Контрольная работа по "Педагогике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

1. Задание 1. Вопрос №17: Педагогические взгляды Дж. Локка и Р. Оуэна.
2. Задание 2. Вопрос №44: Характеристика методов контроля и самоконтроля учебно - позновательной деятельности учащихся, особенности его реализации на занятиях физической культуры, учебно-тренировочной деятельности.
3. Задание3. Вопрос №71: Методы педагогического стимулирования и коррекции поведения, особенности реализации на занятиях физической культуры, учебно-тренировочной деятельности.
4. Практическая задача.

Вложенные файлы: 1 файл

Педагогика.doc

— 53.54 Кб (Скачать файл)

Министерство спорта и  туризма РБ

УО «Белорусского Государственного университета

Физической культуры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по

 

Педагогике

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студента 3-го курса з.ф.о.

Факультета МВС

Группы №232

Сергеенко Сергея

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2009

 

Содержание:

Ход  выполнения контрольной работы:

1. Задание 1. Вопрос №17: Педагогические взгляды Дж. Локка и Р. Оуэна.

2.  Задание 2. Вопрос №44: Характеристика методов контроля и самоконтроля учебно - позновательной деятельности учащихся, особенности его реализации на занятиях физической культуры, учебно-тренировочной деятельности.

3.  Задание3. Вопрос №71: Методы педагогического стимулирования и коррекции поведения, особенности реализации на занятиях физической культуры, учебно-тренировочной деятельности.

4.  Практическая задача.

 

 Задание 1. Вопрос №17: Педагогические взгляды Дж. Локка и Р. Оуэна.

Педагогический взгляд со стороны Локка: В своих трудах Локк стремился обосновать смену королевской власти и новое государственное устройство в Англии. Он отстаивал договорную теорию происхождения государства и теoрию «естественного права», доказывал, что люди сначала жили в естественном состоянии и были свободны и равны. Свои естественные права люди добровольно передали правителям для того, чтобы они защищали их жизнь, свободу и имущество. Отсюда следовало, что носителем верховной власти является народ, который может взять обратно власть, переданную им когда-то монарху, если тот не выполняет своих обязанностей.

В основном философском труде «Опыт  о человеческом разуме» (1690) Локк стремился  доказать, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой  доске» (tabula rasa). Из этого положения  вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. Учение Локка  о происхождении знаний и идей из чувственного опыта вооружало  буржуазию на борьбу против широко распространенных в то время утверждений  идеологов феодальной аристократии о врожденности идей, «рыцарских качеств», способностей к управлению государством, особых прав знати на образование.

Представления приходят в наше сознание через ощущения, через органы чувств, утверждает Локк. Это главнейшее средство познания мира. Таким образом, он здесь  становится на позиции материалистического  сенсуализма. Однако философия Локка  дуалистична. По его мнению, кроме  внешнего опыта, существует опыт внутренний, являющийся собственной деятельностью  рассудка. Это свидетельствует о  наличии в его философии идеалистических  элементов, которые ярко подчеркиваются и утверждениями, что истина заключается  не в отражении в нашем сознании объективной действительности, а  в согласовании представлений и  понятий друг с другом. Исходя из этих положений, Локк разработал ряд  вопросов эмпирической психологии, базирующейся на самонаблюдении. Он указывает на особое значение разума человека, который  оценивает наш выбор, определяет то, что доставляет человеку счастье  и пользу. Воспитание разума поэтому  приобретает особо важную роль.

На отрицании врожденных моральных  идей основывается этика Локка. Добро  — это то, что может причинить  или увеличить удовольствие, уменьшить  страдание и уберечь от зла. А  зло — то, что может причинить  или увеличить страдания, уменьшить  удовольствие, лишить блага. Эти положения  были направлены против феодальной религиозной  этики. В то же время Локк не отрицал  наличия бога как творца и создателя  всех вещей и считал, что следует  очень рано запечатлеть в душе ребенка прочные понятия о  божестве и важности религии.

Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании» (1693).

Воспитание джентльмена.

Из всех людей, с которыми мы встречаемся, девять десятых становится тем, что  они есть: добрыми или злыми, полезными  или нет, благодаря воспитанию, говорил  Локк. Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего «вести «свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого  человека.

Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, ибо школа, по мнению Локка, это учреждение, где собрана  «пестрая толпа дурно воспитанных  порочных мальчиков всякого состояния». Настоящий джентльмен воспитывается  дома, ибо «даже недостатки домашнего  воспитания несравненно полезнее приобретаемых  в школе знаний и умений». Локк, исходя из практики аристократических  семейств, рекомендовал поручить все  дело воспитания джентльмена хорошо подготовленному, солидному воспитателю.

Огромное значение Локк придавал физическому  воспитанию. «Здоровье необходимо нам  для наших дел и нашего благополучия», — говорил он и предлагал тщательно  разработанную, стоявшую на уровне науки  того времени систему. «В здоровом теле — здоровый дух», — подчеркивал  он. Необходимо поэтому с раннего  детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил  усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.

 

Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости. «Джентльмен должен быть воспитан так, чтобы во всякое время быть готовым надеть оружие и стать солдатом».

Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил из принципа пользы и интересов  личности. Настоящий джентльмен —  это тот, кто умеет достичь  собственного счастья, но в то же время  не препятствует в этом другим джентльменам. Люди должны быть «мудрыми» и не только добиваться того, что им хочется, но и учитывать реальные возможности. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным. Он должен уметь подчинять себя велениям рассудка. Но в трактовке Локка, по словам Маркса, «буржуазный рассудок есть нормальный человеческий рассудок...»

Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование —  важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и  не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь  и дружба».

Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. «Примите за несомненную истину, —  говорит Локк, — что какие бы наставления ни давали ребенку и  какими бы мудрыми уроками благовоспитанности ни пичкали его ежедневно, наибольшее влияние на его поведение будет  все-таки оказывать компания, в которой  он находится, и образ действий тех, кто ходит за ним». Особенно важно  воспитание устойчивых положительных  привычек у детей.

«Детей нельзя воспитывать правилами, которые ускользают из памяти. Если вы считаете необходимым приучить их к чему-нибудь, укорените это посредством  практики всякий раз, как представится случай, и, если возможно, сами создайте случай».

Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов  грубостью, насилием, необходимый результат  дадут ласковые слова, кроткое, как  бы случайное внушение, сделанное  в форме напоминания о том, что дети забыли. Нельзя прививать  несколько привычек одновременно. Задача воспитателя заключается в том, чтобы закрепить сначала одну привычку, а затем уже перейти  к воспитанию другой.

Для правильного направления всего  воспитательного процесса следует  внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать  за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его  преобладающие страсти и господствующие наклонности», надо замечать различные  качества ребенка, «ибо сообразно различиям  этих качеств должны различаться  и ваши методы...».

Локк выступал противником телесных наказаний, считая, что «рабская дисциплина создает и рабский характер». Но в случаях упорного нежелания  ребенка проявить беспрекословное  послушание вполне допускал телесные наказания.

Локк придавал значение религиозному воспитанию, но считал, что главное  — не приучать детей к обрядам, а вызывать любовь и почтение к  богу как высшему существу.

Содержание обучения джентльмена, по Локку, значительно шире, чем это  было принято в то время. Джентльмена  надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку (латынь не для всех; для тех, кто будет заниматься торговыми делами, сельским хозяйством, этот язык не нужен), географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике, а также следует дать ему основные сведения по истории и законоведению, бухгалтерии, обучать верховой езде и танцам.

Эта программа решительно порывает со средневековыми традициями. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Знаниям  следовало придать практический характер.

Локк рекомендовал, чтобы воспитанник  занимался каким-либо ремеслом (столярным, токарным, плотничьим) или садоводством и сельским хозяйством, а также  парфюмерным делом, лакированием и  гравированием. Необходимость трудового  воспитания он мотивировал тем, что  труд на свежем воздухе полезен для  здоровья, а знание ремесел может  пригодиться деловому человеку как  предпринимателю. Труд предотвращает  возможность вредной праздности.

 

Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность. Недопустимо превращать учение в  занятия, которые ребенку неприятны. Учитель должен использовать стремление детей к новому, но в то же время  приучить их заниматься и неинтересным. Широко следует использовать детское  любопытство, ибо из него вырастает  стремление к знаниям. К детским  вопросам надо относиться со всем вниманием, не давать лживых и уклончивых ответов. Необходимо развивать у детей  понимание и способность к  самостоятельным суждениям.

Антидемократический проект Локка  о «рабочих школах».

Выше мы уже отмечали отрицательное  отношение Локка к школам. Он считал необходимым изолировать будущего джентльмена от влияния «грубой  массы», от детей простолюдинов, которые, по его мнению, способны только на то, чтобы «с ловкостью и проворством  обкрадывать фруктовые сады».

Это нескрываемое презрение Локка  к народу с особой ясностью выражено в его записке о «рабочих школах». По его мнению, «дети рабочего люда»  всегда ложатся бременем на общество. Поэтому в каждом приходе следует  организовать «рабочие школы», куда в  обязательном порядке направлять тех  детей с 3 до 14 лет, родители которых  нищенствуют и обращаются за пособием. Эти дети будут питаться в школе  только «хлебом досыта». В холодное время, если это будет признано нужным, можно добавлять к этому немного  теплой кашицы. И эту скудную пищу дети должны отработать: прясть, вязать и т. д. Изделия детей будут  продаваться и окупать их содержание. Особенно важно, указывает он, что детей из школы очень удобно будет водить в церковь под надзором учителей, что станет могучим воспитательным средством. Мастера со стороны смогут брать себе учеников за плату, вносимую в школу. Тем самым дети будут работать на мастеров и фабрикантов.

Локк своими философскими и педагогическими  трудами, своей теорией договорного  происхождения государства и  «естественного права» оказал значительное влияние на французских просветителей, хотя созданные ими учения значительно  отличались от педагогической системы  Локка, особенно своими социальными  и прогрессивными установками. (Книга Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф. Шабаева, "История педагогики")

Педагогический взгляд со стороны Оуэна: Деятельность Оуэна в Нью-Лэнарке. Роберт Оуэн (1771—1858) родился в семье ремесленника и рано начал жить своим трудом. Отличаясь недюжинными способностями, он в двадцать лет стал уже руководить крупным предприятием. Он видел ужасающие условия, в которых находились трудящиеся.

Оуэн понимал, что капитализм несет  страдания народным массам, и стал разрабатывать реформаторские планы, которые должны были улучшить положение рабочих. С 1800 года Оуэн встал во главе большой бумагопрядильной фабрики в Ныо-Лэнарке, в Шотландии. Условия труда на этой фабрике были такие же, как и на остальных фабриках того времени: рабочий день продолжался 13—14 часов, заработная плата была ничтожной, жилищные условия ужасны. Культурный и моральный уровень рабочих был низким. На фабрике широко применялся детский труд (многие дети работали уже в возрасте 6—7 лет).

Исходя из положения, что каждый человек является продуктом окружающей его среды, Оуэн решил улучшить условия  жизни и труда рабочих. Он сократил рабочий день до 10 1/2 часов, значительно  увеличил заработную плату, построил для  рабочих новые жилища, организовал  для них разумный отдых. Оуэн категорически  запретил привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образовательных  детских учреждений: школу маленьких  детей — от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский  сад и площадку для игр; начальную  школу для детей от 6 до 10 лет; вечернюю школу для подростков, работающих на производстве. Для взрослых рабочих  и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения.

Очень заботился Оуэн о школе  для маленьких детей. Здесь дети учились пению и танцам, много  времени проводили на свежем воздухе. Особое внимание было уделено физическому  воспитанию, гимнастике, играм. Большое  значение придавалось воспитанию детей  в духе коллективизма. Детям подробно разъясняли правила коллективного  общения, указывали, что они не должны обижать своих товарищей, а уважать  их и оказывать им помощь, когда  это необходимо. В этой школе не проводилось систематическое обучение письму и чтению, грамоте детей  учили в процессе бесед о природе, об окружающих предметах и явлениях. Много внимания уделялось эстетическому  воспитанию, музыкальным и ритмическим  занятиям.

При этом Оуэн справедливо полагал, что не следует давать детям учебных  книг, которые пронизаны религиозной  идеологией. Для воспитания маленьких  детей Оуэном были приглашены молодые  рабочий и работница с фабрики, хотя и не подготовленные педагогически, но внимательно и ласково обращавшиеся с детьми. В начальной школе  учащиеся изучали родной язык, арифметику, географию, естествознание и историю. Иначе говоря, курс начальной школы  был неизмеримо шире, чем во всех других английских начальных школах. Кроме того, Оуэн совершенно исключил из школы обычное для того времени  религиозно-догматическое обучение. Он стремился дать детям доступные  для их возраста знания, развить  их мышление. Все обучение строилось  на основе широкого применения наглядности: стены школы были покрыты рисунками, изображавшими животных и растения; на занятиях использовались различные  наглядные пособия.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"