Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2011 в 18:33, контрольная работа
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Исследовательская деятельность дошкольника.
Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.
Какими могут быть темы детских исследований? Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
Многим интересно фантазировать, придумывать что-то необычное. Но все дети с большой охотой проводят эмпирические исследования. Я считаю это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей. Да и мы все (педагоги) больше отдаем предпочтение эмпирическим темам, т.е. наблюдениям экспериментированию, ставим реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Эксперимент –
важнейший из методов исследования,
используется он практически во всех
науках и от исследовательского поведения
неотделим. Экспериментирование
Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий. Для этого мы создаем условия. В группе оборудованы мини-лаборатории или уголок экспериментирования, укомплектованный всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы).
Наша задача помочь в проведении этих исследований, сделать их полезными. Помощь эту мы оказываем первое время на всех этапах: и при выборе объекта исследования, и при поиске методов его изучения, и при сборе и обобщении материала, и при доведении полученного продукта до логического завершения – представления результатов, полученных в исследовании. Подбирая сведения об окружающей природе, мы учитываем возрастные особенности детей, их интересы. Эта позиция касается обычно не столько выбора проблемы, сколько уровня ее подачи, имеется в ввиду ее формулировка и отбор материала. Одна и та же проблема решается детьми разного возраста, на разных этапах обучения, по-разному, с различной степенью глубины.
Выбирая проблему (тему занятия), мы учитываем, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. Отсутствие литературы необходимой “исследовательской базы”, невозможность собрать нужные данные обычно приводят к поверхностному решению. Поверхностное решение рождает пустословие. А это не только не содействует, а напротив, существенно мешает развитию творческого мышления, основанного на доказательном исследовании и надежных знаниях. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя, следовательно, необходимо использовать практические методы.
При выборе темы мы соблюдаем следующие правила:
Опыт работы показывает: элементарные экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего дошкольного возраста. Они с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, запускают самолетики; пробуют делать пену, превращать снег в воду, а воду в разные цветные льдинки; надувают мыльне пузыри.
В среднем возрасте опыты усложняются. Дети уже способны найти ответы на трудные вопросы:
В старшей группе мы используем более сложные опыты:
В подготовительной группе рассматриваем:
В повседневной
жизни ребенок постоянно
Далеко не все явления доступны пониманию детей. Однако то, что может быть понято ими, не должно представлять собой сумму отрывочных сведений. Знакомство ребенка с физическими явлениями служит не только средством накопления впечатлений об окружающем мире, но и выступает как инструмент развития его умственной деятельности. А это возможно в том случае, когда явления будут обобщены, и представлять собой некоторую систему знаний о реальной действительности. Отсюда и возникает необходимость систематического, а не эпизодического ознакомления детей с физическими явлениями.
Опыт моей работы показывает, что в рамках этой системы старших дошкольников можно знакомить
Ознакомление детей с перечисленными явлениями не является переносом части школьной программы в детский сад. Это необходимость, обусловленная задачами и условиями умственного воспитания, потому что ребенок, так или иначе, сталкивается со всеми этими фактами действительности в процессе своего стихийного опыта. В то же время у детей уже будет “багаж знаний” для будущих занятий в начальной школе на уроках Естествознания и курс природоведения станет для них впоследствии более понятным и интересным.
При выборе метода ознакомления дошкольников с явлениями неживой природы, опираюсь на такое положение: изучаемые явления должны не только наблюдаться, но и подвергаться воздействиям со стороны ребенка, который, видоизменяя эти явления, выявляет в них новые свойства и отношения. Таким образом, занятия, о том или ином явлении природы, он получает не как готовый факт, а как результат, приобретенный в процессе поисков и размышлений. Обеспечивая полноценность приобретенных знаний, я создаю условия для самостоятельного открытия ребенком.
Часто в работе с детьми использую моделирование физических понятий и явлений, где логически связываю абстрактную модель с реальными явлениями. Например: Катя М., после наблюдений процессов превращения воды в пар и обратно в воду, смогла перенести логическую цепочку на аналогичные явления природы – образование облаков и выпадение осадков.
Еще хочется
отметить, что в экспериментально-
На этих занятиях показываю детям фокусы, мы читаем смешные истории и поучительные рассказы, делаем забавные игрушки – самоделки, объяснения которым могут дать физические понятия.
Хорошим практическим пособием является издание Сикорук Л.Л. “Физика для малышей”. Иллюстрации Е.Агафоновой – Петрозаводск: Издательство “Кругозор”, БНП, 1996.В журнале “Дошкольное воспитание” печатаются рассказы из его книги: “Солнечные часы”, “Греет ли шуба?”, “Почему дует ветер?”, “Почему идет снег?”, “Капризная тучка” и др.
При организации исследовательской работы с детьми, мы соблюдаем определенные правила, представленные в виде “Памятки воспитателю”:
КОНСПЕКТ ФАКУЛЬТАТИВНОГО ЗАНЯТИЯ СТУДИИ “ПОЧЕМУЧКИ” С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
ТЕМА: “УДИВИТЕЛЬНЫЙ МАГНИТ”
Цели:
Информация о работе Исследовательская деятельность дошкольника