Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2014 в 19:58, контрольная работа
Рассмотрена проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца 18 – начала 20 веков.
Министерство образования Российской Федерации
Пермский государственный педагогический университет
Кафедра дошкольной педагогики и психологии
«Проблема определения статуса педагогики
в работах выдающихся российских деятелей
конца 18 – начала 20 веков»
Контрольная работа по «Истории педагогики»
специальность
«Дошкольная педагогика и психология»
Выполнил:
Пермь 2012г.
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца 18 – начала 20 веков………………………………4
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Вторая половина XIX в. была порой расцвета русской педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли, она наряду с другими социально-гуманитарными науками, приобрела автономию от церкви, философии, постепенно освобождается от существовавшего прежде отождествления ее с набором специфических практических задач, решаемых школой, став самостоятельной дисциплиной с собственной исследовательской базой и теоретической традицией.
На протяжении многих веков и ныне продолжаются дискуссии о статусе педагогики. А что же такое статус педагогики?
На протяжении долгого времени принято считать предметом педагогики воспитание как подготовку подрастающего поколения к жизни. По мере развития педагогической теории ясными становилась упрощенность и неточность подобного определения. И на основе данного определения, ограниченных задач (набор правил и приемов), педагогика теряет статус науки. На какой же основе педагогика разрабатывает теорию и методику воспитания? Поэтому правильным будет считать предметом педагогики исследование сущности развития и формирования человеческой личности и разработка на этой основе теории и методики воспитания как специально организованного педагогического процесса. При определении предмета педагогики и основных проблем ее исследования (цели, содержание, методы воспитания) мы можем раскрыть сущность важнейших педагогических понятий, таких как воспитание, обучение и образование. Что же такое педагогика, какова ее сущность, является ли она наукой или частью другой науки, и если да, то какое место она занимает среди других наук? Актуальность темы не вызывает сомнений. И это подтверждают работы выдающихся российских деятелей.
Проблема определения статуса педагогики в работах выдающихся российских деятелей конца 18 – начала 20 веков.
Петр Федорович Каптеров
(1849 – 1921 гг.)
Теоретик и историк воспитания и образования, занимает видное место в русской педагогике. Он много взял идей из концепций Д.Локка, И.Ф.Гербарта, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского. П.Ф.Каптеров продолжил традицию антропологического обоснования воспитания. По его мнению, развитие педагогики без опоры на данные физиологии и психологии невозможно. Педагогика - прикладная отрасль человеческого знания, которая опирается на фундаментальные законы о человеке. Излюбленная его теория о целесообразности отделения воспитания и образования от государства, церкви, политической борьбы.
Педагогический процесс – “один поток развития личности состоящий из саморазвития и самосовершенствования (гармоническая социализация воспитания, процесс усвоения системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества) развитие всех духовных и физических сил человека”.
В книге «Педагогика – наука или искусство?» Каптерев на основе анализа работ Ушинского и Милля, делает вывод, что их определения и различия между наукой и искусством неправильны. «Нельзя признавать два рода умственной деятельности – науку и искусство, а следует допустить только два вида – чистую науку и прикладную науку, и что педагогика, собственно теория воспитания, есть прикладная наука».
Цель воспитания, по мнению автора: «применение общих законов жизни».
Сергей Иосифович Гессен
(1887 – 1950 гг.)
С.И. Гессен - один из тех ученых, которые составляли цвет отечественной педагогической науки. Гессен был разносторонне образованным человеком, знатоком философии Э.Канта.
В главном труде С.И.Гессена “Основы педагогики” (1923г.) подчеркнута главная роль философии как источника педагогической науки. Гессен признавал за образованием, прежде всего культурологическую функцию: “Задача всякого образования – приобщение человека к культурным ценностям науки, искусства, нравственности, права, хозяйства, превращение природного человека в культурного”. Идя вслед за неокантианством, он классифицировал педагогику как нормативную науку, т.е. знания о том каким должны быть воспитание и обучение.
Целью образования, по Гессену, является не только приобщение ученика к культурным, в том числе и научным ценностям, достижениям человечества. Его целью является одновременно формирование высоконравственной, свободной и ответственной личности. Своеобразие личности, прежде всего, - в её духовности. Могущество индивидуальности, подчеркивал Гессен, коренится не в природной мощи её психологического организма, но в тех духовных ценностях, которыми проникается его душа. Личность “обретается только через работу над сверхличными задачами. Она созидается лишь творчеством, направленным на осуществление сверхличных целей науки, искусства, права, религии, хозяйства и измеряется совокупностью сотворенного человеком в направлении этой науки и культуры”.
В “Основах педагогики” С.И.Гессен пытался показать, что в основу педагогического знания должна быть положена философия, что без осмысления основных проблем воспитания нельзя выйти на решение частных вопросов педагогики. Отсюда и вывод о том, что педагогика является теоретическим обоснованием образовательной деятельности, основанной на философии. Поскольку образовательная деятельность имеет дело с определенным “материалом”, то педагог с необходимостью использует в своей работе данные таких наук, как физиология и психология. Однако Гессен считал, что не стоит преувеличивать значения для педагогики этих наук, что наблюдается в педагогической деятельности К.Д.Ушинского и в современной теории педагогики. Физиология и психология изучают “природного человека”, его индивидуальность, а границы педагогической науки, по мнению Гессена, вписываются в более широкие области человеческой культуры: образованность, гражданственность, цивилизация. Образование есть не только развитие индивидуальности индивида, сколько его насыщение культурными ценностями: науками, искусствами, нравственностью и пр.
Природный человек педагогическими средствами поднимается до уровня общечеловеческой культуры и выходит в лучших представителях человечества за её пределы, тем самым в личном творчестве обогащая его. И.С.Гессен подвергал критике идею К.Д.Ушинского о национальном народном воспитании. Он выступал за общечеловеческое воспитание, вооружение методом самостоятельного добывания знаний.
Василий Васильевич Зеньковский
(1881 – 1962 гг.)
Зеньковский предлагал оригинальную философско-педагогическую систему, близкую к идеям С.И.Гессена, хотя философское основание воспитания у них было различным. Зеньковский исходил из христианского мировоззрения.
Главная задача воспитания, по мнению Зеньковского, заключается в том, чтобы помочь школьнику найти себя, руководствуясь наставлениями учителя–пастыря, научиться творчески преображать свой «природный состав», направляя к добру триединое существование в себе: наследственности, социальности, духовности. Большое значение в воспитании Зеньковский уделял творчеству, оценочной деятельности, рассуждениям ребенка. Он считал, что путь нравственного воспитания - активное преодоление зла посредством раскрытия и укрепления светлых сил и устремлений ребенка. Силы добра и свободы находят отражение в творчестве В.В.Зеньковского. С этой точки зрения Зеньковский критиковал позицию Л.Н. Толстого, который выдвигал в качестве основы нравственного воспитания принцип служения добру и самосовершенствования личности путем совмещения его с принципом «непротивления злу насилием». По Зеньковскому, основная ошибка «толстовской педагогики» состоит в утопическом преклонении перед якобы совершенными природными силами детской души, замене христианской религии собственной доморощенной религией «толстовства», что и не позволило Л.Н.Толстому педагогически верно подойти к решению проблемы соответствия детской свободы, добра и зла в духовно-нравственном развитии ребенка.
В.В.Зеньковский считал, что свобода духовно-нравственного самосозидания личности ребенка не дана ему от природы, что её следует целенаправленно воспитывать педагогическими средствами. Учитель – воспитатель, развивающий в детях важнейшее личностное качество “восхождение к свободе”, опирается на внутренние духовные силы ребенка, на данный от бога человеку “дар свободы” и помогает ему обрести личную свободу, раскрыть свой творческий потенциал. Педагогическая задача заключается в поиске способов соединения в душе ученика свободы с добром, с духовно-нравственными ценностями христианского человечества.
Новиков Николай Иванович
(1744-1818г.)
В работе «О воспитании
и наставлении детей», автор изложил
свою педагогическую позицию. Главный
предмет воспитания - образовать
детей счастливыми людьми и
полезными гражданами. Цель воспитания
- «воспитать детей своих
Он издавал первый в России журнал «Детское чтение для сердца и разума» и с просветительских позиций вел борьбу с крепостничеством. Он считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность и сострадание к людям. В статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» Н. И. Новиков впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.
Толстой Лев Николаевич
(1828-1910г.)
Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для детей крестьян и осуществлял там свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».
Он старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки. В работе «Воспитание и образование» Толстой подробно описывает, что он понимает под этими понятиями и можно ли их смешивать. «Наука педагогика занимается только воспитанием и смотрит на образовывающегося человека, как на существо, совершенно подчиненное воспитателю. Влияние жизни не признается. Поэтому стали смешивать все три понятия – воспитание, образование и обучение».
Толстой Л.Н. считает, что «воспитание не есть предмет педагогики, но одно из явлений, на которое педагогика не может не обратить внимания; предметом же педагогики должно и может быть только образование.
Единственным критерием педагогики Толстой объявлял свободу, единственным методом - опыт. Ставил перед собой задачу выстроить новую педагогическую систему. Толстой глубже и всесторонне, чем кто – либо, понял необходимость изучения внутреннего мира ребенка. Педагогические поиски Л.Н.Толстого привлекают актуальностью проблем обучения, воспитания подрастающего поколения, демократизации народного образования. Цель воспитания, по Толстому, должна заключаться в стремлении к гармоническому развитию всех сил и способностей детей.
Константин Дмитриевич Ушинский
(1824—1870)
Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признания творческой силы трудового народа, и его прав на образование. Ушинский отмечал: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его во всех отношениях». Он показал, что знать человека во всех отношениях — это значит изучить его физические и психические особенности. Ушинский мечтал о таком времени, когда педагог будет не только учителем, но и психологом. В своем капитальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (1868—1869) он дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли, мышления, обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Особое внимание обратил на влияние непреднамеренного воспитания, влияния общественной среды, «духа времени», его культуры и передовых общественных идеалов. Цель воспитания, по Ушинскому, — формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Считая роль религии в формировании общественной морали положительной, он выступал в то же время за независимость ее от науки и школы, выступал против руководящей роли духовенства в школе.
В отличие от Л.Н.Толстого считал, что нужно устранить разрыв между воспитанием и обучением, сделать их едиными. Проблема воспитания в педагогике является основной и должна быть изучена в первую очередь. Обучение – средство воспитания. В борьбе за разрушение старой феодальной педагогики, радикальную перестройку содержания и форм образования К.Д.Ушинский подошел вплотную к теоретическому обоснованию и построению науки педагогики. «Педагогика находится еще не только у нас, но и везде, в полном младенчестве, и такое младенчество ее очень понятно, так как многие из наук, из законов которых она должна черпать свои правила, сами еще только недавно сделались действительными науками и далеко еще не достигли своего совершенства». Науки, которые должны стать основами для педагогической науки, Ушинский называл антропологическими науками. Основные из них – анатомия с физиологией, психология и социально – исторические науки. В книге «Человек как предмет воспитания» К.Д.Ушинский писал: «Педагогика не есть собрание положений науки, но только собрание правил воспитательной деятельности. Педагогика – не наука, а искусство». Он считал, что главным признаком науки должен служить ее предмет исследований, завершающихся открытием истины. В основе его пед. системы заложена концепция народности воспитания. Еще одним основанием педагогики как науки считает единство теории и практики. «Истинная наука педагогика может развиваться только на основе связи теории и практики, всестороннем обобщении педагогического опыта. Важным основанием педагогики считает формирующую роль деятельности и активности личности. Цель воспитания – развитие и укрепление характера. Задача педагогики «в изучении человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания».
Информация о работе Контрольная работа по «Истории педагогики»