Контрольная работа по "Психология и педагогика"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 16:44, контрольная работа

Краткое описание

Психика человека, основные формы проявления психики.
Основные методы воспитания. Метод положительного примера.

Вложенные файлы: 1 файл

психология.docx

— 32.83 Кб (Скачать файл)

Владея искусством убеждения, можно решать разнообразные педагогические задачи и достигать конкретных целей воспитания.

Метод упражнений есть метод управления деятельностью обучаемых при помощи разнообразных повторяющихся дел, где каждый выполняет определенные поручения (задания).Этот метод способствует формированию единства сознания и поведения.

Метод упражнений в воспитании реализуется через поручения. Поручения (практические задания) создают и расширяют опыт обучаемых в различных видах деятельности, опыт личного предпринимательства. Приучение воспитанников к самостоятельному инициативному и добросовестному выполнению поручений, как показывает анализ педагогической практики, дело длительное и требующее неустанного внимания к нему.

В повседневной организаторской работе необходимо широко использовать метод упражнений (приучения), формирующий единство сознания и поведения.

Метод примера - это метод воздействия на созерцание, чувства и поведение воспитанников впечатляющим образом, способным оказать помощь в достижении педагогических целей В практической работе используются разнообразные средства книги и кинофильмы,  картины и факты из жизни, теле- и радиопередачи, наглядная агитация. Большое значение имеет личный пример педагога

Путем подражания у обучаемого формируются социально-нравственные (или аморальные) цели личного поведения, а также утверждаются те или иные способы деятельности.

Подражание сопровождается более или менее зрелыми самостоятельными суждениями. Вот почему подражание не есть только слепое копирование: оно формирует у воспитуемых и действия нового типа, как совпадающие в общих чертах с примером, так и оригинальные действия.

Метод поощрения - положительная оценка тех лучших качеств, которые появились в учебе и поступках обучаемого, метод наказания - это выявление ошибок в поведении и осуждение антиобщественных поступков.

Поощрения стимулируют правильную линию в поведении, наказания тормозят проявления недисциплинированности,  недобросовестности и

других отрицательных качеств.

Эти методы педагогического воздействия служат тому, чтобы помочь, обучаемым осознать свои достоинства или недостатки, стимулировать или тормозить определенное поведение, приучать контролировать свое поведение.

 

Метод положительного примера

Развитие личности происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры поведения и деятельности других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три условия: большие цели, большие препятствия и большие примеры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положительный пример как метод воспитания.

Многие мыслители и педагоги отмечали высокую педагогическую эффективность этого метода. Древнеримский философ Сенека утверждал: «Трудно привести к добру нравоучением, легко – примером». К.Д. Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Сущность положительного примера как метода воспитания состоит в использовании лучших образцов поведения и деятельности других людей для возбуждения у учащихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражательность. Раскрывая характер подражательной деятельности ребенка, французский психолог Анри Валлон писал: «Подражание – это вызывание действия внешней моделью». Я.А. Коменский, указывая на воспитательную роль подражательности, отмечал, что дети «учатся раньше подражать, чем познавать».

Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уровнем развития, и у них появляется потребность в совершенствовании своих личностных черт и качеств.

Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятельности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Наблюдая и анализируя живые образцы патриотизма, мужества, трудолюбия, культуры отношений между людьми, школьник отчетливее осмысливает сущность и содержание этих качеств. С этой точки зрения метод положительного примера выполняет своеобразную роль убеждения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирования у учащихся духовных потребностей, мотивов поведения и моральных установок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     
 

                             Библиографический список

 

  1. Н. Ю. Дмитриева ««Общая психология. Конспект лекций», серия

 «Экзамен в кармане»»: Москва; 2007

  1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб.

заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан;

 Под ред. И.В.Дубровиной. - М., Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.

  1. Крысько Владимир Гаврилович. Психология и педагогика :

курс лекций / В.Г. Крысько. - 4-е изд., испр. - М.: Изд-во Омега-Л, 2006. - 368 с. :

 ил., табл. - (Библиотека высшей школы).

  1. Немов Р.С.  Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений:

В 3 кн. - 4-е  изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 1:

Общие основы психологии. - 688 с.

  1. Электронный ресурс.  Зуев Ю.Ф.. Военная педагогика, 2010 

[http://med-books.info/psihologiya-pedagogika-voennaya/diagnostika-      individualnyih-svoystv.html]

  1. Столяренко Л.Д. С 81  Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. -672 с
  2. Электронный ресурс.  Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Гардарики, 1999. – 520 с. [http://www.pedlib.ru/Books/6/0265/6_0265-310.shtml]

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Психология и педагогика"