Исследования и их роль в практической деятельности человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 21:00, реферат

Краткое описание

В жизни каждый из нас ежеминутно сталкивается с гигантскими информационными потоками. Но усваивается далеко не вся информация, лишь незначительная ее часть превращается в знания.
Информация становится знанием лишь тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом человека, при этом перестраивает все имеющиеся знания. Образно влетело, в другое – вылетело»!
Традиционное обучение предполагает, что обучающиеся выступают пассивными людьми, которых преподаватель старается «напичкать» стандартным набором готовых знаний. Этот способ быстр и эффективен, но он применим в относительно простых ситуациях. Очень часто процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу. Человек родился, чтобы познать этот мир. А чем больше человек знает, тем комфортнее он будет жить.

Содержание

2. Глава 1. Исследования и их роль в практической деятельности человека.

Понятие исследования.

3. Глава 2 . Характеристика исследования.

2.2 Типология исследования .

4. Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное автономное образовательное учреждение.docэссе.doc

— 59.50 Кб (Скачать файл)

 

Государственное автономное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования Московской области

Профессиональный колледж «Московия»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эссе

 

 

По учебной дисциплине:

«Основы технологии учебной и ислследовательской деятельности»

 

 

 

На тему: Исследования и их роль в практической деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка

Дневного отделения

(форма обучения : очная)

2 курс, 3 семестр

Группа ____________

 

ФИО

Работу проверил

Преподаватель: Киселева Ю.В

 

 

 

 

 

 

 

Развилка 2014

 

1. Содержание

 

2. Глава 1. Исследования и их роль в практической деятельности человека.

 

    1. Понятие исследования.

 

3. Глава 2 . Характеристика исследования.

 

           2.2 Типология  исследования .

 

4. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Исследования и их роль в практической деятельности       человека. 

           В жизни каждый из нас ежеминутно сталкивается с гигантскими информационными потоками. Но усваивается далеко не вся информация, лишь незначительная ее часть превращается в знания.  
Информация становится знанием лишь тогда, когда она вступает в контакт с прежним опытом человека, при этом перестраивает все имеющиеся знания. Образно влетело, в другое    – вылетело»! 
         Традиционное обучение предполагает, что обучающиеся выступают пассивными людьми, которых преподаватель старается «напичкать» стандартным набором готовых знаний. Этот способ быстр и эффективен, но он применим в относительно простых ситуациях. Очень часто процесс обучения превращается в тяжелую повинность, трудную, малопривлекательную работу. Человек родился, чтобы познать этот мир. А чем больше человек знает, тем комфортнее он будет  жить. 
         Задача состоит в том, чтобы студенты не только послушно проглатывали и усваивали приготовленные кем-то порции знаний, но и добывали эти знания самостоятельно в ходе исследовательского поиска. 
         Совет Европы по образованию в 1996 г. разработал 5 ключевых компетенций, которыми должен владеть выпускник ХХI века: умение работать в  команде: умение устно и письменно общаться, знание иностранного  языка; умение работать с информацией (находить, критически относиться, обрабатывать, сохранять, передавать); 
толерантность (терпимо относиться к другому мнению, дать возможность другому думать не так, как я);учиться всю жизнь. Одним из первых, в начале ХХ века, стал пропагандировать и активно применять идеи исследовательского обучения американский педагог и философ Джон Дьюи.  
Когда решается какая-либо проблема, то происходит связь обучения с жизнью, развивается самостоятельность, активность, умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности. 
          В ходе многочисленных экспериментов неоднократно было доказано, что исследовательское поведение следует рассматривать как неотъемлемое проявление жизненной активности любого живого существа. Исследовательское поведение выполняет важную функцию – функцию развития. Исследовательское поведение оказывается как у людей, так и у животных более сильным, чем пищевое или оборонительное. 
Ярким подтверждением этого утверждения служат результаты эксперимента. Долгое время участвовавшие в эксперименте крысы жили в условиях полного комфорта, удовлетворялись все их потребности. Животные получали достаточно пищи, они не нуждались в защите от хищников, у них не было необходимости в решении других проблем. Однако, несмотря на это, крысы стремились исследовать находящееся рядом и ничем особенно непривлекательное помещение. Животные стремились в него попасть, хотя их к этому никто не принуждал и даже более того, это помещение было для них опасно. Исследовательское поведение животных – это естественная часть борьбы за выживание. 
Исследовательское поведение характерно для всех живых существ, наиболее ярко эта особенность проявляется у человека. Главное отличие исследовательской активности человека проявляется не столько в борьбе за выживание, сколько в творчестве. 
           Человек способен испытывать удовольствие не только от результата творчества, но и от самого процесса творческого, исследовательского поиска. 
Американские студенты исследовали проблему различий в поведении людей и животных. Они построили большой, сложный лабиринт для людей и аналогичный поменьше для крыс. За успешное прохождение лабиринта человеку дали пять долларов, крысе – кусочек сыра. Никаких особых различий в прохождении лабиринта людьми и крысами не было замечено. После того, как крысам перестали давать сыр, а людям деньги, крысы, сделав несколько попыток, прекращали бегать, а люди продолжали прорываться в лабораторию и пытаться улучшить свой результат.  
Для крыс единственное, что толкало их к прохождению лабиринта, это был кусок сыра. А для человека сам процесс задачи был наиболее важен, чем вознаграждение. Люди понимали, что путем оптимизации процесса движения по лабиринту можно улучшить результат. 
           Ученые утверждают, что неудовлетворенная потребность в творческом (исследовательском) поведении у человека может привести к тяжелым заболеваниям нервной системы. Человек с маленьких лет исследователь, а что маленькие дети подчас слышат – не лезь, не тронь, отстань, тебе рано об этом знать. У старших – это пренебрежительное отношение к их собственным выводам, умозаключениям, сделанными ими на основе собственного опыта: наблюдений и экспериментов. 
Эксперименты свидетельствуют о том, что исследовательской деятельностью руководит правое полушарие, левое отвечает за обработку получаемой и добытой в ходе исследовательского поиска информации. Таким образом, исследовательское поведение активизирует работу обоих полушарий.  
Исследовательский рефлекс – один из базовых безусловных рефлексов. Потребность в исследовательской деятельности является движущей силой развития и саморазвития человека.  
Исследовать, изучить, открыть – значит сделать шаг в непознанное и неизведанное.  
Деятельность исследователя – творческая деятельность, и не имеет значение, чем человек занимается:  пишет картины, разрабатывает новые  компьютеры  или изучает движение небесных светил. 
   Каждая новая информация, превратившись в знания, делает их совсем другими. А человек подчас боится, не уверен в себе. В школе требуют только правильного ответа, а если ты позволил себе высказать оригинальные, неожиданные решения, то можно стать объектом насмешек. Хотя критика идей недопустима, так как она сдерживает полет фантазии.  
 
          В детстве дети часто сочиняют различные истории, придумывают несуществующие события. Это явление тесно с исследовательской активностью. Потребность ребенка в такой активности велика, поток получаемой информации большой, а возрастные возможности ее переработки и усвоения еще малы. Это противоречие создает конфликт между избытком поступающей информации и недостатком средств, необходимых для понимания и объяснения окружающего.  
Ведь информация становится знанием тогда, когда она вступает с прежним опытом. А для этого нужны навыки и умения, необходимые в решении исследовательских задач. К ним относятся умения: видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал, работать с текстом и др.

 
         1.1 Понятие исследования

 
          В философском словаре дается более простое определение. "Исследование научное — процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности". 
Многие считают, что исследования — это задача научного работника в повседневной работе. Это глубокое заблуждение. В современном мире исследование является главным фактором успеха, а если выражаться по-научному, — главным фактором повышения эффективности управления. 
Исследования позволяют увидеть, где находятся резервы и что мешает развитию, чего надо опасаться и что надо поддерживать. 
Развитие профессионализма в различных областях деятельности ведет к пониманию исследования как закономерного и естественного элемента ее практической эффективности. В этом случае исследование уже не связывается только с научной деятельностью и даже с научным подходом. Это фактор профессионализма.  
В связи с этим можно построить определение понятия "исследование "следующим образом. Исследование — это вид деятельности человека, состоящий  в: распознавании проблем и ситуаций;  определении их происхождения:  
- выявлении свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;  
 
- установлении места этих проблем и ситуаций в системе накопленных знаний;  
 
- нахождении путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения. 
 
В реальной практике эти признаки исследования находятся в определенном соотношении, характеризующем и степень профессионализма, и конкретные цели и задачи деятельности. 
            Исследование проблемы или ситуации включает в себя более широкий набор методов, чем анализ или проектирование. Это и наблюдение, и оценка, и проведение эксперимента, и классификация, и построение показателей, и многое другое. Безусловно, исследование включает, в себя анализ, но не сводится к нему. Исследование представляет собой более высокий уровень творческой деятельности человека

            Глава 2. Характеристика исследования

            Любое исследование имеет комплекс характеристик, которые необходимо учитывать при его проведении и организации. Основными из этих характеристик являются  следующие:  
- методология исследования — совокупность целей, подходов, ориентиров, приоритетов, средств и методов исследования. 
- организация исследования — порядок проведения, основанный на распределении функций и ответственности, закрепленных в регламентах, нормативах и инструкциях. 
- ресурсы исследования — комплекс средств и возможностей   (например, информационных, экономических, людских и пр.), обеспечивающих успешное проведение исследования и достижение его результатов. 
- объект и предмет исследования. Объектом является система управления, относящаяся к классу социально-экономических систем, предметом — конкретная проблема, разрешение которой требует проведения исследования. 
- тип исследования — принадлежность его к определенному типу, отражающему своеобразие всех характеристик. 
- потребность исследования — степень остроты проблемы, профессионализма в подходах к ее решению, стиль управления. 
- результат исследования — рекомендации, модель, формула, методика, способствующие успешному разрешению проблемы, пониманию ее содержания, истоков и последствий. 
- эффективность исследования — соразмерность использованных ресурсов на проведение исследования и результатов, полученных от него.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2.2 Типология исследования .

 

 
        Исследования могут быть разными. Необходимо видеть и понимать это разнообразие, чтобы выбрать наиболее подходящие к определенной деятельности.  
По цели можно выделить исследования практические и научно-практические (образовательные). Есть исследования, предназначенные просто для разработки эффективных решений и достижения желаемого результата, но есть исследования, ориентированные на перспективу, обновление знаний, повышение образовательного уровня. Можно строить исследования, привлекая в той или иной степени к его проведению аппарат научного анализа, научной методологии. Исследования могут быть эмпирического характера, т. е. опираться преимущественно на накопленный опыт и ближайший, непосредственный результат.  
Различаются исследования и по использованию ресурсов и времени их проведения. Бывают исследования незначительные по ресурсоемкости и, наоборот, ресурсоемкие. И по времени — продолжительные и непродолжительные. 
Важным критерием типологического выбора исследования является и критерий информационного обеспечения. Можно строить исследования только на внутренней информации, но более глубокими являются, конечно же, исследования с привлечением обширной внешней информации. Это позволяет делать более обоснованные выводы и разрабатывать более эффективные рекомендации. 
Наконец, исследования различаются и по степени организованности и участию персонала в их проведении. Они могут быть либо индивидуальными или коллективными, спонтанными или организованными.

 

 


 



Информация о работе Исследования и их роль в практической деятельности человека