глухой;

3) на ощупь — сухая  почва рассыпается, влажная размазывается в руках.

Поливают растения водой  комнатной температуры или на 2 — 3 °С выше. Водопроводную воду отстаивают. При поливе лейку держат близко к  почве. Растение следует поливать обильно, вода должна пропитать весь ком земли, а излишек ее вытечет в поддон. Через час излишек воды из поддона  сливают. Постоянное наличие воды в поддоне ведет к закисанию почвы, из-за отсутствия доступа воздуха в почву корни растения загнивают.

В весенне-летний период проводят регулярные подкормки с учетом биологических  особенностей растений.

Растения, высеянные для  опытов, ставят отдельно. Распределение растений должно подчеркивать их происхождение. Иногда в больших широких ящиках с землей или в специально устроенных остекленных камерах высаживают несколько растений, близких по отношению к экологическим факторам. Создают таким образом «ландшафты» пустыни с кактусами и агавами, тропического леса и т. п.

Главное для живого уголка, чтобы окна выходили на юг или юго-восток. Чтобы лучше использовать световую площадь окон и красиво расставить растения, делают специальные полочки. Полочки могут быть деревянные и  стеклянные, подвешиваемые на проволоке  или шнурах.

Каждое растение живого уголка должно иметь этикетку с названием и паспорт с краткой характеристикой (рис.1).

 


 

 

 

 

 

 

 

 

    Рис.1. Паспорт комнатного растения на горшке и для «картотеки».

 

На горшки навешивают этикетки из окрашенной в, белый цвет фанеры или матового стекла, на которых  указывают название данного растения и инвентарный номер. Из паспортов  с описанием растений, с указанием  рекомендуемых книг о каждом растении составляют картотеку растений живого уголка. Картотека должна быть доступна для ухаживающих за растениями, а также для всех желающих ознакомиться с ними. Некоторые учителя, чтобы приучить учащихся пользоваться картотекой, обозначают растения только номером. Это хорошо делать при ландшафтном размещении растений.

Растениям для нормального  роста и развития необходима чистота. Примерно раз в месяц следует протирать листья губкой, смоченной в воде, в воду можно добавить зеленое мыло. В этом случае цветочные горшки обвязывают клеенкой или пленкой, чтобы мыльный раствор не попадал на почву. К уходу за растениями всегда привлекают школьников.

Для ухода за комнатными растениями следует иметь специальную посуду (горшки, поддонники) и инвентарь. Лучше использовать глиняные горшки. Стенки горшков должны быть пористыми, так как через поры испаряется влага, температура почвы становится ниже температуры воздуха в помещении, кроме того, через поры к корням поступает воздух. Для выращивания растений в комнатных условиях нельзя использовать металлическую, глазированную и пластиковую посуду, а также горшки без дренажного отверстия. Это приводит к закисанию почвенной смеси, гниению корней и гибели растения.

Для ухода за растениями в уголке живой природы необходимо иметь следующий инвентарь: удобрительные  жидкости, сито для просеивания почвы  и приготовления почвенных смесей; лейки (вместимостью 1 —2 л); термометры для измерения температуры в  помещении, пульверизатор для опрыскивания растений; садовый нож и секатор; губку для протирания растений; емкости для отстоя водопроводной воды для полива.

Информация о работе Использование комнатных растений в процессе преподавания биологии