Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 19:41, доклад
В настоящее время краеведение стало очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий мы не должны потерять нить, которая связывает настоящее и будущее с прошлым. «Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятниками своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». ( Д.С. Лихачёв)
Использование краеведческого материала на уроках несет очень большой объем знаний по географии, истории, литературе. Краеведение в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных в образовании цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имени, названию, городов, сел, рек.
Использование краеведческого материала
на уроках в начальной школе
В настоящее время краеведение стало очень острой и актуальной темой в образовании. В век высоких технологий мы не должны потерять нить, которая связывает настоящее и будущее с прошлым. «Если человек не любит старые улицы, старые дома, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятниками своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране». ( Д.С. Лихачёв)
Использование краеведческого материала на уроках несет очень большой объем знаний по географии, истории, литературе. Краеведение в школе и его интеграция с другими предметами – ключ к решению проблемы эффективности урока, на таком уроке легко соединяются три важных в образовании цели – это обучающая, развивающая и воспитательная цель. Межпредметная интеграция с использованием краеведческого материала активизирует мыслительную деятельность, вызывает большой интерес к истории города, села; происхождению фамилий, имени, названию, городов, сел, рек. Использование такого материала делает урок интересным, увлекательным, что повышает эффективность урока. Известно, что дети охотнее и с большим интересом усваивают то, что им больше нравится. Любимые предметы имеют сильное воспитательное воздействие, поэтому грамотное использование исторического, географического и другого материала воспитывает в детях патриотические чувства: любви, восхищения и гордости к родному краю, что не оставляет никого быть равнодушным к проблемам малой родины и вырабатывает активную жизненную позицию.
Интеграция элементов краеведения в другие предметы требует активных форм и методов обучения: уроки-путешествия, экскурсии, наблюдения, устные журналы, конкурсы, викторины, эвристические беседы, творческие работы по развитию речи, упражнения по русскому языку с текстами природоведческого содержания, задачи на краеведческой основе. Уроки-путешествия: «Красота мордовских озер», «Природный заповедник им. Смидовича», «Путешествие по моей улице», «Между Мокшей и Сурой». Очень интересным получился урок экономики по теме «Собственное дело», на котором учащиеся защищали свои проекты по благоустройству города Саранска.
Дети в этом возрасте воспринимают информацию через игру, через творчество. Начинать надо с малого. Например, для знакомства с элементами мордовского национального узора провести урок по составлению узора из геометрических фигур. Для первого класса можно давать только краткие исторические справки, чтобы дети имели представление о городе, в котором они живут; об улице, на которой расположен их дом или школа и т. д. Можно спросить у ребят, о каких знаменитых именах и фамилиях, связанных с нашей республикой они может быть знают. Необходимо, чтобы наши воспитанники шаг за шагом получали знания о русской народной культуре, постепенно осознавали свою принадлежность к родному народу и начинали ощущать себя гражданами своей страны.
Плодотворным полем деятельности для этого являются уроки русского языка, окружающего мира, литературы, ИЗО, технологии, на которых учитель может умело сочетать программный и краеведческий материал, не отступая от основной темы урока. Приведем фрагмент урока русского языка на тему: «Числительные в истории моего города».
Много лет среди равнины
Мой Саранск стоит старинный.
Воздух смоляной струится
Над тобой, мордвы столица!
П. Кириллов
Предварительная подготовка, объясним орфограммы и назовем опасные места. Взаимопроверка. Самооценка.
А) Спишите, определите части речи:
Мы живем в Саранске. В две тысячи одиннадцатом году родному городу исполнится триста семьдесят лет.
Б) Мы встретились со словами, которые нельзя отнести ни к одной изученной нами части речи. Попробуйте задать к ним вопросы и определить, что они обозначают.
(На доске появляется тема урока – Имя числительное, виды числительных – порядковые и количественные и вопросы к ним – сколько? какой по счету?)
В) Работа над правилом в учебнике.
Г) Вернемся к предложению и определим все части речи.
Саранск - столица Республики Мордовия, политический, экономический, научный и культурный центр. Территория _____ квадратных километра. Население _____ тысяч человек. От Саранска до Москвы _____ км.
Основан в ______ году как крепость на Атемарской засечной черте. В _____ веке Саранск имел военное значение. В крепости размещались служебные избы, воеводский двор, оружейные и соляные склады, небольшие деревянные церкви. С внешней стороны селились казаки, стрельцы, пушкари. С утратой военного значения Саранск превратился в торгово-ремесленный город. Ежегодно здесь проводились крупные базары и ярмарки.
В городе ____ улиц с государственными и частными домами. День города празднуется ____ июня. В Саранске _____ крупных театров и ____ крупных музеев.
Для справок: 250, 5, 1641, 17, 642, 311, 12, 8, 72.
Физкультминутки тоже можно связать с краеведческой темой, читая стихи о городе и выполняя определенные упражнения руками. Такие физкультминутки доставляют детям огромное удовольствие и помогают лучше запомнить сведения о своем городе.
Мы по городу пройдем, (шагают на месте)
Много нового найдем. (смотрят в бинокль)
Здесь построят стадион – (разводят руками)
Для футбола нужен он. (играют в футбол)
Тут фонтан заплещет скоро – (поднимают руки вверх)
Вот два новых светофора. (рисуют руками по три круга)
______________________________
В край мордовский приезжайте, (руками крутят руль)
Самолетом прилетайте. (руки в стороны)
В Инерке чистой Вы искупайтесь. (плавают)
Столицей Мордовии Вы восхищайтесь. (раскинуть руки)
______________________________
В парк все дружно поспешим, (бегут на месте)
Крошек уточкам дадим. (сыплют крошки)
В зоопарк мы там зайдем, (шагают на месте)
Кроликам травы нарвем. (наклон вниз, рвут траву)
______________________________
В центре храм большой стоит (руки поднимают вверх)
Нам о многом говорит. (руки разводят в стороны)
Славный воин Ушаков! (пальцы сжаты в кулак, большой палец вверх)
Он прославил земляков. (показывают рукой друг на друга)
Информация о работе Использование краеведческого материала на уроках в начальной школе