Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 12:52, контрольная работа

Краткое описание

Главным отличием проблемного обучения от традиционного следует считать целеполагание и принцип организации педагогического процесса. Цель сложившегося традиционного типа обучения – усвоение результатов научного познания, вооружения учащихся знанием основ наук, привития им соответствующих знаний и навыков.

Содержание

Введение
Отличие проблемного обучения от объяснительно-иллюстративного обучения
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.docx

— 24.85 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ФГБОУ ВПО «Уральский Государственный  Экономический Университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

 

Контрольная работа

По дисциплине: Педагогика

Вариант № 14

 

 

Исполнитель: Студентка

Группа: ЮР-12КП

Ф.И.О: Осьмакова Нина Владимировна

 

 

 

 

 

 

                                                Копейск

2013г

 

Содержание

      Введение

  1. Отличие проблемного обучения от объяснительно-иллюстративного обучения

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Первый вид коллективной организации познавательной деятельности - догматическое обучение, широко распространившееся в средние века. Для него характерно преподавание на латинском языке, поскольку  основным содержанием обучения было освоение религиозных писаний. Главными видами деятельности учащихся были слушание и механическое заучивание. Отличительной  особенностью этого вида обучения был  отрыв формы от содержания.

Если мы отрицаем либо рассматриваем  в качестве недостаточно действенного фактора существование детской  активности, то, соответственно, строим обучение по «авторитарно-догматическому»  типу. Несмотря на термин, имеющий явно негативную окраску, можно констатировать, что обучение, организованное на базе данного подхода весьма распространено и даже получило наименование «традиционного». Его основная цель может быть определена как обучение основным, наиболее важным, с точки зрения педагога (общества), знаниям, умениям и навыкам.

На смену догматическому пришло объяснительно-иллюстративное обучение - вследствие широкого привлечение в учебный процесс наглядности. Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее и в настоящее время большое место в традиционной школе.

Уход в сторону гуманитарных принципов и идеалов приводит к исчезновению авторитарных методов  обучения, и на смену им приходят методы усиления мотивации учащихся. Побудить ребенка учиться теперь должны были не розги, а заинтересованность в учебе и результатах.

Дальнейший поиск привел к широкому распространению так  называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям.

Развитие же гуманитарных наук, в первую очередь психологии, привело общество к пониманию  того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и  индивидуальности, одним словом, самоактуализации. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения.

Информационный взрыв  породил множество проблем, важнейшей  из которых является проблема обучения. В педагогике появилось понятие  информатизации обучения.

Теория программированного обучения начала развиваться в 40-50 гг. XX в. в США, затем в Европе. Она дала импульс к развитию технологии обучения, к разработке теории и практики технически сложных обучающих систем. Программированное обучение - это относительно самостоятельное и индивидуальное усвоение знаний и умений по обучающей программе с помощью компьютерных средств обучения.

Особенности догматического, объяснительно-иллюстративного, проблемного, программированного, развивающего и  модульного обучения

Догматический тип, берущий  свое название от догм (догматов), в  виде которых представлено осваиваемое  учебное содержание, является давней историей образования. Средневековый  катехизис, монастырская зубрежка являются классической формой его проявления. Однако рецидивы догматического обучения встречаются и по сей день, когда делается упор на чистое заучивание определений, механическое запоминание без понимания смысла.

Догматическое обучение стало  первым типом, имевшим широкое распространение: потребовалось достаточно много  людей, владеющих грамотой, умеющих  считать, писать, но не мыслить. Любое  отклонение от догм немедленно пресекалось, и самым кардинальным средством  борьбы с ересью было гарантированное неумение человека критично отнестись к заучиваемому, проанализировать и оценить факты. Единицы из десятка тысяч пробивались сквозь толщу зубрежки к собственному мнению, к истине.

По мере развития средств производства, усложнения трудового процесса и решаемых работником задач потребовалось не исполнение шаблонных действий, а умелая деятельность, применение трудовых приемов в разнообразных ситуациях; вместо придатка машины стал необходим работник понимающий. Нетрудно увидеть в этой характеристике результат репродуктивного типа учебного процесса.

На смену догматическому пришло объяснительно-иллюстративное обучение - вследствие широкого привлечение в учебный процесс наглядности. Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы учитель использует иллюстрации, т.е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которые могут, с одной стороны, облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой - выступать в качестве источника новых знаний. Его методологической основой является теория сенсуализма (Ф. Бэкон, Дж. Локк и др.). Основная цель этого обучения - усвоение знаний и их последующее применение на практике, т.е. формирование умений и навыков. Объяснительно-иллюстративное обучение требует более глубокой мыслительной деятельности, но мышления воспроизводящего. Это пассивно-созерцательное обучение, занимающее и в настоящее время большое место в традиционной школе. Главная задача учителя сводится к изложению материала, чтобы учащиеся его поняли и усвоили. Объяснительно-иллюстративное обучение экономично с точки зрения времени, необходимого для усвоения знаний, но оно не является развивающим и в конечном итоге готовит исполнителя, но не творца.

Достоинства объяснительно-иллюстративного  обучения: систематичность, относительно малые затраты времени.

Недостатки: слабо реализуется  развивающая функция обучения, деятельность ученика репродуктивна. Тем не менее, так происходит обучение в большинстве  случаев. Это традиционное обучение по И. Гербарту

Появление проблемного обучения связано с интенсификацией традиционного  обучения, поиском резервов умственного  развития учащихся, творческого мышления, формирования способности к самостоятельной  познавательной деятельности. Постановка вопросов, формулирование противоречий и рассогласований, проблематизация знания - такие же древние приемы активизации обучения, как и сам процесс учения. В традиционных методах сначала (часто в догматической форме) излагается некоторая сумма знаний, а затем предлагаются тренировочные задания для их упрочения и закрепления, то во втором случае учащийся с самого начала ставится перед проблемой, а знание открывается им самостоятельно или с помощью преподавателя. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знанию - таков девиз проблемного обучения. И это не просто перестановка слагаемых. Характер, таким образом, рожденного знания принципиально отличается от знания, получаемого в готовом виде. Оно хранит в себе в снятом виде сам способ его получения, путь движения к истине.

При проблемном обучении преподаватель  не сообщает готовых знаний, а организует учеников на их поиск: понятия, закономерности, теории познаются в ходе поиска, наблюдения, анализа фактов, мыслительной деятельности, результатом чего является знание. Процесс учения, учебная  деятельность уподобляется научному поиску и отражается в понятиях: проблема, проблемная ситуация, гипотеза, средства решения, эксперимент, результаты поиска.

Достоинства проблемного  обучения: развивает мыслительные способности  учащихся, интерес к учению, творческие силы.

Недостатки: не всегда можно  применять из-за характера изучаемого материала, неподготовленности учащихся, квалификации учителя; требует много  времени, в силу чего проблемное обучение в полном виде используется нечасто.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Отличие проблемного обучения от объяснительно-иллюстративного обучения

Главным отличием проблемного  обучения  от  традиционного следует  считать целеполагание и принцип организации педагогического процесса.

Цель сложившегося традиционного  типа обучения – усвоение результатов  научного познания, вооружения учащихся знанием основ наук, привития им соответствующих знаний и навыков. 

Цель проблемного обучения более широкая: усвоение не только результатов  научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, она включает еще и формирование познавательной деятельности ученика, и развитие его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений и навыков). Здесь акцент делается на развитие мышления.

В основе организации объяснительно-иллюстративного  обучения лежит принцип передачи слушателям готовых выводов науки  учащимся. В основе организации процесса проблемного обучения лежит принцип  поисковой учебно-познавательной деятельности ученика (основанной на закономерности проблемности усвоения знаний), то есть открытия или выводов науки, способов действия, «изобретения» новых предметов или способов приложения знаний к практике и «художественного отображения действительности».

Основным отличием проблемного  обучения от объяснительно-иллюстративного  является характер организации учебного процесса. Суть этого отличия в  следующем.

При объяснительно-иллюстративном обучении учитель сообщает факты, сам  анализирует их и, применяя наглядность, объясняет сущность новых понятий, сам формулирует определение  новых теорем, правил, законов и  так далее. Здесь доминирует информационное изложение учебного материала учителем, и нет преднамеренного создания проблемных ситуаций. Учитель становится транслятором знаний. Учащиеся слушают и воспринимают объяснения учителя и усваивают новое знание путем запоминания, а новые действия - путем подражания действиям учителя. Чем сложнее материал, тем подробнее учитель объясняет его. Усвоение закрепляется выполнением многочисленных упражнений, обычно также не требующих творческой деятельности.

При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что  он, давая в необходимых случаях  объяснение содержания наиболее сложных  понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты  и организует их учебно-познавательную деятельность. На основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения, формулируют (с помощью  учителя) определение понятий, правила, или самостоятельно применяют известные  знания в новой ситуации. При проблемном обучении учитель систематически организует самостоятельные работы учащихся по усвоению новых знаний, умений, повторению закрепленного и отработке навыков. Учащиеся сами добывают новые знания, у них вырабатываются навыки умственных операций и действий, развиваются внимание, творческое воображение, догадка, формируется способность открывать новые знания и находить новые способы действия путем выдвижения гипотез и их обоснования.

Вместе с тем, проблемное обучение не отказывается полностью  от непроблемных методов изложения (объяснительно-иллюстративного и репродуктивного), поэтому они также могут применяться на проблемном уроке. От традиционного его в этом случае отличает методика подачи учебного материала: проблемные задачи ставятся до объяснения усваиваемого материала, а не после. Кроме того, важным отличием является то, что на проблемном уроке актуализация приобретенных знаний не акцентируется, имеет скрытый характер, так как происходит в процессе подачи нового материала, в процессе решения новых проблемных задач.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Володин Н.Н., Чучалин А.Г., Шухов В.С. Вопросы непрерывного медицинского образования (проблемно-ориентированное обучение) // Лечащий врач. 2000. №3.

2. Геращенко И.Г., Зубарев  Ю.А., Шамардин А.И. Роль инноваций в спортивной педагогике // Теория и практика физической культуры. 1998. №4.

3. Кроль В.М. Психология  и педагогика. - М.: Высшая школа. 2001.

4. Крячко В.Б. Общая педагогика и теория решения изобретательских задач // Учителям о ТРИЗ. 1999. №3.

5. Кужель С.С. Итоги дискуссии «Роль преподавателей во внедрении проблемно-поисковых средств обучения» // Educational Technology & Society. 2002. №5.

6. Лептина И., Семенова Н. Применение эффективных технологий обучения // Учитель. 2003. №1.

7. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. - М.: Педагогика. 1977.

8. Обучение сотрудников  - классические теории обучения // Управление персоналом. 2000. №5.

9. Репкина Н.В. Сравнительный анализ развития младших школьников в условиях разных систем обучения // Сайт проекта Международная ассоциация развивающего обучения, прямая ссылка - http://maro.newmail.ru/vestnik/opit_raboti/opit2.htm

10. Репкина Н.В. Что такое развивающее обучение? Научно-популярный очерк. Томск: Пеленг. 1993.

11. Скосарев Ю.П. К разработке модели системы проблемного обучения в вузе // Сайт проекта Интернет-конференции «Актуальные проблемы медицинского образования», прямая ссылка - http://vgmu.vitebsk.net/intconf/sect3/1.htm


Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"