Коллективные средства обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 17:54, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение коллективного способа обучения как способа получения учащимися знаний, умений, навыков.. Для достижения указанной цели в рамках данной работы был поставлен ряд исследовательских задач:
изучить и выработать:
• компоненты КСО;
• основные концептуальные положения;
• целевые ориентации КСО;
• особенности методик КСО;
• основные педагогические принципы КСО.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………1
§1 Коллективные способы обучения………………………………………….2
Заключение……………………………………………………………………..10
Приложение …………………………………………………………………….11

Вложенные файлы: 1 файл

ксо.docx

— 33.63 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………1

§1 Коллективные способы  обучения………………………………………….2

Заключение……………………………………………………………………..10

Приложение …………………………………………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

 

Задача современного учителя  – не только вооружить учащихся набором знаний, умений и навыков, но научить учиться, помочь каждому  ребёнку в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческие  способности. Вот почему большое внимание уделяю постановке проблемных вопросов, созданию проблемных ситуаций. Ученику не даются знания в готовом виде, каждый вывод, каждое ученическое открытие на уроке  - результат поиска, творчества и труда.

  Коллективные способы  обучения (КСО) – одна из наиболее эффективных педагогических технологий. Коллективная учеба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве, включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микрогруппах. Коллективные способы обучения создают условия живого непринужденного общения. На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «Не разговаривайте!», «Не подсказывайте!»… На уроках же коллективного обучения всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга!

Целью данной работы является изучение коллективного способа  обучения как способа получения учащимися знаний, умений, навыков.. Для достижения указанной цели в рамках данной работы был поставлен ряд исследовательских задач:

изучить и выработать:

    • компоненты КСО;
    • основные концептуальные положения;
    • целевые ориентации КСО;
    • особенности методик КСО;
    • основные педагогические принципы КСО.

 

Коллективный способ обучения

 

 

"Последовательное и  интенсивное применение организованного  интеллектуального диалогического  общения, будь то в крупном  городе или селе, решительно содействует  кристаллизации в любом коллективе  максимального количества талантов  и гениев". А.Г.Ривин

 

Среди педагогов первой трети  ХХ века, искавших подходы к изменению сложившейся системы образования, особое место занимает имя                   А.Г. Ривина (1877 – 1944), советского педагога-новатора. К сожалению, оно гораздо менее других известно педагогической общественности. Метод, предложенный А.Г. Ривиным, реально позволяет "взломать многолетние оковы классно-урочной системы" и выстроить учебный процесс на совершенно иных основаниях. Разноуровневое и разновозрастное обучение, индивидуальный темп изучения материала, воспитание в процессе обучения самостоятельного, ответственного, творческого ученика, одновременное изучение разных предметов по выбору, обучение на разных языках стали возможны с применением на практике подхода к организации обучения, предложенного А.Г. Ривиным.

Технология коллективного  способа обучения разработана А.Г. Ривиным, его учениками и последователями  В.В. Архиповой, В.К. Дьяченко, А.С. Соколовым  и др.

Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.

Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Суть этой системы состояла в том, что старшие ученики сначала под руководством учителя сами изучали материал, а затем, получив соответствующую инструкцию, обучали тех, кто знает меньше. Это позволяло одному учителю обучать сразу много детей, осуществлять массовое их обучение, но само качество этого обучения было крайне низким. Этим и объясняется то, что белл-ланкастерская система не получила широкого распространения.

А.Г. Ривин и В.К. Дьяченко используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный  диалог-общение всех детей, используя  форму динамических (меняющихся) пар, в  которых ребенок выступает  поочередно то учеником, то учителем.

Технология коллективного  обучения включает в себя три компонента: подготовку учебного материала, ориентацию учащихся и технологию хода самого учебного занятия.

Подготовка учебного материала  заключается в отборе учебных  текстов, дополнительной и справочной литературы по теме; разделении учебного материала на единицы усвоения (смысловые  абзацы), вразработке целевых заданий, в том числе и домашних.

Ориентация учащихся включает два этапа:

  • подготовительный, цель которого состоит в том, чтобы сформировать и отработать необходимые общеучебные умения и навыки: ориентироваться в пространстве, слушать партнера и слышать то,  что он говорит; работать в  шумовой среде; находить нужную информацию; использовать листки индивидуального учета; переводить образ в слова и слова в образы и др.
  • ознакомительный, имеющий различные модификации, общим элементом которых является сообщение целевых установок, усвоение «правил игры», способов учета результатов учения и т.д.

Ход учебного занятия в  зависимости от содержания занятия, объема учебного материала и времени, отведенного на его изучение, возраста обучаемых, избранного варианта технологии может протекать по разному. Наиболее характерный вариант технологии коллективого обучения имеет следующие этапы:

  • каждый ученик прорабатывает свой абзац (предложение, часть текста, описание, характеристика, пункт или параграф учебника, статья, исторический документ и пр.);
  • обмен знаниями с партнером, происходящий по правилам ролевой игры «учитель - ученик». Обязательна смена ролей. Обучающий предлагает свой вариант заглавия абзаца, свой план, отвечает на поставленные вопросы, предлагает контрольные вопросы или задания и т.п.;
  • проработка только что воспринятой информации и поиск нового партнера для взаимообучения.

Целевой ориентацией коллективного  способа обучения является усвоение знаний, умений, навыков, развитие коммуникативных  качеств личности и создание интернациональной  трудовой школы.

КСО – это включение  в учебный процесс естественной структуры общения между людьми – диалогических пар, что строиться на принципах:

  • завершенности, или ориентации на высшие конечные результаты;
  • непрерывной и безотлагательной передачи полученных знаний друг другу;
  • сотрудничеств и взаимопомощи между учениками;
  • разнообразие тем и заданий;
  • разновосрастности участников педагогического процесса;
  • обучение по способностям индивида;
  • педагогизации деятельности каждого участника.

Для обеспечения целенаправленного  становления коллективного способа  обучения разработано несколько  общих методик коллективных учебных  занятий. Коллективная организационная  форма обучения, т. е. работа в парах  сменного состава, является в них  системообразующей. Данные методики можно  определить как общие методики организации  работы в сводных группах.

Каждая методика включает в себя разные организационные формы  обучения, алгоритмы, приемы работы в  парах.

Методики отличаются друг от друга:

    • предназначением и реализуемыми дидактическими задачами;
    • процедурами запуска;
    • особенностями управления и учета деятельности учащихся;
    • сочетанием различных организационных форм обучения;
    • приемами, используемыми в рамках организационных форм обучения.

Каждая из предлагаемых методик  используется для решения определенной учебной задачи, в частности:

  • методика взаимопередачи тем – для изучения сложных научных, учебных, художественных текстов;
  • методика, обратная методике А.Г. Ривина, – для написания сочинений, рефератов, изучения вопросов, недостаточно освещенных в учебниках;
  • методика взаимообмена заданиями – для первоначального обучения решению стандартных, типовых задач;
  • методики взаимотренажа и взаимопроверки индивидуальных заданий – для повторения, закрепления учебного материала и тренировки учащегося;
  • методика доводящей карточки – для обеспечения понимания небольшого, сложного фрагмента текста (теоремы, определения, правила и т. п.).

Все предлагаемые методики способствуют приобретению учащимися  дополнительных способностей, в частности  организационно-управленческих умений.

Рассмотрим  и разберем некоторые методики более подробно.

Методика поабзацной проработки текста (А.Г. Ривин). Планируемый для изучения по методике А.Г. Ривина учебный раздел делится на отдельные темы с примерным объемом от 1 до 5 страниц (объем зависит от возраста учащихся и от сложности текста). По каждой теме готовится сжатый, компактный текст. Абзацы в текстах должны быть достаточно содержательными. Нецелесообразно, когда после определенного абзаца следует фрагмент текста, повторяющий, подробно разъясняющий, комментирующий данный абзац. Темы необходимо изложить таким образом, чтобы их можно было изучать независимо друг от друга (настолько, насколько это возможно), в разных последовательностях. Если одни темы логически зависят от других, то необходимо составить маршрутно-логическую схему, а на ее основании – возможные маршруты изучения тем, не нарушающие логическую связь и зависимости между темами.

Каждый учащийся получает тему и прорабатывает ее поабзацно (по частям) в парах сменного состава. Для проработки первого абзаца учащийся находит себе напарника, с которым  читает, обсуждает, выясняет содержание и озаглавливает абзац (именно озаглавливает, а не конспектирует). Название первого  абзаца записывает в тетрадь. Таким  же образом он помогает своему товарищу разобраться в его абзаце, озаглавить и записать название в тетрадь. (Напоминаем, что у каждого учащегося своя тема.)

Для проработки своего второго  абзаца учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первого  абзаца, далее с ним читает, обсуждает, выясняет содержание второго абзаца, озаглавливает и пишет название в тетрадь. Таким же образом он помогает своему напарнику: выслушивает его, помогает ему разобраться в его абзаце, озаглавить его и записать название в тетрадь.

Для проработки третьего абзаца текста учащийся ищет нового напарника, рассказывает ему содержание первых двух абзацев и т. д. Сколько абзацев, столько и новых напарников. После  проработки всего текста для закрепления  и систематизации полученных знаний учащийся выступает по данной теме перед малой (временной) группой  или обсуждает данную тему в малой  группе. Затем получает новую тему и прорабатывает ее тем же способом.

Учитель может контролировать и оценивать работу ученика по-разному, в частности:

  • присутствовать в малой группе, где ученик выступает по своей теме;
  • следить за работой ученика в разных парах;
  • поработать отдельно с учеником в паре и прослушать его пересказ по плану, проверить тетрадь;
  • принять зачет, экзамен, организовать индивидуальную контрольную работу и т. д.

Для контроля учитель может  привлекать старших учеников, хорошо знающих проверяемые темы.

Методика создания текстов (методика, обратная методике А.Г. Ривина). Механизм методики А.Г. Ривина используется с противоположной целью – по подробному плану восстановить (или получить новое) содержание текста, получится другой продуктивный вариант учебной работы.

По данной методике каждый обучающийся получает тему и ее подробный план. Задача – по плану восстановить содержание темы и оформить текст.

Работа в группе осуществляется следующим образом:

1. Для проработки первого  пункта своего плана ученик  находит напарника, с которым  совместно читает этот пункт  и его обсуждает, воспроизводит  содержание, которое может ему  соответствовать. 

2. Напарники обсуждают  возможный вариант записи найденного  содержания. Этот небольшой фрагмент  текста первый ученик записывает  у себя в тетради. 

3. Первый ученик таким  же образом помогает своему  товарищу воспроизвести содержание  соответствующего пункта его  плана, оформить его в письменный  текст и записать абзац в  тетрадь. 

4. Для проработки второго  пункта своего плана ученик  находит нового напарника, рассказывает  ему содержание первого фрагмента  темы.

5. Ученик читает и обсуждает  со вторым напарником второй  пункт плана (при необходимости  они могут обращаться к разным  источникам, например, использовать  учебники, книги, энциклопедии). Общими  усилиями напарники формулируют  полученное содержание, которое  записывает в свою тетрадь  первый ученик (это его очередной  абзац).

Информация о работе Коллективные средства обучения