Казахская культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 22:38, реферат

Краткое описание

Казахи, қазақ.алаш (само название). Этническая родина Казахстан. В российской историографии и дореволюционной литературе – киргиз-кайсаки, татары. Этнонимы были даны с целью дифференциации от «русских казаков» ( название которых является заимствованным у тюркских кочевников). Наименование киргиз накладывается на другой этноним- кыргыз, который исторически обозначает родственный народ Республики Кыргызстан. Чтобы разделить народы, для последних были введены названия кара-киргиз, бурут, а также дикокаменные киргизы. В 1925 году было восстановлено историческое название- қазақ. В 1936 году была установлена форма казах.

Вложенные файлы: 1 файл

КАЗАХСКАЯ КУЛЬТУРА.docx

— 29.18 Кб (Скачать файл)

КАЗАХСКАЯ КУЛЬТУРА

 

  Казахстан — земля древней цивилизации Евразийского континента, где на протяжении веков возникали, гибли и вновь восставали из пепла могущественные империи и государства. Здесь проходили важнейшие торговые пути, связывающие Восток и Запад. Историко-культурные объединения древних племен, существовавшие на территории страны на протяжении многих веков, являлись основой становления казахского этноса (саки, усуни, гунны, канглы, тюрки, кыпчаки, Казахское ханство).

Казахи, қазақ.алаш (само название). Этническая родина Казахстан. В российской историографии и дореволюционной литературе – киргиз-кайсаки, татары. Этнонимы были даны с целью дифференциации от «русских казаков» ( название которых является заимствованным у тюркских кочевников). Наименование киргиз накладывается на другой этноним- кыргыз, который исторически обозначает родственный народ Республики Кыргызстан. Чтобы разделить народы, для последних были введены названия кара-киргиз, бурут, а также дикокаменные киргизы. В 1925 году было восстановлено историческое название- қазақ. В 1936 году была установлена форма казах.

Земля, на которой родились и живут тюрко-язычные народы Евразии, в т.ч. и Казахстан, в соответствии каждому временному периоду называлась по разному: Туран, Степь огузов, Дешт-и-Кыпчак, Туркестан. В 20 в. казахи получили исторический шанс создания своего независимого государства. Идеи возрождения старинных традиций, обрядов и обычаев, историко-культурных ценностей вновь стали особо актуальны и значимы для молодого государства. 

Казахская культура как форма кочевой культуры представляет собой своеобоазное философское осмысление мира, и она по своей глубине не уступала так называемым оседлым культурам. Она не нуждалась ни в поощрении, ни в осуждении, замкнутая в мире собственных представлений, но открытая всем, кто захотел бы ее понять. 
Более того, казахи не придавали большого значения тому, чем владели, ибо философское отношение к миру было для них нормой жизни.

Номадическим мы называем, прежде всего подвижный динамический способ жизнедеятельности индивида пространства, а в сознании – некатегориальное определение рамок и границ мыслимого мыслимого мира, а скорее параллельное пребывание, гармоничное слияние с миром, внимательное прислушивание к знакам бытия, дружественность по отношению к космосу, принятие « инаковости», поливариантность решений. Незавершенность, открытость, осознание множественности континуальных систем, собственная деятельность, основанная на принципе самоценности и самодостаточности, формирование замкнутой системы, основанной на принятии циклического характера жизни и, в свою очередь, руководствование принципом « невмешательства в иные замкнутые системы». 

Особенностью мировоззрения тюркских народов являются императивы – вера и поклонение природе. Такому мировосприятию не свойственна была философия, определяющая человека как хозяина природы. Ей присуще было обожествление природы как универсума, источника всего. Обожествление всеобщего, целого содержит в себе и обожествление, одухотворение единичностей. Для древнего номада это, прежде всего, Небо, Солнце, Луна, звезды, животные и растения, огонь, вода, воздух, земля как первоначала.

 

Типологические черты тенгрианства:

Вера в Тенгри, как бога, творца всего, но бога, находящегося не вне мира, не над ним, а присутствующим во всем, в том числе и в человеке;-  
поклонение природе как всеобщему источнику жизни;- 
поклонение душе умершего, душам предков, аруахам, вера в бессмертие души;

-приоритет общения;

- следование традициям культуры, сохранение обычаев и нравов. 

-Природа была для кочевника абсолютным началом, естественной реальностью. Люди вначале лишь подчинялись природным закономерностям, постигали их причины и строили свое бытие, стараясь избежать природных катаклизмов. Древние времена всегда вынуждали человека подчиняться мировоззренческим установкам рода или племени, суровые и тяжелые условия не позволяли пренебрегать социальными ориентирами и обычаями, иначе им угрожало изгнание из рода или племени, что означало верную смерть.

Материальная деятельность людей, связанная с реальным бытием предмета, сказывается на отношении людей к природе и друг к другу.

Полукочевое скотоводство на многие века задавало основы существования казахов, что вылилось в принципы бытия и осознания целостности мироздания. Эти ценности существуют столь давно, что они как бы впитываются в кровь человека с детства, потому в значительной мере выступают бессознательным образом, хотя и могут быть вполне расшифрованы. Эти архаические пережитки составляют старую часть психики человека, ее основу с коллективными образами и мифологическими темами.

Длившееся тысячелетиями, полукочевое скотоводство хранило свои темы - батыр, конь, кочевье, юрта, время существования и др. Причем, такое поведение направлено на сохранение самого человека и, следовательно, обусловливается системой правил и норм поведения, изложенных в мифологии в качестве ее составляющей части, опирающейся на объяснение мира и места человека в нем. Тем самым, мифологическая система носит нормативно – регулятивный характер.

Следуя законам комплексного, системного подхода, целостности единства части и целого, единичного и общего, нельзя разбивать верования древних на бесконечные культы, обряды, как - то: культ Солнца, Неба, Огня, Воды или культ предков.

Исходя из единства человека и природы, природного и духовного, необходимо объединение их в общее, хотя сами термины вполне законны и употребимы. Дух космического Тенгри растворен во всем. Тенгри внутренняя суть, душа, тайна действительности. 
Тенгри у казахов – это трансцедентный мир бытия, дух и тело, их единение. Потому оно, наверное легло в основу «вечной философии» Коркута и Асан Кайгы, которых народ воспринимал как борцов против рока, как размыкателей замка бытия, искателей бессмертия. Отсюда нетрудно понять, почему Коркут постоянно обитает в инобытии, пространстве между бытием и небытием, а иногда в двух мирах одновременно. « өлі десең - өлі емес, тірі десең - тірі емес, екі дүниенің ортасында, күй атасы Қорқыт».

Древние люди представляли, что человек не умирает, а просто уходит в иной, более идеальный мир. Поэтому казахи умерших хоронили вместе с вещами. По старым представлениям казахов души, умерших, кроме явления во сне,приходили наяву в облике птицы, волка, верблюда и скакуна. Убийство таких птиц, как лебедь, ласточка расценивалось как убийство человека. Казахи верили во множество душ: « У женщины есть сорок душ». 
В мифологическос сознании самой ранней, наиболее синкретической из форм мировоззрения духовного опыта небытия как такового нет. Есть бытие как жизнь, существование в этом мире и есть иные формы его, то есть ино – бытие в самых различных формах существования в других мирах. 

Космос казахской культуры

Следующий этап мифотворчества есть космизация человека, его духа. Человеческий индивид хочет увековечить себя, постоянно ощущая прсутствие смерти. Символизация посредством мифов, легенд позволяет поддерживать гармониюи равновесие. Культура в целом может войти в состояние разлада, если разрушить присущее ей философски гармоническое восприятие жизни и смерти.как уже говорилось, потребность в выработке образов «вечного существования» неизбывна. Сама способность к сотворениюэтих образов – необходимое условие поддержания жизни.

Каждый народ в процессе этногенеза с неизбежностью ставит вопрос о Первотворении. Возникающая при этом космогоническая мифология не только формирует представления людей о сотворении мира, но и определяет особенности всей последующей развертывающейся в веках картины этноса. 
У казахов многочисленные мифы о Первотворении связаны с именем Коркыта. Различные интерпретации о поисках бессмертия Коркыта воссоздают пути сотворенияжизни на земле. Объединяет же их одно: Космос казахов гармонизируется Музыкой. Причем Музыка дарована Коркыту Всевышним Тенгри.

Известный востоковед С.М.Абрамзон, описывая понятия Тенгри, широко распространенное в тюркском мире, дает ему такое определение: « Это верховное божество выступало как бы в виде синтеза всех астральных представлений, оно адекватно понятию « Вселенная». В значении божества Тенгри прилагалось не только к Небу, но и к Солнцу, к Луне, к земле. Такое широкое определение Тенгри во многом стыкуется с космогонической мифологией, когда Вселенная становилась порождающим началом жизни на земле. Образ тенгри становится первоначалом пространствено – временного континиума и бинарных смысловых противопоставлений « мужское – женское», « небесное – земное», «солнечное – лунное». Так, Тенгри, будучи демиургом казахского космоса, помещается внутри него.  
Понятие Первотворца широко распространено в космогонической мифологии. Акт творения жизни на земле в мифологии различных народов начинается с описания беспорядочного хаоса. В мифологии казахов хотя и есть воспоминание о разделении неба и земли, но нет описания ужасающего хаоса и борьбы с ним. Потому первородящая Вселенная у казахов удивительно животворяща и гармонична,а акт Первотворения в мифологии связываются не с образом Хаоса, а с образом Тенгри – образом гармонии. Отсюда и уникальность сотворения мира – посредством музыки, музыки как квинтисенции любой гармонии. Анализ космогонической мифологии народов мира показал, что Тенгри было не только небом с сакральным значением, не только божеством, но и порождающим началом в первичных религиозных представлениях казахов. Становится очевидным, что музыка сама порождающее начало и приобретает значение сакральности и божественностив картине мира казахов. Согласно мифам о Коркыте, сотворение мира связано с рождением музыки, и происходит это одновременно, в тот момент, когда Коркыт вонзаетсвой кобыз в воды Сырдарьи. Это место становится центром казахской Вселенной – жер кінігі ( пуп земли). 

 «Являясь центром Вселенной, задает и первоначальные параметры  мира.Вот как первоначало всего существующего гармонизируется звуком, что приводит к рождению мира. Звучание кобыза,очерчивая Центр (середину), порожденную из низа (воды, верблюда, змеи – как образов смерти), открывает еще и верх (с земли взлетели птичьи стаи...). Так упорядочивается пространство, которое членится отныне на три вертикальные зоны –Низ –Середина – Верх.

Трехчленная модель мира присуща практически всем народам. При этом « земной мир, в котором живут обычные люди, противопоставлен как нижний верхнему миру – небу.Одновременно земной мир рассматривается как верхний мир по отношению к подземному миру». Трехчленная модель мира у различных народов может быть модиицирована в более сложную. При этом, как правило, многослойность – свойство верхнего мира ( семисферное небо у мусульман). Но у всех народов – это следующая ситуация творения мира – фаза раъединения, противопоставления той двоичности, которая существовала воедино в образе Творца.

У казахов сохранилась целостность восприятия мира. В связи с этим исследователи писали, что для казаха не было разделения философии мира и быта, они были для него взаимосвязаны. Каждая вещь многозначна, одним из ее обязательных свойств было философское осмысление. Синкретизм казахов проявлялся в том, что быт казахов и был Книгой о Первотворении, Космосе. Обращение к юрте является традиционным для исследователей кочевой культуры. Ряд казахстанских ученых М.Каракузова, Ж.Хасанов, Н.Шаханова, Б.Ибраев и другие писали об отражении древней космической системы в конструкции юрты казахов. Нам хотелось бы продолжить линию семанического исследования юрты, но в несколько иной плоскости. Ибо только с приданием жилищу символического значения можно говорить о нем, как о специфически человеческой форме освоения пространства. Во всех традиционных культурах дом являл собой образ Вселенной. Не является исключением в этом смысле и жилище казахов. По всей видимости оно также являлось моделью Вселенной, опосредствованной особенностями мировоззрения казахов. Анализ юрты показывает, что она как модель Вселенной для кочевника есть небесный свод, опрокинутый на человека и заключающий его в себе.

Пространство юрты делится у казахов на семантические секторы: правый – левый, соответственно мужской – женский, сакральная половина- тор. Почетному месту – тор соответствовал год Мыши, после Мыши следовала Корова, чьим именем называлось расстояние от тора до кровати (кебеже), олицетворяя достаток, присущий семьям с коровой. Место, где сидел хозяин назывался Тигром, символ власти и мужества. Далее шло место хозяйки – год Зайца, выражавший кротость и покорность. Подле хозяйки располагались продукты, небесные и земные дары, что знаменовалось трудолюбивой Улиткой. Далее шло пространство змеи – посуда. Котлы, ведра. Лошадь у входа как символ движения. Затем шло пространство Овцы,как символ малых и бедных, мудрой Обезъяны, дающей напутствие, где находилась молодежь, гости дома. Собака - символ преданности, Кабан – гости. Круг замыкался годом Мыши, где начинается летоисчисление и время соприкасается с пространством. В пределах юрты пространство является неоднородным. Пространство не может быть большим либо малым, оно оказывается лишь нужным и подходящим, в зависимости от степени удобства и удовлетворения потребностей.

Семанттическим центром юрты является очаг и шанырак. Под словом шанырак имеется в виду сам дом. О молодоженах говорят «шанырак көтерді», подняли «шаңырақ», создали свой дом. Им желают: «Пустьбудет высоким твой шаңырақ» - одно из лучших благословений. Самое страшное проклятие – « пусть твой шаңырақ упадет на середину». Шаңырақ в вертикальной проекции отражал верхний мир.

Информация о работе Казахская культура