Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 20:01, реферат
Впервые понятие «компетенция» стало использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века, что было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности в организации. Эти качества и стали называться компетенциями.
Естественно возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нём ведущее место.
Впервые понятие «компетенция» стало использоваться в США в сфере бизнеса в 70-х годах прошлого века, что было связано с проблемой определения качеств будущего сотрудника, которые должны влиять на успешность его профессиональной деятельности в организации. Эти качества и стали называться компетенциями.
Естественно возник вопрос: можно ли научить компетенциям? Таким образом, проблематика компетенций попала в образование и со временем заняла в нём ведущее место.
Для обсуждения проблем компетентностного подхода в образовании необходимо ответить на вопросы о том, какие изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования и почему сложившийся подход к определению целей и содержания образования не позволяет провести его модернизацию.
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, — ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама школа мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2008 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только нам школьным учителям, но и футурологам. Поэтому школа должна готовить своих учеников к переменам, развивая у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.
Наиболее точно сейчас могут быть определены новые требования к выпускникам школы на рынке труда.
Другое изменение в обществе, которое также существенно влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации. «Информационный взрыв» возникший вследствие использования информационных технологий, привёл не только к увеличению в десятки раз объёма потребляемой информации, но и к её быстрому старению и постоянному обновлению. Это касается и научных разработок, быстрое внедрение которых в производство приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей. Одно из следствий развития процессов информатизации — создание условий для неограниченного доступа к информации, что, в свою очередь, ведёт к полной утрате школой позиций монополиста в сфере общеобразовательных знаний. Ещё одно следствие: в условиях неограниченного доступа к информации в выигрыше будут те (люди, организации, страны), которые способны оперативно находить необходимую информацию и использовать её для решения своих проблем.
Необходимо рассмотреть сами понятия компетенция, компетентность, компетентностный подход.
Сразу следует заметить, что до сих пор не существует устоявшегося единственного определения содержания понятия «компетенция». Также и не существует единой, принятой всеми классификации компетенций. Разные авторы вкладывают разный смысл в содержание этого понятия, а в разных странах используется их различные классификации.
Компетенция (лат.Competentia – принадлежность по праву) – 1) круг полномочий какого либо органа или должностного лица; 2) круг вопросов, в которых данное лицо обладает познаниями, опытом (из словаря иностранных слов)
Применительно к образовательной области имеет смысл именно второе значение этого термина, обладать опытом, способностью действовать в ситуации неопределенности.
Компетенции - это некоторые внутренние, потенциальные, сокрытые психологические новообразования (знания, представления, программы (алгоритмы) действий, системы ценностей и отношений), которые затем выявляются в компетентностях человека как актуальных, деятельностных проявлениях.
Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. (А.В. Хуторской)
Компетенция – способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность)
Компетентность – это категория, принадлежащая сфере отношений между знанием и практической деятельностью человека (А.В. Хуторской)
Компетентность – это специфическая способность, необходимая для эффективного выполнения определенного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимания ответственности за свои действия (Дж. Равен).
Компетентный (лат. competens) – 1) обладающий компетенцией; 2)знающий сведущий в определенной области (из словаря иностранных слов)
Тем не менее, большинство
авторов в своих определениях
связывают компетентность (компетенцию)
с эффективным выполнением
Часто задаётся вопрос: «Есть ли разница между компетентностью и компетенцией? Здесь надо учитывать, что английский термин - competence имеет значение «способность, умение». Есть и другой термин - сompetent, который переводится как «компетентность» и имеет такие значения, как «полноправный, правомочный, установленный, законный (юридические выражения).
Таким образом, из приведенных словарных значений и высказываний разных авторов «компетентность» обозначает характеристику человека (обладающий компетенцией, знающий, сведущий, полноправный и т.д.), а «компетенция» - характеризует то, чем человек обладает (способности, умения, круг полномочий, круг вопросов). В юридическом смысле компетентный человек – это человек обладающий полномочиями (обязанностями) по праву занимаемого места (должности).
Какие же качества необходимы человеку в любой профессиональной деятельности?
Дж. Равен, автор книги «Компетентность в современном обществе, на основе проведенных опросов молодых людей, работавших в организации, где им приходилось включаться в ситуации общения, прогнозирования, руководства, координирования действий с коллегами, проявлять изобретательность и настойчивость, пытаться понять людей и социальные ситуации, ориентироваться в групповых процессах, так отвечает на этот вопрос:
Компетентность в рамках обсуждаемой темы обозначает уровень образованности. В одной из педагогических дискуссий по вопросам компетентностного подхода было предложено следующее определение: компетентность — это способность действовать в ситуации неопределённости.
Если исходить из этого
определения при анализе
Уровень образованности человека тем выше, чем шире сфера деятельности и выше степень неопределённости ситуаций, в которых он способен действовать самостоятельно, чем более широким спектром возможных способов деятельности он владеет, чем основательнее выбор одного из таких способов. С этой точки зрения способность ученика воспроизвести в учебной ситуации большой объём сложного по своему содержанию материала нельзя рассматривать как признак высокого уровня его образованности.