Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 11:45, курсовая работа
В ходе решения задач, поставленных перед исследованием, изучены методы, диагностические методики, разработана программа культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста, которая может быть использована педагогами ДОУ в работе.
Решающее значение для формирования культурно – гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста имеет положительный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………....
ГЛАВА I Великая ценность фольклора в педагогике для дошкольников
1.1. Основные понятия.
1.2. Разнообразие форм народного творчества.
Глава II Организация практической деятельности в детском дошкольном учреждении посредством малых фольклорных форм.
2.1. Методы обучения, принципы, средства и результаты.
2.2. Ознакомление с видами устного народного творчества в разных возрастных группах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..….
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 13 имени С.Я. МАРШАКА
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: «Использование малых фольклорных форм при воспитании у детей культурно-гигиенических навыков»
Студентки I курса группы 12ВЗ заочной формы обучения специальности 050144 Дошкольное образование Ампилоговой Елены Павловны
Руководитель курсовой работы: Ложникова Т. В.
Оценка: ______________________________ (прописью) ______________________________ (подпись руководителя)
|
Москва 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА I Великая ценность фольклора в педагогике для дошкольников
Глава II Организация практической деятельности в детском дошкольном учреждении посредством малых фольклорных форм.
2.1. Методы обучения, принципы, средства и результаты.
2.2. Ознакомление с видами устного народного творчества в разных возрастных группах.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………..….
ВВЕДЕНИЕ
Шли годы - менялась жизнь, изменился быт. Под воздействием новых условий претерпел коренные преобразования поэтический репертуар. Но во все времена в творчестве народа, как в чистом зеркале, отражена его жизнь. Здесь его труд и быт, смекалка, мудрость и поэтический взгляд на родную природу, любовь к Родине.
Созданная народом «энциклопедия жизни» неиссякаемый источник творческого вдохновения для историка, литератора, живописца, музыкального деятеля, языковеда.
Несомненно, что интерес к народной культуре с каждым годом растет. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Не секрет, что представления воспитанников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны. Окружающая действительность также не давала возможности реально приобщать детей к народной культуре. Эти недостатки, на мой взгляд, нужно было восполнить большой, грамотной переработкой материала для обучения малышей. Многие педагоги ДОУ занялись изучением данной темы и практикуют ее в работе с детьми. Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в раннем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.
Общеизвестно, что культура человека закладывается в детстве. В моей курсовой работе я предлагаю использовать фольклор в своем общении с детьми. Я считаю, что он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
ГЛАВА I Великая ценность фольклора в педагогике для дошкольников. 1.1.Основные понятия.
Слово «фольклор» в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор – это создаваемый народом и бытующая в народных массах поэзия. В ней он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры. Это устное, художественное словесное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил «…начало искусства слова – в фольклоре»
Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Ребенок, придя в этот мир, впитывает в себя все человеческое: способы общения, поведения. Используя для этого собственные наблюдения. Эмпирические выводы и умозаключения, подражания взрослым. Двигаясь путем проб и ошибок, он овладевает нормами жизни в человеческом обществе. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Поэтому ранний возраст является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения.
Фольклор для детей созданный взрослыми включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки. Это область народного творчества представляет собой одной из средств народной педагогики. Д.С. Виноградов писал: «У народа были и есть известные представления, взгляды на жизнь, на воспитание и обучение известны средства и пути воздействия на юные поколения совокупность и взаимозависимость их и дают, что следует назвать народной педагогикой».
Пользу малых поэтических жанров народного слова доказывать не приходится, это очевидно. Ребёнок должен играть! Вот тут – то на помощь и приходит детский фольклор. Для русской народной культуры было характерно стремление дать ребенку основные ориентиры как можно раньше, впрок, задолго до того, как он начнет это мир практически осваивать сам. Современному малышу не мене, чем в далеком прошлом, нужны тонкие способы создания определенных взаимоотношений с взрослыми при убаюкивании, купании, при первых физических упражнениях, в играх. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.
1.2.Разнообразие форм народного творчества.
Я.А. Коменский призывал тщательно заботиться о здоровье, гигиене и физическом развитии детей. Он писал – «Детям должны быть созданы условия для физического развития. Не следует без нужды ограничивать их подвижность, а наоборот развивать у них навыки, держать голову, сидеть, брать, сгибать, свёртывать, складывать и т. п.» [19, 44]. Овладение этими и культурно – гигиеническими навыками и умениями должно непрерывно происходить в форме игры, она – основное средство развития детей.
Игра – элемент, психологически необходимый для детей. Произведения детского фольклора исполняют взрослые для детей (материнский фольклор) и сами дети (собственно детский фольклор). Материнский фольклор включает произведения, созданные взрослыми для игры с совсем маленькими детьми, (до 5-6 лет). Они побуждают ребенка к бодрствованию и физическим действиям (определенным движением), вызывают интерес к слову. Фольклор, исполняемыми самими детьми, отражает их собственную творческую активность в слове, организует игровые действия детского коллектива. В него входят произведения взрослых, перешедших к детям, и произведения, сочиненные самими детьми.
Пестушки, потешки, поскакушки побуждали ребенка к бодрствованию, обучали его двигать ручками, ножками, головкой, пальчиками.
Формируя звуковую культуру речи можно использовать артикуляционные и пальчиковые гимнастики: «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «У нашей у бабушки десять внучат», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Это способствует развитие моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями.
Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, можно обратится к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.
Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Использовала такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!
Солнышко, появись! Красное, нарядись!
Чтобы год от года была у нас погода!
Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно.
Тише, куры, не шумите,
Мово Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Педагогическая наука давно признала скороговорки инструментом совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата. Но ещё в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Пошел медведь к броду — бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
уж он кис, кис, кис.
Вымок, выкис, вылез, высох,
Встал на колоду — бултых в воду!
Среди прибауток особое место занимают небылицы – перевертыши, известные также в развлекательном фольклоре взрослых. Их установка создать комические ситуации путем нарочитого смешения, реальных предметов и свойств. Если это вызывает у ребенка смех, значить, он правильно понимает соотношение вещей и явлений. Персонажи небылиц ведут себя несообразно действительности, на что может прямо указываться:
Где это видано,
Где это слыхано,
Чтоб курочка бычка родила,
Поросенок яичко снес… и т.д.
Прибаутки – это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька - мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого…
Однако главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах. Часто поэтому служат кумулятивные сюжеты: огонь выжигает лес, вода гасит огнь, быки выпивают воду и т.д.
Жеребьевки или (“сговоры”) определяют деление играющих на две команды, устанавливают порядок в игре. Это лаконичные произведения, иногда рифмованные, содержащие обращение к маткам (представителям от каждой группы) и вопрос, в котором предлагается выбор. Создавая жеребьевки, дети часто импровизировали на основе сказок, песен, пословиц, поговорок, загадок, небылиц (коня вороного или казака удалого?; наливное яблочко или золотое блюдечко?).
Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов). Корни считалок уходят в древность. Исследователи обнаруживают связь детских считалок со старинными формами гаданий (выбор водящего посредством случая), с архаичной верой число и с условной речью, возникшей на основании табуирования чисел. Излюбленной словесной игрой детей старшего возраста были и остаются скороговорки – быстрое повторение труднопроизносимых слов. Ошибки в произношении вызывают смех. Играя, дети одновременно развивают органы артикуляции. Молчанка – это стихотворный уговор молчать. Но часто содержание ее настолько комическое, что уговор выдержать дети долго не могут, и вскоре кто-то из них обязательно, к немалому торжеству остальных, засмеется.
Загадки также принадлежат в равной степени фольклору взрослых и детей: взрослые загадывали их детям для развития сообразительности. Это один из древнейших жанров русского фольклора, входящий в земледельческий и свадебный обряды. В старину люди верили в магическую силу загадок, верили, что, отгадывая загадки, они подчиняют себе природу, животных, растения.
Постепенно загадки теряли магическое значение и становились одним из средств воспитания, развития наблюдательности, мышления, воображения. Несомненна педагогическая значимость загадок: они помогают ребенку увидеть мир в его многообразных связях и ассоциациях, почувствовать красоту знакомых обыденных предметов и явлений.
Пословицы и поговорки заключают в себе богатство смысла. Пословицы похожи, и не похожи на афоризмы мудрые высказывания знаменитых писателей, общественных деятелей. Пословица тем и отличается от афоризма, что, кроме прямого смысла, заключает в себе иносказательный смысл, более значительный по сравнению с тем, который в них прямо выражен. Содержание пословицы раскрывается в речи.
Поговорка сходна с пословицей, но поговорка – не является полным суждением. Поговорка – часть суждения, часть предложения. Народ отличил пословицу от поговорки: поговорка – только цветочек, яркое выражение, а пословица – ягодка: это законченное предложение. И теоретики – педагоги, и воспитатели – практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества средств русского фольклора.
Фольклор воспитывает у детей эстетическое отношение к природе, труду, ко всей окружающей действительности, учит видеть прекрасное в человеческих отношениях.
Глава II Организация практической деятельности в детском дошкольном учреждении посредством малых фольклорных форм.
2.1.Методы обучения, принципы, средства и результаты.
На третьем году жизни ребенка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознания себя как самостоятельного существа. Дети пытаются действовать, как взрослые. Но нуждаются в оценках, которые старшие дают их деятельности, поступкам. Ребенок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического развития. Огромная роль потешек проявляется в период адаптации детей в детском саду. Малыш отрывается от мамы и оказывается один в незнакомом для него мире. Очень важно в этот период его не ранить, не оттолкнуть, не посеять в его сознании страх. На помощь приходят потешки которые вызывают у ребенка положительные эмоции, симпатию к пока малознакомому человеку – воспитателю. В своей работе я использовала потешки как, например: