Контрольная работа по "Психология и педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

Психика человека, основные формы проявления психики.
Основные методы воспитания. Метод положительного примера.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 32.83 Кб (Скачать файл)

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРЕНИМАТЕЛЬСТВА

 

 

 

 

 

 

 

 

            КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

              По дисциплине: Психология и педагогика

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 1-го курса (заоч.)

                                                                Специальность:

                                                                 Юриспруденция

                                                                                Шифр ЮБ-ЗП-02-14-052

                                                                                Шашмурина Елена 

                                                           Григорьевна

                                    

 

 

 

 

 

                                  Чита, 2015 

Вариант 11

  1. Психика человека, основные формы проявления психики.
  2. Основные методы воспитания. Метод положительного примера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность - важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления.

Активное отражение действительности - важнейшее свойство

дифференцированного, обладающего многоуровневыми связями между различными отделами - высокоорганизованного мозга. Оно присуще и

животным, и человеку.  Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем

большими способностями обладает психика, тем более она развита. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.

Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Например, если вам не хочется делать уроки или готовиться к экзамену, очень полезно представить себе свое будущее эмоциональное состояние. Что вы будете чувствовать, когда вас вызовут, а вы не сможете сказать ни слова. Что будете испытывать, когда вас будут спрашивать о результатах экзамена. Такое «эмоциональное предвосхищение», как правило, позволяет преодолеть лень и начать заниматься.

 Психика (от греч. Psychikos - душевный) - форма активного

отображения субъектом объективной реальности, возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Современное понимание сущности психики разработано в трудах Н. А. Бернштейна, Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна и др. Психика возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве. В процессе эволюции животных психика развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, например, обезьянам. Удовлетворение своих потребностей животное осуществляет посредством активных движений в окружающей среде, совокупности которых характеризуют его поведение. Успешное поведение опирается на предваряющий его поиск.

Основная функция психики заключается, следовательно, в поиске на основе возникшей потребности определенных движений и действий, нацеленных на ее удовлетворение, опробовании этих двигательных актов, приводящем к формированию обобщенного образа реальной ситуации, и, наконец, в контроле за реализацией движений и действий, осуществляемых в плане уже сформировавшегося образа реальности.

Поиск и опробование будущих действий человек осуществляет в плане идеальных образов, которые строятся на основе речевого общения с помощью таких психических процессов, как ощущение, восприятие, память, чувства, мышление. Процессы внимания и воли контролируют адекватное выполнение найденных и опробованных действий, соответствующих определенным условиям.

В основе развития человеческой психики лежит овладение индивидом исторически сформировавшимися общественными потребностями и способностями, необходимыми ему для включения в трудовую и общественную жизнь. На начальном этапе психического развития (в младенческом возрасте) ребенок с помощью взрослых активно усваивает потребность и определенный навык общения с ними. Следующий этап развития психики ребенка (ранний возраст) связан с овладением основами предметно-манипулятивной деятельности, позволяющей ему освоить общественно выработанные способы использования простейших предметов.

При этом у ребенка формируются способности к универсальным движениям рук, к решению простых двигательных задач (начало мышления) и способность занимать собственную позицию внутри отношений со взрослыми и сверстниками (возникновение у ребенка установки «Я сам»).

На следующем этапе в процессе игровой деятельности у ребенка в возрасте от 3 до 6-7 лет формируются способность к воображению и к употреблению различных символов. В школьном возрасте ребенок на основе учебной деятельности приобщается к таким формам культуры, как наука, искусство, этика, право. Психическое развитие ребенка в этот период связано с формированием у него основ логического мышления, потребности в труде и навыков трудовой деятельности.

На всех этапах развитие психики человеческого индивида подчиняется закону, сформулированному Выготским: «Всякая высшая психическая функция в развитии ребенка появляется на сцене дважды: сперва как деятельность коллективная, социальная... второй раз как деятельность индивидуальная, как внутренний способ мышления ребенка».

Приведенные соображения о несовпадении души и психики есть констатация сложившегося положения вещей. Их не следует воспринимать как критику в адрес науки. Психология действительно выполнила поставленную перед собой задачу. Изучая психику (в ее новом понимании) не-психологическими методами, она стала объективной наукой. Сегодня ее методическая вооруженность и изощренность при изучении психических процессов и функций вполне сопоставимы со многими разделами физиологии, биофизики, биомеханики, генетики, информатики и др. наук, с которыми она тесно сотрудничает.

 

Формы проявления психики

Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.

 Теперь рассмотрим  формы ее проявления. Вы сами, наверное, неоднократно наблюдали, как одно и то же событие одного человека волнует, а другого оставляет безразличным. Видели, как при нападении на хозяина одна собака начинает его защищать, а другая - прячется за него.

 Как стало известно, чем сложнее структура мозга, тем шире возможности психики. Выделяют три основных категории, с помощью которых можно определить  особенности психики человека: Мы можем видеть проявление психики по состояниям: например, устойчивому интересу, творческому подъему, апатии, депрессии и т.д. Психических состояний много, они возникают из совокупности физиологических и внешних факторов. Например, при взаимодействии с другим человеком мы можем наблюдать, как возникают эмоции негативного или позитивного характера, они же погружают нас в определенное состояние. Из-за того, что человеческая психика сложна, чаще всего эти состояния формируются с помощью многих факторов.

Свойства личности – еще одно проявление психики. Это направленности, темперамент, характер и способности. Они формируются под влиянием многих факторов, и это еще один пример, насколько тесно взаимосвязаны психика и организм: давно доказано, что химический состав человека, группа крови прямо влияет на его темперамент. Так, холерики, меланхолики, флегматики и сангвиники отличаются не только реакциями, внешностью и строением тела, но и предрасположенностью к разным заболеваниям, что говорит об отличии в строении каждого типа. Также на направленности человека влияют и внешние факторы: воспитание, характер взаимодействия с другими людьми.

И, наконец, третья категория форм проявления психики – психические процессы. Они, в свою очередь, делятся на два типа: познавательные; эмоционально-волевые. Человек познает окружающую действительность с помощью органов чувств, а информация, поступающая от них, обрабатывается мозгом и «оценивается» психикой. Так люди испытывают ощущения, у них есть восприятие, память, мышление, воображение, речь и внимание. С помощью этих «инструментов» они проявляют свои психические способности.

Помимо участия в «информационной» деятельности, психика участвует в формировании эмоционально-волевой сферы, с помощью которой и проявляется.

 Каждый человек обладает  волевыми качествами, которые развиты  в разной степени. Они – признак  психических возможностей, и чем  более развита воля, тем, естественно, они шире. Чувства - также признак  психики и одновременно форма  ее проявления. Существует множество  оттенков чувств, и некоторые  испытывали их, а некоторые нет  из-за того, что психика еще не имеет такой сложной структуры, какую требую эти чувства. Например, одно из самых сложных чувств любовь: кто-то влюбляется, но это не затрагивает «глубинные слои» его личности, а другой, когда влюбляется, то испытывает очень сложный «коктейль» чувств, который оставляет большой отпечаток на его личности. Именно поэтому можно часто услышать разговоры о том, что любви нет: те, кто так говорит, еще не могут ее испытать так сильно, как представляют. Таким образом, психика и организм тесно связаны и развиваются параллельно, по мере деятельности человека: с помощью познания и взаимодействия с окружением.

 

 

 

 

 

Методы воспитания - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведения воспитуемых для решения педагогических задач в совместной деятельности (общении) последних с педагогом - воспитателем.

Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Последними являются прежде всего предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач.

Метод воспитания реализуется через деятельность педагога -воспитателя, средство же может влиять вне ее. Скажем, оказывает влияние газета, книга, кинофильм) телепередача и без педагога (нередко и вопреки советам наставников, если эти средства несут аморальную информацию).

Методы можно сгруппировать. В научной педагогике есть разные классификационные схемы. Анализ их - дело теоретических исследований, а для практической работы педагога больше всего подходит следующая:

- во-первых, методы, с помощью  которых прежде всего формируются  взгляды (представления, понятия) воспитуемых  и осуществляется оперативный  обмен информацией в педагогической  системе между ее членами;

- во-вторых, методы, с помощью  которых прежде всего организуется  деятельность воспитуемых и стимулируются  позитивные ее мотивы;

- в-третьих, методы, с помощью  которых прежде всего стимулируются  самооценки и оказывается помощь  воспитуемым в саморегуляции  их поведения, в  самоанализе, самовоспитании, а также производятся официальные оценки поступков обучаемых.

К первой группе относятся: различные виды изложения и предъявления информации (разъяснительной и предписывающей) в форме внушения, повествования, диалога, доказательства, инструктажа, реплики, развернутого рассказа лекционного типа, обращения-призыва и т.д. Все эти виды информационного воздействия имеют функцию убедить и с их помощью педагоги решают соответствующую главную задачу: сформировать взгляды о том, «что такое хорошо и что такое плохо», взгляды о Добре и Зле, о допустимом и недопустимом конечно, вместе с этим мировоззренческим развитием и на основе его формируются (и стимулируются) позитивные мотивы деятельности и общения. Эту группу информационных воздействий обобщенно называют методы убеждений.

Ко второй группе относятся: различные виды заданий на деятельность (индивидуальную и групповую) в виде поручений, требования, состязания, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха. Это - методы упражнений (приучений).

К третьей группе относятся: различные виды поощрений, замечаний, наказаний, ситуации контроля и самоконтроля, ситуации доверия, критики и самокритики. Это - методы оценки и самооценки.

Остановимся на более подробной характеристике отдельных методов.

Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание обучаемого для разъяснения фактов и явлений общественной и личной жизни, формирования взглядов.

Метод убеждения является ведущим в воспитательной работе. Умело пользоваться словом обязан каждый педагог. Нельзя безответственно бросаться словами, содержащими большой смысл, нельзя повторять часто общие фразы. Слово может быть величайшей воспитательной силой, может убеждать людей, звать их на подвиг. Но слово болтуна и лицемера сеет недоверие, вызывает разочарование и протесты, рождает конфликты и обиды.

Передовые воспитатели настойчиво работают, овладевая искусством убеждать. Они стараются сделать слово сильным и верным орудием педагогического действия.

Метод убеждения служит для формирования взглядов, которые в сознании воспитуемого, в его тезаурусе раньше не имелись (или не были закреплены), или для актуализации имеющихся знаний. 

Информация о работе Контрольная работа по "Психология и педагогика"